За Акатьевом влево от дороги, ближе к Оке, виднеются руины каменной церкви Обновления храма Воскресения Христова, в с.
Васильево, построенной в 1712 г. тщанием прихожан. Церковь в с. Васильево уже в начале XX в. считалась памятником архитектуры, поэтому, когда причт задумал возвести пристройку между трапезной и колокольней для размещения там ризницы (на чертеже приведены нижний ярус колокольни и часть трапезной, а также, между пилястрами, помещение ризницы; приведён также план церкви), то понадобилось разрешение Археологического Общества. В 1910 г. разрешение было получено, и ризница по проекту архитектора И.Д. Боголепова построена.
Иван Дмитриевич Боголепов (1867 - после 1914) был местным уроженцем. Он родился в с. Воловичи Коломенского уезда. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1894 г. он получил звание неклассного художника архитектуры. Много строил в Коломенском уезде. В 1901 г. спроектировал церковь в уездной тюрьме, в 1908 г. - церковь в с. Лыково, в 1896 г. перестроил церковь в с. Городня. В 1910 г. наблюдал за строительством старообрядческого храма в Коломне.
Каменная церковная ограда была построена во 2-й половине XIX в. Её чертежи и план сохранились.
При церкви было училище, открытое священником Михаилом Спасским в собственном доме. В 1856 г. в училище обучались 5 мальчиков и 2 девочки, в 1867 г. - 7 мальчиков и девочка. Церковь каменная с такой же колокольней (сломана в советское время). В церковной библиотеке в 1916 г. было 90 книг. В приходе были две школы в с. Васильево и в сельце Акатьево. Была деревянная сторожка, приобретённая на собственные деньги церковным старостой Г. Львовым. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, с 1894 г. прибавился ещё псаломщик. В 1830-е гг. в храме служил священник Алексий Иванович Лебедев. В последней четверти XIX в. служил священник Димитрий Боголепов. Он был назначен благочинным. В 1896 г. заболел.
В 1896 г. в с. Васильево был переведён Михаил Васильевич Троицкий. Он родился в 1856 г. в Москве, в семье священника. В 1879 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. В 1880 г. рукоположен во священника к Казанской церкви с. Кишкина Серпуховского уезда (ныне в Ступинском районе Московской области). В 1881 г. переведён к Никольской церкви с. Подберезники Коломенского уезда. С 1892 по 1896 г. состоял духовником священноцерковнослужителей Верховлянского благочиния. С 1893 по 1896 г. состоял законоучителем устроенной его тщанием Подберезниковской церковноприходской школы, с 1896 г. - Васильевской земской школы, и с 1897 г. - Акатьевской земской. У о. Михаила и его жены Александры Сергеевны было девять детей: Александр, Василий, Александра, Мария, Сергей, Анна, Екатерина, Николай, Иван. В 1899 г. о. Михаилу сослужили диакон Николай Александрович Постников, и псаломщики Капитон Алексеевич Раевский и Иван Иванович Цветков.
Николай Александрович Постников (в 1916 г. ему было 44 года) был определён ко храму с. Васильево во диакона в 1898 г., в 1907 г. рукоположен во священника и назначен законоучителем земских школ с. Васильева и сельца Акатьева. В 1913 г. награждён набедренником. В 1894 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию со свидетельством 3-го класса. В 1894 г. поступил на службу учителем Мушкинской церковноприходской школы Звенигородского уезда и служил до 1898 г. У о. Николая и его жены Елизаветы Васильевны было четверо детей (Мария, Зоя, Антонина, Николай). Ему сослужили диакон Алексий Сергеевич Михайловский и псаломщики Меркурий Агафонович Агафонов и Алексей Фёдорович Смирнов. С 1916 г. церковным старостой храма был крестьянин с. Васильево Василий Петрович Щёлоков (55 лет).
Церковь с. Васильево закрыта в 1937 г. и после Великой Отечественной войны разобрана на кирпич для строительства свинарников. От главного храма остались части южной и восточной стен, апсида и основание колокольни. Почти полностью разрушен придел Святителя Николая. Богослужения проводятся в небольшом современном здании, пристроенном к руинам храма". Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны". Далее предлагаем Вам прочитать статью "Однажды в Акатьеве исчезла церковь..." опубликованную в газете "Региональные вести": "Когда мы начали выяснять подробности об одной акатьевской легенде, обнаружилось, что в селе этом поэтических фантастических сказаний так много, что, куда не глянь, обязательно наткнёшься на что-нибудь подобное - загадочное и интересное. Вот взять хотя бы название села. Некоторые читатели наверняка подумают: Акатьево стоит на Оке, вот вам и объяснение. А вот акатьевские старожилы говорят, что село изначально появилось на острове, со всех сторон омываемом, как бы «окатываемом» водами Оки. В какой-то момент река изменила направление, присоединив остров к остальной части суши и оставив после себя глубокие овраги. А название осталось. Есть и ещё интересная версия: будто в летописной повести о Куликовской битве среди крупнейших военачальников, павших в бою, упоминается Тимофей Акатьевич. Вполне возможно, что Акатьево принадлежало отцу этого воеводы, который и увековечил своё имя в названии населённого пункта.
Таинственное исчезновение церкви:
102-летняя жительница Акатьева (Коломенский район), Анна Лукашина в 2004 г. рассказала работникам местной библиотеки историю о том, что несколько веков назад между сёлами Васильево и Жилёво была церковь, большая и красивая. Однажды ночью на Пасху пришли люди в тот храм, а наутро обнаружилось, что исчезла и церковь, и молящиеся. Как сквозь землю провалились!
Больше старушка ничего не смогла рассказать по этому поводу. Нет и описания церкви, и уж тем более её изображений. «Большая и красивая». И всё.
- Я посчитала, что это могло случиться приблизительно в 1574 г., ведь Анна Лукашина эту историю услышала от прапрапрадеда, - рассказала директор сельской библиотеки Виктория Захарова.
- Мы собирали материал для книги об Акатьеве и много общались со старожилами, - вспоминает библиотекарь Валентина Дворова. - Эта история очень нас удивила. Ведь раньше мы ни о чём подобном не слышали. Сначала даже не поверили, но потом слова Анны Лукашиной стали подтверждать другие жители села, и нам ничего не оставалось, как признать, что такое действительно могло случиться несколько веков назад.
Тем более что в середине 40-х гг. прошлого века в Акатьево приезжали геологи, которые подтвердили: место болотистое, зыбкое…
Отец Александр, настоятель храма Воскресения Христова в Васильеве:
- Видимо, какой-то храм там действительно был. Возможно, что его затопило, когда течение реки изменило направление. Не исключено, что это была никакая не церковь, а монастырь, который по какой-то причине покинули монахи, и который со временем разрушился. И, наконец, эта легенда может вообще не иметь под собой реальных оснований. Дело в том, что храмы и раньше уходили под землю - случаи такие известны на Руси. Так что это вполне могло произойти в другом месте, а до Акатьева дошло с людской молвой.
Кстати, о похожей легенде «РВ» писали в прошлом году - о церкви в Оленьем вражке в Запрудах.
Говорят, в прошлом году в Акатьеве, близ места, где, по легенде, таинственно исчез храм, велись раскопки, в результате которых на глубине 40 см был обнаружен крестик и серебряные пуговицы.
Новая церковь:
Примерно через 150 лет после того, как не стало в Акатьеве церкви, в 1712 г., в соседнем селе Васильеве тщанием прихожан началось строительство новой церкви, получившей название Обновления храма Воскресения Христова (подробную информацию об этом можно прочитать в книге «Краткие сведения о всех церквях Московской епархии», 1874 г.). На протяжении последующих столетий храм постоянно обновлялся и достраивался.
Вот что помнят о нём местные жители: «Церковный ансамбль включал в себя церковь и впритык к ней колокольню с высоким шпилем. Внешне церковь казалась двухэтажной. Высокие окна, над ними полукружья - арки. Издалека был виден её высокий двухцветный четверик с куполом и единственной главкой. С запада к церкви примыкала небольшая колокольня с крупным верхним ярусом, с колоннами, карнизом и куполом, увенчанным высоким шпилем. С севера к летней церкви был пристроен предел во имя святителя Николая».
Кто задумал васильевскую церковь именно такой, неизвестно. Но, по оценкам специалистов, подобных изящных храмов на Руси было немного. В 30-е гг. XX в. богатая церковь была разграблена и разрушена, сейчас от неё осталась лишь одна стена и фрагмент пола, но по сохранившейся мозаике и по кускам белокаменных украшений можно судить, что за красавица была та церковь.
- Я училась в васильевской школе, которая как раз находилась рядом с храмом, - вспоминает Валентина Дворова. - Это было в 1945 г. На переменах мы часто играли в прятки в полуразрушенном здании, взбегали по лестнице на колокольню (позже её тоже разобрали). И, я помню, наверху нам всегда слышался какой-то гул - такой пронзительный, тревожный. Может быть, это был ветер, а может, ещё что - сказать трудно.Местные жители передали фотографию васильевской церкви в библиотеку, где она до сих пор и хранится - как напоминание об архитектурном памятнике прошлого, оставившем глубокий след в сердцах людей.
По реке плыла икона...
Это тоже одна из древних акатьевских легенд. Вот что рассказывают местные жители: «Икона Казанской Божьей Матери явилась на реке Оке. Плыла во время половодья. Первыми увидели её бурлаки, которые в этот момент тянули баржу. Остановились передохнуть и смотрят: ба-а, по реке икона плывёт! Торжественно, с крестным ходом, отнесли её жители села в церковь и поместили в правой части, у южного входа. В храме около неё всегда горела неугасимая лампада, и праздник в честь Казанского образа почитался наравне с престольным».
- Когда именно явилась на реке икона, неизвестно, - комментирует Виктория Захарова. - Единственный наш временной ориентир - бурлаки, их труд был особенно распространён в XVII-XVIII вв.Каменный брод:
И уж совсем загадочная акатьевская легенда связана с периодом татаро-монгольского нашествия. Якобы задумали враги пересечь Оку с той стороны, где в неё впадает Осётр. Никакого моста в том месте, разумеется, не было. Как перебраться? Говорят, что каждый воин принёс с собой к реке по камню. Из них сделали брод, по которому и перешли реку. С тех самых пор дно кое-где почти идеально ровное.
- В тех местах река очень глубокая, брод есть, но немного выше, - не подтверждает и не опровергает, а, скорее, рассуждает библиотекарь Валентина Дворова. - Если и несли туда камни, то сколько же нужно было их положить на дно, чтобы сделать переход?! Может быть, это было где-то в районе Зиновьева, там река как раз сужается… К сожалению, никакой информации, подтверждающей эту легенду, у нас пока нет".
Первоисточник: газета "Региональные вести". Далее предлагаем Вам прочитать описание Церкви в честь Обновления Храма Воскресения Христова в селе Васильево, опубликованное на сайте Московской епархии:
"Церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова (Воскресения словущего) была основана в 1712 г., позднее храм достраивался и поновлялся.
Церковь представляла собой высокий двусветный четверик с куполом и единственной главкой. С запада к зданию примыкала небольшая колокольня с колоннами, с круглым верхним ярусом и куполом, увенчанным высоким шпилем. С севера к летней церкви был пристроен придел во имя святителя Николая. Земли воскресенского прихода в XVIII-XIX вв. принадлежали роду графов Санти, итальянский предок которых перешел на службу к Петру I. Кроме средств от прихода, васильевский священник получал жалование от семейства Санти. Рядом с храмом располагался княжеский некрополь, от которого остался только памятник А.Санти из белого мрамора. В 1830-е гг. настоятелем церкви был священник Алексий Лебедев. Всего в приходе состояло более 2200 душ. На рубеже XIX-XX вв. недалеко от храма выстроили деревянную церковноприходскую школу.
К югу, на берегу Оки, находится чтимый Казанский источник. По церковному преданию, на этом источнике была обретена в XIX в. Казанская икона Божией Матери. Образ перенесли в церковь и поместили на стене у южного входа. Под иконой горела неугасимая лампада, и праздник в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы почитался наравне с престольными. В 1911 году в Воскресенской церкви с.Васильево служил псаломщиком Румянцев Василий Порфирьевич. Он родился в 1872 г. в Московской губ., д. Ржавки. В 1882 году закончил трехклассную сельскую школу. В 1883 году поступил и в 1889 закончил Заиконоспасское духовное училище. С 1889 по 1894 гг. был певчим частного хорала в Московской губ. С 1894 по 1910 гг. работает в Москве писарем Министерского губернского казначейства. Служит псаломщиком в Воскресенской церкви с. Васильево. Дата окончания 1911 г. Дата начала служения неизвестна. С 1911 по 1923 гг. служит псаломщиком в Успенской церкви с. Литвиново Московской епархии, Московской губ., Московского уезда. С 1923 г. по апрель 1938 г. является священником Спасской церкви с. Андреевка Московской епархии, Московской обл., Солнечногорского р-на. 14 апреля 1938 года Румянцев Василий Порфирьевич был арестован. 16 июля 1938 г. приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в том, что как "главарь повстанческой духовной контрреволюционной группы, под предлогом спевки собирает бывших кулаков, контрреволюционная агитация, восхваление врагов народа - участников право-троцкистского блока, террористические настроения". 3 августа 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. В 1930-е гг. церковь в с. Васильево была закрыта. В послевоенные годы храм разрушили для строительства свинарников. Стены подрывали динамитными шашками, растаскивали тракторами. В результате редкостный памятник зодчества начала XVIII в. практически утрачен. От него остались только апсида с фрагментом восточной стены, два южных угловых пилона, опорные столпы звонницы и часть мозаичного пола XX в.
Община Воскресенского храма была воссоздана в 1997 г. Небольшой крестильный храм возвели заново. Налажено регулярное богослужение, на приходе, в соседнем селе Акатьеве, действует воскресная школа для детей и для взрослых. Рядом с церковью строится церковный дом.
Видео: Церковь Воскресения Христова (с.Васильево)
|