Церковь Воскресения Словущего была построена в селе Воловичи не позже ХVIII века. В 1789 г. к Воскресенской Церкви с.Воловичи был приписан приход Покровской Церкви с.Карасево, так как Храм в Карасево был упразднен по смерти священника и «по малоприходству» (10 дворов). После упразднения Коломенской епархии, вероятно, кем-то был поднят вопрос о карасевской церкви. Резолюция митрополита Платона 1800 г., подтверждающая упразднение храма: «В селе Карасёве священника нет, а приходу только 9 дворов, приписать её к ближней церкви, а дьячку и пономарю велеть искать других мест». В 1849 г. помещики коломенской округи Елизавета Петровна Осипова и её сын, губернский секретарь Николай Михайлович Осипов, просили его высокопреосвященство определить к приписной Покровской церкви с. Карасёва особого церковного старосту. В ноябре 1855 г. на имя митрополита Филарета было отправлено прошение: «По благословению Вашего Высокопреосвященства, в имении нашем, с.Карасёве, приписанном к Воловичам, построена нашим иждивением каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая уже и освящена. В настоящее время богослужение в ней совершается причтом с.Волович весьма редко, между тем как при сей церкви находится кладбище и погребаются умершие крестьяне карасёвские, почему потребно более частое служение для поминовения, а с другой стороны, приход с.Волович расположен так, что одна половина его, именно сельцо Паново и деревни Семёновское и Змиево, ближе к селу Воловичам, а другая, и именно два сельца Большое и Малое Гришино и д. Большое Карасёво, ближе к с.Карасёву, а потому 1-й половине удобней являться к богослужению в церковь с. Волович, а 2-й половине в церковь с.Карасёва, и было бы справедливо, если бы богослужение совершалось в сих двух церквах по очереди. Если же Ваше Высокопреосвященство не признаете сего удобным, то не благоугодно ли будет предписать оному причту совершать богослужение по крайней мере в карасевской церкви через два, в третье воскресенье, а в торжественные праздники, когда богослужение по порядку должно совершаться в самостоятельной церкви, нам позволить приглашать для служения в карасевской церкви заштатных священников. Для облегчения и удобств причту с.Волович мы обязуемся доставлять подводы из с.Карасёва в с.Воловичи и обратно». Было решено вменить в обязанность причту Воскресенской церкви с. Волович отправлять богослужение в с.Карасёве через каждые две недели в третью, в торжественные и праздничные дни предоставить господам Осиповым «для служения в оной церкви приглашать благонадёжных из заштатных священников или иеромонахов из монастырей»… С 1884 г. к Воскресенской церкви с.Воловичи был определен священник Василий Платонович Покровский (г.р. 1836). В 1860 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию по 2 разряду и в 1861 г. был рукоположен во священника к церкви Святого мученика Иоанна Воина в с.Куркино Коломенского уезда (ныне в Ступинском районе). 1 мая 1861 г. о.Василий в собственном доме открыл школу и безвозмездно обучал в ней детей прихожан. В 1869 г. за открытие школы ему было преподано благословение Святейшего Синода. С 1869 по 1876 г. о.Василий преподавал в Куркинской земской школе в качестве учителя и законоучителя, после 1876 и до 1884 г. был только законоучителем. В 1872 г. о.Василий награжден набедренником, в 1875 г. - скуфьей, в 1877 г. - утвержден духовником благочиния, в 1879 г. награжден камилавкой. В 1883 г. о.Василий по состоянию здоровья был уволен за штат. В 1884 г. он был определен к Воскресенской церкви с.Воловичи Коломенского уезда и снова утвержден духовником благочиния. По его прошению в с. Воловичах была открыта церковно-приходская школа, в которой о.Василий с 1884 по 1887 г. безвозмездно был учителем и законоучителем. В 1887 г. о.Василий был переведен в Иоанно-Предтеченский Храм села Городищи. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Воскресенская Церковь с.Воловичи находилась напротив сельского кладбища. Рядом с Храмом росли два больших тополя. Местные жители называли деревянную Церковь Воскресения Словущего «Церковью у тополей». Недалеко от Храма в глубине участка находился дом священника, на участке был разбит прекрасный сад. В народе сад называли «Поповский». В наши дни, на бывшем участке батюшки был найден подсвечник. Справа к участку батюшки примыкал барский сад. Соседом священника был добрый и великодушный барин, который приглашал сельскую ребятню на сбор фруктов и ягод. Как говорят старожилы: «Всегда накормит и угостит местную детвору…». Деревянный Храм Воскресения Словущего сгорел в 20-е годы ХХ столетия. Нет точных данных - подожгли Церковь или произошло случайное возгорание. Во время пожара местные жители спасали Иконы и церковную утварь. Один из жителей вынес из горящей Церкви маленькую Иконку, с которой потом прошел всю Великую Отечественную войну. Как он говорил: "Иконка помогла ему остаться живым и невредимым в годы войны". В наши дни кто-то пустил слух, что похороненный на сельском кладбище батюшка был погребен с золотым нательным крестом. Несколько вандалов нашли могилу Священника и попытались сдвинуть надгробную плиту, но местные бабушки отстояли место погребения Священника и не допустили осквернения могилы. Точное место, где когда-то находилась деревянная Церковь Воскресения Словущего, указали местные жители. Черные копатели регулярно интересуются у старожилов местом расположения сгоревшего Храма. Возможно, заросшая траншея глубиной около метра, на месте бывшего Храма, является свидетельством деятельности черных следопытов. Хочется верить, что усердием верующих в селе Воловичи будет восстановлена утраченная Святыня!
Видео: Церковь Воскресения Христова (д.Воловичи)
|