Часовня Казанской Иконы Божией Матери (д.Ворыпаевка) РАЗРУШЕНА |
|
В деревне Ворыпаевка есть предание о том, как одному из жителей привиделся Образ Божией Матери. Говорят, что после этого знамения и была построена деревянная Часовня Казанской Иконы Божией Матери. Часовня была сооружена в 1896 году в память «Священного коронования Их Императорских Величеств» на средства Хохлова и Швыркова. Освящена Часовня была во имя Казанской Иконы Божией Матери. Спустя время, близ Часовни был построен колодец. После освящения, местные жители стали называть его «Святой колодец». У Часовни и Святого колодца крестили младенцев - на ветках деревьев развешивали крестильные ленточки, чепчики. Яков Хохлов (попечитель строительства Часовни) был человек весьма зажиточный. В Коломне он имел собственную «Чайную» (позже «Дом колхозника», современный адрес ул.Яна Грунта, д. 6), где посетителей угощали пирогами и потчевали чаем из огромных медных самоваров. Жил он в городе, а в деревне Ворыпаевка у него была усадьба или, как сейчас скажут, дача. На усадьбе был разбит большой барский сад, работал садовник. Местная детвора лазила в сад за яблоками. Старожилы говорят: «Сорта были необыкновенные»…
В Ворыпаевке до революции жил еще один барин. Со слов старожилов: «Он не озорничал, был добрый и покладистый». Имел большое поголовье скота. На него работали рязанские батраки. Барин баловал крестьянских детей. Одного из них, Петьку, он особенно полюбил. Брал его с собой, когда ехал в город. Прибегала кухарка, стучала в окно и кричала: «Тетя Груша, тетя Груша! Барин в город едет! Где Петька? Пусть собирается…». Из города Петька приезжал с гостинцами: баранки, печенье и т.п. А когда весной в крестьянской семье пала лошадь, и глава семьи обратился к барину, то тот выделил для пахоты одну из своих лошадей. Денег у крестьянина не было (в семье было шестеро детей), но корову держали. «Рассчитаешься молоком», - сказал барин. Петька выучился, в советское время вступил в партию и в дальнейшем занимал только руководящие посты. Барский дом экспроприировали. В здании организовали красный уголок и клуб. Односельчане там танцевали и смотрели первый телевизор. Спустя время здание пошло на слом…
Со слов старожилов в деревню Ворыпаевку во времена гонений пришли жить три монахини. Это произошло после того, как было закрыто монашеское поселение (подворье или скит) у деревни Ворыпаевка. Более подробную информацию о монашеском поселении читайте на странице: «Монашеское поселение (д.Ворыпаевка)». Говорят, что председатель колхоза Иван Тарасович Тарасов приютил монахинь: предоставил им, пусть и убогое, но жилье. Человек он был большой души, со всеми бедами шли к нему. В деревне его называли «отец родной». Одна монахиня поселилась недалеко от Часовни в небольшом доме, можно сказать в сарае. Звали ее Варвара, ходила всегда в черном одеянии. Не единожды видели ее с вербой в руках. Говорят, впоследствии ушла в монастырь. Две другие монахини (одну звали Евдокия) поселились в доме на северной стороне деревни. Дом был очень ветхий, трудно и домом назвать - земляной пол, стены вросли в землю. Однажды по деревне прошел слух, что у монахинь в доме спрятано золото. Возможно, и были у них скромные украшения, но не более, так как жили в те годы очень бедно. В дом монахинь через крышу залез местный вор-рецидивист, который держал в страхе всю округу. Произошла трагедия - одну из монахинь преступник задушил, но и сам поплатился. Он пытался спрятаться в сенях, но кто-то из жителей увидел его тень и заколол душегуба вилами.
В дальнейшем, оставшаяся в живых монахиня Евдокия стала помогать неполной семье, где умерла жена, а муж воспитывал семерых детей. Дети выросли и разлетелись кто куда. Старожилы говорят: «Дети ее не любили. Не было у нее ни тепла, ни ласки. Вместо сердца - камень». На склоне лет Евдокия растила внука. Когда у нее появились проблемы со здоровьем (трахома – инфекционное заболевание глаз), монахиню увезли, возможно, в один из монастырей...
В смутные времена, при выборе самого первого председателя, стали решать, кого назначить на эту ответственную должность. «Давайте выберем Каштанова! Он самый бедный!», - кричали активисты. Он был не только самый бедный, но и самый ленивый. У дома Каштанова сгнило и упало крыльцо, починить которое он даже не пытался. Его детям приходилось выпрыгивать из дома прямо на землю. Председателя выбрали! Не прошло и года, как он развалил все хозяйство. После него председателем выбрали Ивана Тарасова - достойного человека, в котором потом души не чаяли…
В советские времена, когда все Церкви закрывали, житель деревни Хохлов Василий Алексеевич, возможно потомок Якова Хохлова, ходил в единственно действующую в Коломне Богоявленскую Церковь (в Гончарах). Жители давали ему по 50 копеек, а кто и более, чтобы Василий Алексеевич заказал молебен в Храме или поставил свечку. 4 ноября и 21 июля жители деревни всегда праздновали престольный праздник в честь Казанской Иконы Божией Матери.
Часовня Казанской Иконы Божией Матери была разрушена в советское время. Старожилы говорят, что на месте разрушенной Часовни в земле находили Иконы. Возможно, когда ломали Часовню кто-то пытался спасти Святыни, закапывая их в землю. Такие случаи не единичны в Коломенском районе. В некоторых селах жителей заставляли сжигать Храмовые Иконы, но они, улучив момент, закапывали их в землю... В Ворыпаевке в одном из деревенских домов хранилась огромная старинная Икона Казанской Божией Матери (размером от пола до потолка, красоты необыкновенной). Очевидцы рассказывают, что в детстве, заходя в дом, где была Икона, Образ Божией Матери с Иконы смотрел на них, куда бы они не вставали. Икона завораживала своим величием. Первые владельцы Иконы уехали в с.Шеметово, а Икону отдали Елене Сысоевой, которая была уже в преклонном возрасте. Через какое-то время к ней за Иконой пришли грабители, которые пытали женщину, требуя рассказать где находится Икона. Возможно, Икону успели передать в Богоявленскую Церковь (г.Коломна, в Гончарах), так как это единственный Храм, который не закрывался в советское время. После нападения Елена Сысоева долго болела и умерла.
В настоящее время место, где когда-то стояла Часовня Казанской Иконы Божией Матери, сильно заболочено. Чтобы попасть к Святому колодцу, необходимо долго балансировать по деревянным мосткам и преодолевать густые заросли. Большинство жителей Ворыпаевки давно не ходят за водой к Святому колодцу, а берут воду из собственных скважин. Хочется верить, что усердием верующих в деревне Ворыпаевка будет обустроен Святой источник и восстановлена Часовня во имя Казанской Иконы Божией Матери.
Видео: Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Монашеское поселение (д.Ворыпаевка)
Святой колодец (д.Ворыпаевка)
|
|