ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г.Коломна)

Время возникновения монастыря - 1385 г. В житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, указывается, что монастырь основан по велению святого благоверного князя Димитрия Донского самим Преподобным и его учеником Григорием. Игумен Григорий, прозванный Голутвинским, или Коломенским, причислен к лику святых, чтимых местно, то есть в пределах прежде всего Московской епархии. Большинство исторических источников связывает основание монастыря с обетом, который дал князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой. Он сам выбрал место для монастыря и просил Преподобного Сергия благословить его, Сергий, придя в Коломну, как всегда, пешком, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями, великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил Преподобного Сергия благословить одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим в присутствии самого Преподобного Сергия, который вручил Григорию свой игуменский жезл из черного дуба. Жезл этот благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 1920-х гг. Опись монастырской ризницы 1-й половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах Преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель. Предание утверждает, что Преподобный Сергий лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в начале XVIII в., и носят в народе название «камушки Преподобного». При раскопках в подклете было обнаружено место первоначального захоронения преподобного Григория Голутвинского. В писцовых книгах XVI в, монастырь описывается так: «Да за посадом у Оки реки усть реки Москвы монастырь Голутвин, а в монастыре церкви: Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, каменна, а другая церковь Сергий Чудотворец с трапезною каменная ж, трапеза ветха, вход обвалился, а под ними подклеты каменны». До 1947 г. собор окружала с трех сторон крытая сводчатая галерея. Он перестроен в начале XIX в. (возможно, до перестройки был пятиглавым). Примерно во 2-й четверти XV в. построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Эта церковь в 1577 г. упоминается каменной, уже ветхой, с трапезной. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий (управлял монастырем с 1612 по 1614 г.). При игумене Евфимии (1618-1619) монастырь восстанавливался после разрухи Смутного времени. В Богоявленском Голутвине монастыре принял монашеский постриг Антон Суханов, в монашестве Арсений (ум. 1668, в Троице-Сергиеве монастыре), келарь Троице-Сергиева монастыря, дипломат, писатель, некоторое время заведовал Московским Печатным двором. После 1622 г. он служил в Голутвине монастыре дьячком. Рукоположен во иеродиакона епископом Коломенским и Каширским Рафаилом. С 1633 г. Арсений был архидиаконом при Патриархе Филарете, его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. После смерти Патриарха, в 1634 г., Арсений поселился в Чудовом монастыре в Московском Кремле, принимал участие в Соборах, приемах иностранных послов. В 1637-1640 гг. участвовал в посольстве в Грузию, в 1642 г. рукоположен во иеромонаха, в 1645 г. назначен строителем Троицкого Богоявленского монастыря в Кремле. В 1649-1650 гг. ездил в Молдавию и Валахию. В 1649 г. в Москву приехал для сбора милостыни для храма Гроба Господня Иерусалимский Патриарх Паисий. Он обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греческими Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием «в Иерусалим, и в Александрию, и в Святые Горы, и в Царьград» Арсения, которому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». Арсений узнал, что на Афоне греческие монахи объявили еретиком сербского старца Дамаскина, который защищал двуперстие, ссылаясь в доказательство своей правоты на книги московской печати. Дамаскин был выдан турецким властям и посажен в тюрьму, а книги, изданные в Москве, сожжены. Арсений защищал двуперстие, в спорах с греками он отрицал безусловную авторитетность греческой церковной традиции для Русской Церкви, поскольку русские «Крещение приняли от апостола Андрея... а не от вас, греков», по мнению Арсения, под властью турок греки во многом отступили от церковных канонов, он писал - «у греков христианства почти нет». В 1651-1653 гг. Арсений отправился в Константинополь и затем в Иерусалим для ознакомления с богослужением греческих Церквей: особый интерес для русских властей представляли службы в Великую субботу и чудо схождения Святого огня во время Пасхального богослужения. Арсений получил список вопросов к Константинопольскому Патриарху. Узнав, что Патриарх убит, Арсений направился в Египет, где задавал вопросы Патриарху Александрийскому, потом в Иерусалим и через Дамаск и Кавказ вернулся в Россию. Он покупал книги, карты, привез модель храма Гроба Господня. В 1653-1655 г. ездил на Афон за древними греческими и славянскими рукописями. Привезенные Арсением ценнейшие рукописи позднее составили основу Синодальной библиотеки. Архидиакон Павел Алеппский оставил описание монастыря, каким он был в 1656 г.: «Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления... Вход в эту церковь чудный высокий, с трех сторон, кругом - галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия... Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных». XVIII в. ознаменовался крутыми поворотами в судьбе древней обители. Взамен древнего и ветхого в начале XVIII в., на средства бывшего строителя Московского Андреевского монастыря Авраамия, был возведен новый Богоявленский собор (ныне существующий). В 1701 г. собор доведен до сводов. Авраамий (ум. не ранее 1702 г.) около 1660 г. поступил в число братии Андреевского монастыря, пользовался расположением основателя обители, благочестивого боярина Федора Ртищева. В 1662 г. поставлен строителем обители и пребывал в этой должности до 1697 г. Авраамий написал челобитную царю Петру I. Он писал о нестроениях в государстве после прихода к власти Петра I, напоминал царю об ответственности государя за врученную ему Богом державу. Авраамий видел главную причину нестроений в государстве в том, что царь ведет себя не как «совершен муж», доверил управление «похотникам и мздоимцам», которые «губят государство нагло». Призывал ограничить личные расходы царя, перечислял примеры негосударственного поведения молодого царя: «потехи» на Переславском озере, путешествие в Архангельск, азовские походы, забавы в подмосковных усадьбах, невинную смерть от пыток Авраамия Лопухина. Вручить челобитную Петру Авраамий попытался при посещении царем и главой Преображенского (пыточного) приказа князем-кесарем Ф.Ю. Ромодановским, при возвращении из 2-го Азовского похода, его кельи. В келью старца царь пришел смотреть изготовленный Авраамием и Иваном Тихоновичем Посошковым (автор «Книги о скудости и богатстве» - одного из первых русских экономических трактатов) «денежный стан». 7 января 1697 г. началось следствие, которое вел лично Ромодановский. Авраамия дважды поднимали на дыбу, били кнутом. По окончании следствия отправили в Голутвин монастырь. Из заточения Авраамий отправил царю еще одну челобитную. Авраамия лишили бумаги и чернил и запретили кому-либо видеться с ним. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, то есть все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Первым из настоятелей монастыря, возведенных в этот сан, был игумен Иоасаф (управлял монастырем с 1708 по 1724 г.). Далее обителью управляли архимандриты: Никита (1732-1733), Виктор (1735-1736), Григорий (1740-1744), Софония (1744-1747), Феоктист (1754-1756), Вениамин (1756-1760). (Жизнь Монастыря в 1764-1830 гг. и описание Надкладезной Часовни читайте на странице "Надкладезная Часовня, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в 1764-1830 гг.") В конце XVIII в. над святыми вратами была возведена колокольня с церковью Введения, верхние ярусы надстроены в начале XIX в. (жизнь Монастыря в 1784-1800 гг. и описание Церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы читайте на странице: "Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в 1784-1800 гг."). Каменная церковь Преподобного Сергия Радонежского известна по документам с 1577 г. (жизнь Монастыря в 1828-1851 гг. и описание Церкви Сергия Радонежского читайте на странице "Церковь Сергия Радонежского, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в 1828-1851 гг."). В игуменство Назария при помощи благотворителей устроены заново шесть башен при монастырской ограде, каменная часовня подле Рязанско-Коломенского шоссе (описание Часовни читайте на странице "Часовня при Богоявленском Старо-Голутвине монастыре"). Назарий был с 4 марта 1829 г. благочинным монастырей и пустыней, состоявших под ведением его предместника. Но при его слабом здоровье и частых немощах было очень затруднительно посещать Пешношский монастырь, отдаленный от Коломны почти на 200 верст. Согласно прошению он уволен в 1836 г. от благочиннического смотрения за этой обителью, порученной вместо него Вифанскому архимандриту Антонию. 22 ноября 1844 г. владыка писал к нему: «Отец игумен Назарий! Новопроизведенную игуменью Брусенского монастыря (Евлампию) введите в должность и преподайте ей наставления к прохождению должности, к назиданию сестр и к пользе обители; и о исполнении сего мне донесите. Филарет м. Московский». Начальство ценило труды настоятеля и его благочестие. В 1833 г. митрополит Филарет освящал в Голутвине Сергиевскую церковь и на о. Назария возложил набедренник. 6 сентября 1837 г. «в уважение долговременных трудов его и попечения о благоустройстве обители» произвел во игумена; 29 августа 1848 г. благословил употреблять во время литургии палицу. За 25-летнее назидательное и полезное служение настоятелем и 19-летнее благочинным монастырей исходатайствовал для него наперсный крест, полученный 1 июня 1849 г. Святитель Филарет, сравнивая Назария с пешношским игуменом Сергием, заметил: «И тот хорош, а этот выше по жизни». В 1848 г. в Коломне свирепствовала холера, унесшая множество жизней. Коломенцы решили обнести вокруг города икону Преподобного Сергия и жезл его из Старо-Голутвинского монастыря. Болезнь прекратилась. С тех пор ежегодно совершался крестный ход из Старо-Голутвинского монастыря вокруг города. Игумен Назарий в последние годы жизни болел, в 1853 г. был поражен параличом. Он пожелал передать управление обителью монастырскому духовнику Авраамию. Тот управлял ею с 1857 по 1864 г. Авраамий происходил из мещан. В 1829 г. по увольнении его от общества определился в братство Старо-Голутвинского монастыря. 25 октября 1833 г. пострижен в монашество, в 1836 г. рукоположен во иеродиакона, в марте 1848 г. в иеромонаха, 12 октября 1854 г. определен духовником братии. Был обучен чтению, пению и письму. В 1861 г. награжден набедренником. В 1864 г. вследствие прошения его, по слабости здоровья и преклонным летам, уволен на покой с пользованием пищей, одеждой, келией и прочим продовольствием по положению Старо-Голутвина монастыря. Он оказался не вполне искусным в управлении. По увольнении временно исправлял соборное священнослужение. Из числа монастырской братии ему не нашлось преемника, и по распоряжению начальства на его место был определен иеромонах Пешношского монастыря Назарий II (управлял с 1864 по 1867 г.). Ему было более 70 лет, и через три года он скончался. По его смерти предложено было братии приступить к избранию нового настоятеля, но вследствие разномыслия братии никого не избрали. Тогда митрополит Московский и Коломенский Филарет призвал к себе угрешского казначея, иеромонаха Сергия (Свешникова) и устроил ему небольшой экзамен. Стал спрашивать, чем он занимается. Тот отвечал, что по должности, как казначей, исполняет поручения настоятеля. - «А в свободное время?» - «Читаю отеческие книги». - «Какие?» - «Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и другие». Владыка пожелал удостовериться, действительно ли о. Сергий занимается чтением, и стал спрашивать подробно, о чем говорится в такой-то степени, о. Сергий отвечал удачно. Владыка помолчал несколько минут и сказал: «Ну, Бог благословит, идите!» Вскоре последовало назначение о. Сергия настоятелем Старо-Голутвинского монастыря. Он управлял им с 1867 по 1871 г. Нашел обитель далеко не в цветущем положении - значительные упущения по церкви и по монастырю и несогласия в братстве. При нем были восстановлены храмы и приведены в исправность строения, положение улучшилось, построена гостиница, заведено училище, где обучалось до 80 детей. Училище продолжало существовать и после перевода о. Сергия в Ново-Голутвинский монастырь. В училище при Старо-Голутвинском монастыре подбор учителей и оплата их деятельности находились в ведении Московского губернского земства. На должность учителя и законоучителя в училище при Коломенском Старо-Голутвинском монастыре был приглашен Московской земской управой Александр Семенович Фигуровский, из Владимирской губернии, сын священника. Он обучался во Владимирской Духовной семинарии. По окончании курса наук в 1873 г. с аттестатом 2 разряда, преподавал в школе при Голутвинском монастыре до определения в 1876 г. на священническое место в с. Горы Коломенского уезда (ныне в Озерском р-не). После перевода о. Сергия в Ново-Голутвинский монастырь братия, приведенная в его настоятельство к согласию, по Указу Московской Духовной консистории (предписывалось избрать настоятеля из числа братии) в мае 1871 г. единогласно избрала нового настоятеля, иеромонаха Варлаама (управлял с 1871 по 1876 г.), который, поддерживая все учрежденное его предместником, своей рачительностью и заботливостью соблюдал вверенную ему обитель в надлежащем положении... принят в число братии и в 1829 г. пострижен в монашество именем Ионы сын крепостного крестьянина с. Колычева Коломенского уезда Ипатий Васильев (1784-1851). Он с молодости отличался благочестием, сам выучился читать по часослову и псалтыри. С приятелем он совершил паломничество в Киев, на берегу Днепра они вырыли себе пещеру и поселились в ней. Спутник Ипатия вскоре скончался, и Ипатий Васильев вернулся на родину. Поступил в Голутвин монастырь работником, через 10 лет после пострижения в монашество он удалился в уединенную келью и жил отшельником и постником. Молва о его святой жизни привлекла к нему множество людей, искавших духовного утешения и совета. Его нравственное влияние было очень велико в Коломенском и соседних уездах, много рассказов ходило о совершенных по его молитвам чудесах. 21 августа 1836 г. он принял схиму с именем Иоанникия. Далеко не все желавшие жить в монастыре проходили испытание. В 1876 г. строитель Старо-Голутвинского монастыря Варлаам доносил благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Крестьяне Коломенского уезда д. Сергиевской Карп Петров 27 лет и Иван Борисов 18 лет проживали во вверенном мне Старо-Голутвине монастыре на испытании... за пьянство и буйство мною из монастыря высланы». В 1876 г. началось восстание балканских славян против турецкого владычества. По всей России в помощь славянам собирали деньги, участвовал в этих сборах и Старо-Голутвинский монастырь. Строитель Варлаам писал благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Во исполнение предписания Вашего Высокопреподобия от 27 октября... имею честь представить в пользу славян Балканского полуострова 75 рублей серебром и почтительнейше донести, что 25 рублей серебром мною препровождены были в августе месяце сего 1876 г. в Московский Славянский комитет». В праздничные дни Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. Монастырь нес некоторые государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов. В 1892 г. настоятелем монастыря был игумен Пахомий. С 1893 по 1896 г. он был председателем Братства святителя Филарета, целью которого была помощь ученикам Коломенского Духовного училища, происходившим из бедных семейств. В 1896 г. настоятелем монастыря игуменом Иоасафом при монастыре была основана церковно-приходская школа. Она помещалась в специально выстроенном для нее здании и содержалась на средства монастыря. Игумен Иоасаф и в 1909 г. состоял заведующим и попечителем школы, в том году в ней было 38 учащихся. В 1904 г., после окончания Московской Духовной семинарии, в ней преподавал будущий священномученик Вениамин Ильич Благонадеждин (1880-1937). В 1906 г. он был рукоположен во священника к храму с. Чеково Владимирской губернии, в котором служил до ареста. В 1930 г. храм был закрыт, но о. Вениамин добился возобновления богослужений. 8 сентября 1937 г. его арестовали, среди обвинений были и организация церковного хора при храме, и лечение прихожан. 1 октября 1937 г о. Вениамин был расстрелян. Монастырь снова пришел в упадок в настоятельство архимандрита Варнавы (Василий Накропин, 1859-1924). Он происходил из крестьян Олонецкой губернии. Обучался в Петрозаводском городском училище. В 36 лет определился послушником Клименецкого монастыря, в 1897 г. принял монашеский постриг, с 1898 г. иеромонах, а в 1899 г. назначен настоятелем монастыря. В 1904 г. - игумен. Вскоре назначен настоятелем второклассного Корнилиева Палеостровского монастыря, архимандрит. В 1908 г. - настоятель Коломенского Ново-Голутвинского, а с 1910 г. Старо-Голутвинского монастыря. С 1911 г. - епископ Каргопольский, викарий Олонецкой епархии. С 1913 г. - епископ Тобольский. Пользовался дружбой и поддержкой Григория Распутина. В 1916 г. - архиепископ, активный участник прославления святителя Иоанна Тобольского и пошел в этом деле против Синода, опираясь на поддержку царской семьи. Сразу после Февральской революции уволен на покой. Был настоятелем Высокогорской пустыни Нижегородской епархии, затем настоятелем Макариева Калязинского монастыря. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, но к месту назначения не поехал. О Варнаве существуют противоречивые мнения, в части высшего духовенства он считался интриганом, нарушавшим сложившиеся формы церковного управления, апеллируя к царской семье, другие считали его молитвенником и архиереем, никогда не искавшим чего-либо для себя лично. Архиепископа Варнаву отпевал Патриарх Тихон. Варнава управлял монастырем менее двух лет, но привел обитель в такое состояние, что при осмотре ее новый настоятель, оптинский старец схиархимандрит Варсонофий, везде нашел упущения и даже разорение. При его настоятельстве Старо-Голутвинский монастырь пережил всплеск духовного возрождения (1912-1913). Схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плеханков, 1845-1913) в миру он прожил 46 лет, был военным, полковник, после знакомства с оптинским старцем Амвросием (Гренковым) подал в отставку, в 1892 г. зачислен в братство Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. В 1893 г. пострижен в рясофор, в 1900 г. - в мантию с именем Варсонофий, в 1903 г. рукоположен во иеромонаха. Во время Русско-японской войны во исполнение послушания отправился на фронт. Исповедовал и причащал раненых, неоднократно подвергался смертельной опасности. В 1907 г. был возведен в сан игумена и назначен скитоначальником. Слава о нем разнеслась по всей России. Он видел человеческую душу, и по молитве ему открывалось в человеке самое сокровенное, что давало ему возможность воздвигать падших, исцелять болезни душевные и телесные. Только раз, в 1910 г., за послушание, он оставлял скит, ездил напутствовать умирающего Л.Н. Толстого. Впоследствии с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил его оставить в скиту для жительства на покое. В 1912 г. преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря. Старец принял назначение смиренно: «Враг напал на меня и изгнал из Оптиной». Подъезжая к Коломне, о. Варсонофий увидел из окна вагона монастырь и, перекрестившись, сказал: «Вот здесь мое место упокоения. Недолго мне осталось жить, так как приходится нести последние испытания». Новый настоятель установил обязательное для монахов посещение церкви и трапезной. Раньше эконом имел своего повара, а иеромонахи - при кельях свои кухни, в трапезной же пища была невозможной (щи из прелой капусты и рыба с запахом). Через два месяца монастырь был неузнаваем. Многие рабочие Коломенского завода стали приходить в обитель искать утешения. И, как прежде, он, старец уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги. Здесь, в Старо-Голутвине, совершилось по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. Отец Варсонофий не только исправил нестроения в духовной жизни обители, но и всего лишь за год успел привести в порядок монастырские постройки. Старец писал: «Конечно, я стараюсь привести в порядок эту обитель. Сначала мне здесь было очень трудно, монастырь я нашел в полном упадке, братия восставала, но теперь, слава Богу, все налаживается, и, разумеется, насколько хватит моих сил, я буду исполнять святое дело устройства Голутвина монастыря». Страдания его во время предсмертной болезни были мученическими. Отказавшись от помощи врача и от пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» Причащался старец ежедневно. 17 марта 1913 г. он продиктовал духовное завещание братии: «Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливою молитвою и прилежным чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей... Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы весь ад восстал на вас и весь мир кипел бы на вас злобою и прещением, и - веруйте: близ Господь всем призывающим Его, - всем призывающим Его во истине. Аминь». В апреле 1913 г. он умер. Отпевание в Богоявленском соборе монастыря в Лазареву субботу возглавил владыка Трифон (Борис Петрович князь Туркестанов, 1861-1934), послушник старца Амвросия Оптинского, в академии написал диссертацию «Древнехристианские и оптинские старцы». Архимандрита Варсонофия похоронили в родной ему Оптиной пустыни. Тело привез послушник схиархимандрита Варсонофия Михаил Михайлович Ежов. Он родился в с. Пушкино под Москвой. В юности бывал у о. Алексия Зосимовского в 1903 г. на торжествах в Сарове. В 1907 г. по благословению 112-летней монахини Зачатьевского монастыря Сары, предсказавшей ему священство, ушел в Оптину, где стал послушником схиархимандрита Варсонофия. Михаил Ежов описал жизнь старца Варсонофия в Голутвином монастыре. В 1914-1917 гг. пережил фронт, голод, холод, тиф. Возвратился в Пушкино, окончил пастырские курсы. В 1948 г. в Сыктывкаре стал диаконом, а в Архангельске - священником. Написал воспоминания об Оптиной пустыни и «Канон Божией Матери, читаемый в душевной скорби». Скончался на рию. Сам Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода (от 22 марта) иеромонах Алексий был оставлен в Ярославской Духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении председателя Совета Министров П.А. Столыпина обер-прокурору Синода П.П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля иеромонаха Алексия, «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода № 2898 от 12/30 мая Алексий (Кузнецов) уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в Вологодский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. ...на 85-м году жизни 26 апреля 1967 г. в Калужской епархии. 29 мая 1913 г. настоятелем Старо-Голутвинского монастыря назначен, с возведением в сан архимандрита, иеромонах Алексий (Н.Н. Кузнецов, 1875-1938). В декабре 1916 г. его нарекли епископом Дмитровским (рукоположен 26 декабря 1916 г.). Николай Николаевич Кузнецов, родился в 1875 г. в Царском селе в семье митрофорного протоиерея Н.К. Кузнецова. Николай учился в Александровском лицее до 1891 г., после (с 1891 по 1898 г.) обучался в Александро-Невском Духовном училище, по окончании которого - в Петербургской Духовной семинарии. В 1902 г. он окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1902 г. назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1903 г. - преподавателем русского языка Устюжского Духовного училища. В 1904 г. - помощник смотрителя Белозерского Духовного училища, пострижен в мантию, рукоположен в иеромонаха и 23 сентября 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской семинарии, в 1906 г. - преподаватель гомилетики Ярославской семинарии. Во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия 6 декабря 1906 г. председатель Союза русского народа А.И. Дубровин требовал лишить сана митрополита Антония (Вадковского). В Ярославле иеромонах Алексий выразил несогласие с деятельностью местного Союза, поддерживавшего заявление председателя Союза, и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской Духовной семинарии сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на иеромонаха Алексия губернатору, который вызвал его для объяснения. В феврале 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке иеромонаха Алексия (Кузнецова) из Ярославской губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиепископа Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиепископом Ярославским святитель Тихон (Беллавин, будущий Патриарх), стремясь прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митрополиту Антонию (Вадковскому) о назначении иеромонаха Алексия настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской Духовной семинарии усиленно просил о переводе иеромонаха Алексия преподавателем гомилетики в эту семинарию. Сам Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода от 22 марта) иеромонах Алексий был оставлен в Ярославской Духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля иеромонаха Алексия, «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода № 2898 от 12-30 мая Алексий (Кузнецов) уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский мужской монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 28 августа 1907 г. иеромонах Алексий подал в Синод прошение о назначении его членом Урмийской миссии. Определением Синода от 12/16 января 1908 г. № 121 Алексий был назначен членом Урмийской миссии и прибыл в Урмию в конце марта. Независимое поведение иеромонаха Алексия по отношению к его бывшему сокурснику по Санкт-Петербургской Духовной академии начальнику миссии архимандриту Сергию (Лаврову) вызвало недовольство последнего и привело к тому, что пришлось после семимесячного пребывания в Персии снова возвратиться на север России и в Вологодской губернии искать себе на жительство монастырь. Алексий был уволен из миссии с возвращением в распоряжение Вологодского архиерея и 8 ноября уехал в Россию. 24 февраря 1909 г. иеромонах Алексий (Кузнецов) перемещен в Яблочинский монастырь, где жил с середины марта до середины октября 1909 г. В июле 1909 г. в Учебный комитет при Синоде поступило ходатайство архиепископа Холмского Евлогия (Георгиевского) о предоставлении иеромонаху Алексию (Кузнецову) места в духовно-учебной службе. Определением 15 октября 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской Духовной семинарии, 28 июля 1911 г. - смотрителем Лысковского Духовного училища. 29 мая 1913 г. иеромонах Алексий (Кузнецов) назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвинского монастыря с возведением в сан архимандрита. С 9 июля 1913 г. по 7 января 1914 г. он исполнял обязанности смотрителя Коломенского Духовного училища, 3/12 марта 1916 г. назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии, 26 сентября 1916 г. - вновь настоятелем Коломенского Богоявленского монастыря. В бытность настоятелем архимандрит Алексий часто служил в храме на Коломенском заводе. В 1913 г. была опубликована его книга "Труд юродства и странничества". Ученым советом Санкт-Петербургской Духовной академии присвоена степень магистра богословия. 26 декабря 1916 г. архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. - епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 сентября 1918 г. - епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. 11 ноября 1918 г. назначен временно управляющим Вятской епархии, 20 мая 1919 г. - епископом Сарапульским и Елабужским. В сентябре 1919 г. в Сарапуле был арестован, но затем освобожден без предъявления обвинения. В 1924 г. вновь арестован и выслан из Сарапула. В 1925 г. приговорен к 6 месяцам исправительно-трудового лагеря. В1927 г. возведен в сан архиепископа, в декабре 1928 г. арестован в Сарапуле, после полуторамесячного заключения освобожден. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В 1932 г. арестован по обвинению в создании «контрреволюционной организации из священнослужителей, монашествующих и кулаков», приговорен к 3 годам концлагеря, отбывал срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1935 г. архиепископ Алексий снова назначен в Сарапул и Елабугу. До своего последнего ареста 18 декабря 1937 г. жил в Сарапуле. Был расстрелян в 1938 г. (по другим источникам - в 1939 г.). В 1917 г. настоятелем Старо-Голутвинского монастыря был архимандрит Амвросий. В марте 1918 г. его сменил архимандрит Леонид, до этого управлявший монастырем в Астраханской епархии. В 1917 г. в Старо-Голутвинском монастыре было 24 монаха, 2 послушника, земельные угодья составляли 383 десятины. В 1918 г. крестьяне д. Сергиевские Выселки захватили около 20 десятин земли Старо-Голутвина монастыря. В 1918-1919 гг. на базе монастырского хозяйства была образована трудовая артель. 16 июля 1921 г. в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры. От Старо-Голутвина монастыря крестный ход двинулся в сторону кладбищенской церкви Петра и Павла, где их встретил епископ Феодосии. Диакон, поминая всех погибших «от губительныя болезни», по напечатанному полвека тому назад последованию, помянул «о наследнике цесаревиче и великом князе Николае Александровиче». Очевидно, что такое прошение относилось к годам царствования императора Александра III. 13 июля епископа Феодосия арестовали. Крестный ход, совершавшийся в Семик с иконой Преподобного Сергия из Голутвина монастыря в Успенский собор, был запрещен. Предпоследним настоятелем монастыря был архимандрит Синезий (Зарубин), он окончил художественное училище, в 1926 г. - епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с декабря 1926 г. епископ Колымский, викарий Якутской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский. С 1928 г. епископ Ижевский. Митрополит Мануил (Лемешевскии) писал о епископе Синезии: «Это был оригинальный архиерей. Проповеди говорил по 2-3 часа, не замечая того, был в храме народ или нет. Однажды случилось даже так, что он говорил проповедь, а молящиеся, утомленные его многословием, все ушли из храма, а он все говорил и говорил. Наконец, церковный сторож подошел к нему и сказал: "Довольно". Только тогда он, удивленный словами сторожа, окончил беседу в пустом храме». С 1930 г. на покое, совершал богослужения без разрешения правящего епископа, был в оппозиции управлявшему Русской Православной Церковью митрополиту Сергию (Страгородскому). В том же году Синодом предан суду архиереев и запрещен в служении до покаяния. Последним настоятелем монастыря был преподобномученик Никон (Беляев Георгий Николаевич, 1886-1937). С 1918 г. он служил в храме с. Протопопове (разрушен в советское время, село вошло в черту г. Коломны). За ревностное исполнение пастырских обязанностей и активную проповедническую деятельность о. Георгий 4 ноября 1921 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Сослан на 3 года в Архангельскую область. В 1925 г., после возвращения о. Георгия из ссылки, епископ Коломенский Феодосии (Ганецкий), для укрепления духовной жизни в Старо-Голутвинском монастыре, предложил ему принять монашеский постриг и возглавить монастырское братство. В августе 1925 г. епископ Феодосий постриг о. Георгия Беляева в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником Старо-Голутвинского монастыря. Архимандрита Никона арестовали, обвинив в антисоветской агитации при произнесении проповедей. 26 июля 1929 г. он был приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере. В 1932 г., без рассмотрения дела, архимандрит Никон был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По возвращении из ссылки он был направлен в храм Трех Святителей с. Белоомут (ныне в Луховицком районе), но вскоре переведен в г. Волоколамск. В 1937 г. секретарь Волоколамского горсовета подал в НКВД характеристику деятельности архимандрита Никона: «В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду». 27 ноября 1937 г. архимандрит Никон снова арестован, 5 декабря того же года приговорен к расстрелу и 10 декабря расстрелян. В 1929 г., вскоре после ареста архимандрита Никона, монастырь был закрыт. 1 октября на базарной площади в присутствии местных и приезжих крестьян иеромонах Старо-Голутвинского монастыря Гермоген (Соколов) стал выкрикивать различные обвинения в адрес советской власти. К этому времени иеромонаху было уже семьдесят лет, из которых тридцать пять он прожил в монастыре. Что им руководило, сказать трудно, но ясно одно, он не понимал или не хотел понимать, что подвергает опасности не только себя, но и окружающих. Недолго длилось это выступление. Группа крестьян потребовала его задержания. На допросе свидетели показали, что иеромонах Гермоген говорил: «Советская власть всех разорила, на китайской границе объявлена война, и советской власти теперь скоро конец. Большевики вздумали упразднить воскресенье, но этому воспрепятствуем - будем бороться до конца». В этот же день иеромонаха допросили, и он дал показания относительно внутренней монастырской жизни и оговорил своих собратьев-монахов Филарета, Онисима и Серафима. Вскоре были арестованы все оклеветанные монахи. Их обвинили в контрреволюционной агитации в близлежащих деревнях, пьянстве и разврате. Все они были арестованы, посажены в вагоны, увезены в неизвестном направлении и больше не вернулись. В 1929 г. были высланы последние монахи, в 1930-х гг. помещения перестроены под общежития рабочих Коломзавода. Тогда же разрушена сень над колодцем (конца XVIII в.), по преданию выкопанным преподобным Сергием. К 1980-х гг. постройки монастыря превратились в руины. В 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1994 г. монастырь передан Московской епархии Русской Православной Церкви. Настоятелем возрожденной обители стал иеромонах Кирилл (Федотов). При нем начались работы по восстановлению и возродилась литургическая жизнь. Богослужения сначала совершались в помещении учебного корпуса семинарии, позднее - в подклете Богоявленского собора. В наше время Богоявленский собор быстро возрождается, благодаря попечению губернатора Московской области Б.В.Громова. С 2001 г. настоятелем монастыря был назначен игумен Григорий (Щелкунов), создатель хора Коломенской семинарии. Хор семинаристов приглашают участвовать в богослужениях, возглавляемых Святейшим Патриархом, например в Успенском соборе Московского Кремля. Коломенские семинаристы пели на многих концертах, в том числе в Кремлевском дворце съездов в год 2000-летия Рождества Христова. В стены монастыря из помещений Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря переведено Московское Епархиальное Духовное училище. Оно разместилось в одном из братских корпусов. Восточный и западный (включает в себя нижний ярус башни ограды середины XVIII в.) братские корпуса возведены в 1-й четверти XIX в. Братские корпуса Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря, восстановлены в 1995 г. Решением Священного Синода в 1996 г. Московское Епархиальное Духовное училище преобразовано в Коломенскую семинарию. Семинария распространилась и на старинные монастырские постройки хозяйственного назначения. В 1998 г. для клириков Московской епархии, не получивших систематического богословского образования, при Коломенской Духовной семинарии было открыто отделение заочного обучения. В семинарии 5-летний курс обучения. За отличные успехи в учебе лучшие студенты удостаиваются стипендии имени святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Вступительные экзамены, выпускные акты, все значимые события семинарии проходят при обязательном присутствии правящего архиерея, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Со дня основания Коломенскую семинарию возглавляет кандидат богословия протоиерей Николай Качанкин, настоятель Успенского кафедрального собора г. Коломны. В 1996 г. была освящена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в монастырской колокольне, ставшая семинарским храмом. Настоятелем храма является ректор семинарии. Богослужебной традицией Коломенской Духовной семинарии является совершение в пятницу вечером молебного пения с акафистом Пресвятой Богородице. 18 июня 2011 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин освящения креста для главного купола строящегося нового семинарского храма в честь Трёх Святителей. В 2010 г. на территории монастыря митрополитом Ювеналием был освящен памятник Преподобному Сергию Радонежскому. В наше время южнее монастырских соборов ведется строительство новых корпусов семинарии. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Собор Богоявления Господня (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Сергия Радонежского (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Трех Святителей Великих (в Коломенской духовной семинарии)
Часовня надкладезная (в Старо-Голутвине монастыре)
Часовня утраченная (в 320 м от Старо-Голутвина монастыря)
Часовня в Москве (Старо-Голутвина монастыря)
Святой колодец (в Старо-Голутвине монастыре)

Адрес: г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11    Схема проезда
Телефоны: (496) 610-03-82    Факс: (496) 610-03-81, 643-06-98
E-mail: Starogolutvin@yandex.ru    Сайт: www.starogolutvin.ru
Вы можете помочь...

Фотографии:

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться



















































































































Документы:

· АРХИВНЫЕ ДЕЛА ·

ПАСПОРТ
Старо-Голутвин
монастырь
ПАСПОРТ
Собор Богоявления
Господня
ПАСПОРТ
Церковь Введения во Храм
Пресвятой Богородицы
ПАСПОРТ
Церковь Сергия
Радонежского

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты