Время возникновения монастыря - 1385 г. В житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, указывается, что монастырь основан по велению святого благоверного князя Димитрия Донского самим Преподобным и его учеником Григорием. Игумен Григорий, прозванный Голутвинским, или Коломенским, причислен к лику святых, чтимых местно, то есть в пределах прежде всего Московской епархии. Большинство исторических источников связывает основание монастыря с обетом, который дал князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой. Он сам выбрал место для монастыря и просил Преподобного Сергия благословить его, Сергий, придя в Коломну, как всегда, пешком, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями, великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил Преподобного Сергия благословить одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители.
Выбор пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим в присутствии самого Преподобного Сергия, который вручил Григорию свой игуменский жезл из черного дуба. Жезл этот благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 1920-х гг. Опись монастырской ризницы 1-й половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах Преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель. Предание утверждает, что Преподобный Сергий лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма - Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в начале XVIII в., и носят в народе название «камушки Преподобного». При раскопках в подклете было обнаружено место первоначального захоронения преподобного Григория Голутвинского. В писцовых книгах XVI в, монастырь описывается так: «Да за посадом у Оки реки усть реки Москвы монастырь Голутвин, а в монастыре церкви: Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, каменна, а другая церковь Сергий Чудотворец с трапезною каменная ж, трапеза ветха, вход обвалился, а под ними подклеты каменны». До 1947 г. собор окружала с трех сторон крытая сводчатая галерея. Он перестроен в начале XIX в. (возможно, до перестройки был пятиглавым). Примерно во 2-й четверти XV в. построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Эта церковь в 1577 г. упоминается каменной, уже ветхой, с трапезной. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий (управлял монастырем с 1612 по 1614 г.).
При игумене Евфимии (1618-1619) монастырь восстанавливался после разрухи Смутного времени.
В Богоявленском Голутвине монастыре принял монашеский постриг Антон Суханов, в монашестве Арсений (ум. 1668, в Троице-Сергиеве монастыре), келарь Троице-Сергиева монастыря, дипломат, писатель, некоторое время заведовал Московским Печатным двором. После 1622 г. он служил в Голутвине монастыре дьячком. Рукоположен во иеродиакона епископом Коломенским и Каширским Рафаилом. С 1633 г. Арсений был архидиаконом при Патриархе Филарете, его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. После смерти Патриарха, в 1634 г., Арсений поселился в Чудовом монастыре в Московском Кремле, принимал участие в Соборах, приемах иностранных послов. В 1637-1640 гг. участвовал в посольстве в Грузию, в 1642 г. рукоположен во иеромонаха, в 1645 г. назначен строителем Троицкого Богоявленского монастыря в Кремле. В 1649-1650 гг. ездил в Молдавию и Валахию.
В 1649 г. в Москву приехал для сбора милостыни для храма Гроба Господня Иерусалимский Патриарх Паисий. Он обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греческими Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием «в Иерусалим, и в Александрию, и в Святые Горы, и в Царьград» Арсения, которому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат».
Арсений узнал, что на Афоне греческие монахи объявили еретиком сербского старца Дамаскина, который защищал двуперстие, ссылаясь в доказательство своей правоты на книги московской печати. Дамаскин был выдан турецким властям и посажен в тюрьму, а книги, изданные в Москве, сожжены. Арсений защищал двуперстие, в спорах с греками он отрицал безусловную авторитетность греческой церковной традиции для Русской Церкви, поскольку русские «Крещение приняли от апостола Андрея... а не от вас, греков», по мнению Арсения, под властью турок греки во многом отступили от церковных канонов, он писал - «у греков христианства почти нет». В 1651-1653 гг. Арсений отправился в Константинополь и затем в Иерусалим для ознакомления с богослужением греческих Церквей: особый интерес для русских властей представляли службы в Великую субботу и чудо схождения Святого огня во время Пасхального богослужения. Арсений получил список вопросов к Константинопольскому Патриарху. Узнав, что Патриарх убит, Арсений направился в Египет, где задавал вопросы Патриарху Александрийскому, потом в Иерусалим и через Дамаск и Кавказ вернулся в Россию. Он покупал книги, карты, привез модель храма Гроба Господня. В 1653-1655 г. ездил на Афон за древними греческими и славянскими рукописями. Привезенные Арсением ценнейшие рукописи позднее составили основу Синодальной библиотеки.
Архидиакон Павел Алеппский оставил описание монастыря, каким он был в 1656 г.: «Когда мы вошли в монастырь, нас встретили по обыкновению и ввели в большую церковь Богоявления... Вход в эту церковь чудный высокий, с трех сторон, кругом - галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она весьма древняя и красивая, в честь одного из новых святых, по имени Сергия... Между этими двумя церквами высокая колокольня с приподнятым высоким куполом наподобие куполов церковных».
XVIII в. ознаменовался крутыми поворотами в судьбе древней обители. Взамен древнего и ветхого в начале XVIII в., на средства бывшего строителя Московского Андреевского монастыря Авраамия, был возведен новый Богоявленский собор (ныне существующий). В 1701 г. собор доведен до сводов. Авраамий (ум. не ранее 1702 г.) около 1660 г. поступил в число братии Андреевского монастыря, пользовался расположением основателя обители, благочестивого боярина Федора Ртищева. В 1662 г. поставлен строителем обители и пребывал в этой должности до 1697 г. Авраамий написал челобитную царю Петру I. Он писал о нестроениях в государстве после прихода к власти Петра I, напоминал царю об ответственности государя за врученную ему Богом державу. Авраамий видел главную причину нестроений в государстве в том, что царь ведет себя не как «совершен муж», доверил управление «похотникам и мздоимцам», которые «губят государство нагло». Призывал ограничить личные расходы царя, перечислял примеры негосударственного поведения молодого царя: «потехи» на Переславском озере, путешествие в Архангельск, азовские походы, забавы в подмосковных усадьбах, невинную смерть от пыток Авраамия Лопухина. Вручить челобитную Петру Авраамий попытался при посещении царем и главой Преображенского (пыточного) приказа князем-кесарем Ф.Ю. Ромодановским, при возвращении из 2-го Азовского похода, его кельи. В келью старца царь пришел смотреть изготовленный Авраамием и Иваном Тихоновичем Посошковым (автор «Книги о скудости и богатстве» - одного из первых русских экономических трактатов) «денежный стан». 7 января 1697 г. началось следствие, которое вел лично Ромодановский. Авраамия дважды поднимали на дыбу, били кнутом. По окончании следствия отправили в Голутвин монастырь. Из заточения Авраамий отправил царю еще одну челобитную. Авраамия лишили бумаги и чернил и запретили кому-либо видеться с ним.
С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, то есть все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Первым из настоятелей монастыря, возведенных в этот сан, был игумен Иоасаф (управлял монастырем с 1708 по 1724 г.). Далее обителью управляли архимандриты: Никита (1732-1733), Виктор (1735-1736), Григорий (1740-1744), Софония (1744-1747), Феоктист (1754-1756), Вениамин (1756-1760). (Жизнь Монастыря в 1764-1830 гг. и описание Надкладезной Часовни читайте на странице "Надкладезная Часовня, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в 1764-1830 гг.") В конце XVIII в. над святыми вратами была возведена колокольня с церковью Введения, верхние ярусы надстроены в начале XIX в. (жизнь Монастыря в 1784-1800 гг. и описание Церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы
читайте на странице: "Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в 1784-1800 гг."). Каменная церковь Преподобного Сергия Радонежского известна по документам с 1577 г. (жизнь Монастыря в 1828-1851 гг. и описание Церкви Сергия Радонежского читайте на странице "Церковь Сергия Радонежского, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в 1828-1851 гг."). В игуменство Назария при помощи благотворителей устроены заново шесть башен при монастырской ограде, каменная часовня подле Рязанско-Коломенского шоссе (описание Часовни читайте на странице "Часовня при Богоявленском Старо-Голутвине монастыре").
Назарий был с 4 марта 1829 г. благочинным монастырей и пустыней, состоявших под ведением его предместника. Но при его слабом здоровье и частых немощах было очень затруднительно посещать Пешношский монастырь, отдаленный от Коломны почти на 200 верст. Согласно прошению
он уволен в 1836 г. от благочиннического смотрения за этой обителью, порученной вместо него Вифанскому архимандриту Антонию. 22 ноября 1844 г. владыка писал к нему: «Отец игумен Назарий! Новопроизведенную игуменью Брусенского монастыря (Евлампию) введите в должность и преподайте ей наставления к прохождению должности, к назиданию сестр и к пользе обители; и о исполнении сего мне донесите. Филарет м. Московский». Начальство ценило труды настоятеля и его благочестие. В 1833 г. митрополит Филарет освящал в Голутвине Сергиевскую церковь и на о. Назария возложил набедренник. 6 сентября 1837 г. «в уважение долговременных трудов его и попечения о благоустройстве обители» произвел во игумена; 29 августа 1848 г. благословил употреблять во время литургии палицу. За 25-летнее назидательное и полезное служение настоятелем и 19-летнее благочинным монастырей исходатайствовал для него наперсный крест, полученный 1 июня 1849 г. Святитель Филарет, сравнивая Назария с пешношским игуменом Сергием, заметил: «И тот хорош, а этот выше по жизни».
В 1848 г. в Коломне свирепствовала холера, унесшая множество жизней. Коломенцы решили обнести вокруг города икону Преподобного Сергия и жезл его из Старо-Голутвинского монастыря. Болезнь прекратилась. С тех пор ежегодно совершался крестный ход из Старо-Голутвинского монастыря вокруг города.
Игумен Назарий в последние годы жизни болел, в 1853 г. был поражен параличом. Он пожелал передать управление обителью монастырскому духовнику Авраамию. Тот управлял ею с 1857 по 1864 г. Авраамий происходил из мещан. В 1829 г. по увольнении его от общества определился в братство Старо-Голутвинского монастыря. 25 октября 1833 г. пострижен в монашество, в 1836 г. рукоположен во иеродиакона, в марте 1848 г. в иеромонаха, 12 октября 1854 г. определен духовником братии. Был обучен чтению, пению и письму. В 1861 г. награжден набедренником. В 1864 г. вследствие прошения его, по слабости здоровья и преклонным летам, уволен на покой с пользованием пищей, одеждой, келией и прочим продовольствием по положению Старо-Голутвина монастыря. Он оказался не вполне искусным в управлении. По увольнении временно исправлял соборное священнослужение.
Из числа монастырской братии ему не нашлось преемника, и по распоряжению начальства на его место был определен иеромонах Пешношского монастыря Назарий II (управлял с 1864 по 1867 г.). Ему было более 70 лет, и через три года он скончался. По его смерти предложено было братии приступить к избранию нового настоятеля, но вследствие разномыслия братии никого не избрали. Тогда митрополит Московский и Коломенский Филарет призвал к себе угрешского казначея, иеромонаха Сергия (Свешникова) и устроил ему небольшой экзамен. Стал спрашивать, чем он занимается. Тот отвечал, что по должности, как казначей, исполняет поручения настоятеля. - «А в свободное время?» - «Читаю отеческие книги». - «Какие?» - «Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и другие». Владыка пожелал удостовериться, действительно ли о. Сергий занимается чтением, и стал спрашивать подробно, о чем говорится в такой-то степени, о. Сергий отвечал удачно. Владыка помолчал несколько минут и сказал: «Ну, Бог благословит, идите!» Вскоре последовало назначение о. Сергия настоятелем Старо-Голутвинского монастыря. Он управлял им с 1867 по 1871 г. Нашел обитель далеко не в цветущем положении - значительные упущения по церкви и по монастырю и несогласия в братстве. При нем были восстановлены храмы и приведены в исправность строения, положение улучшилось, построена гостиница, заведено училище, где обучалось до 80 детей. Училище продолжало существовать и после перевода о. Сергия в Ново-Голутвинский монастырь. В училище при Старо-Голутвинском монастыре подбор учителей и оплата их деятельности находились в ведении Московского губернского земства. На должность учителя и законоучителя в училище при Коломенском Старо-Голутвинском монастыре был приглашен Московской земской управой Александр Семенович Фигуровский, из Владимирской губернии, сын священника. Он обучался во Владимирской Духовной семинарии. По окончании курса наук в 1873 г. с аттестатом 2 разряда, преподавал в школе при Голутвинском монастыре до определения в 1876 г. на священническое место в с. Горы Коломенского уезда (ныне в Озерском р-не).
После перевода о. Сергия в Ново-Голутвинский монастырь братия, приведенная в его настоятельство к согласию, по Указу Московской Духовной консистории (предписывалось избрать настоятеля из числа братии) в мае 1871 г. единогласно избрала нового настоятеля, иеромонаха Варлаама (управлял с 1871 по 1876 г.), который, поддерживая все учрежденное его предместником, своей рачительностью и заботливостью соблюдал вверенную ему обитель в надлежащем положении... принят в число братии и в 1829 г. пострижен в монашество именем Ионы сын крепостного крестьянина с. Колычева Коломенского уезда Ипатий Васильев (1784-1851). Он с молодости отличался благочестием, сам выучился читать по часослову и псалтыри. С приятелем он совершил паломничество в Киев, на берегу Днепра они вырыли себе пещеру и поселились в ней. Спутник Ипатия вскоре скончался, и Ипатий Васильев вернулся на родину. Поступил в Голутвин монастырь работником, через 10 лет после пострижения в монашество он удалился в уединенную келью и жил отшельником и постником. Молва о его святой жизни привлекла к нему множество людей, искавших духовного утешения и совета. Его нравственное влияние было очень велико в Коломенском и соседних уездах, много рассказов ходило о совершенных по его молитвам чудесах. 21 августа 1836 г. он принял схиму с именем Иоанникия.
Далеко не все желавшие жить в монастыре проходили испытание. В 1876 г. строитель Старо-Голутвинского монастыря Варлаам доносил благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Крестьяне Коломенского уезда д. Сергиевской Карп Петров 27 лет и Иван Борисов 18 лет проживали во вверенном мне Старо-Голутвине монастыре на испытании... за пьянство и буйство мною из монастыря высланы».
В 1876 г. началось восстание балканских славян против турецкого владычества. По всей России в помощь славянам собирали деньги, участвовал в этих сборах и Старо-Голутвинский монастырь. Строитель Варлаам писал благочинному монастырей архимандриту Пимену: «Во исполнение предписания Вашего Высокопреподобия от 27 октября... имею честь представить в пользу славян Балканского полуострова 75 рублей серебром и почтительнейше донести, что 25 рублей серебром мною препровождены были в августе месяце сего 1876 г. в Московский Славянский комитет».
В праздничные дни Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. Монастырь нес некоторые государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов. В 1892 г. настоятелем монастыря был игумен Пахомий. С 1893 по 1896 г. он был председателем Братства святителя Филарета, целью которого была помощь ученикам Коломенского Духовного училища, происходившим из бедных семейств.
В 1896 г. настоятелем монастыря игуменом Иоасафом при монастыре была основана церковно-приходская школа. Она помещалась в специально выстроенном для нее здании и содержалась на средства монастыря. Игумен Иоасаф и в 1909 г. состоял заведующим и попечителем школы, в том году в ней было 38 учащихся. В 1904 г., после окончания Московской Духовной семинарии, в ней преподавал будущий священномученик Вениамин Ильич Благонадеждин (1880-1937). В 1906 г. он был рукоположен во священника к храму с. Чеково Владимирской губернии, в котором служил до ареста. В 1930 г. храм был закрыт, но о. Вениамин добился возобновления богослужений. 8 сентября 1937 г. его арестовали, среди обвинений были и организация церковного хора при храме, и лечение прихожан. 1 октября 1937 г о. Вениамин был расстрелян.
Монастырь снова пришел в упадок в настоятельство архимандрита Варнавы (Василий Накропин, 1859-1924). Он происходил из крестьян Олонецкой губернии. Обучался в Петрозаводском городском училище. В 36 лет определился послушником Клименецкого монастыря, в 1897 г. принял монашеский постриг, с 1898 г. иеромонах, а в 1899 г. назначен настоятелем монастыря. В 1904 г. - игумен. Вскоре назначен настоятелем второклассного Корнилиева Палеостровского монастыря, архимандрит. В 1908 г. - настоятель Коломенского Ново-Голутвинского, а с 1910 г. Старо-Голутвинского монастыря. С 1911 г. - епископ Каргопольский, викарий Олонецкой епархии. С 1913 г. - епископ Тобольский. Пользовался дружбой и поддержкой Григория Распутина. В 1916 г. - архиепископ, активный участник прославления святителя Иоанна Тобольского и пошел в этом деле против Синода, опираясь на поддержку царской семьи. Сразу после Февральской революции уволен на покой. Был настоятелем Высокогорской пустыни Нижегородской епархии, затем настоятелем Макариева Калязинского монастыря. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, но к месту назначения не поехал. О Варнаве существуют противоречивые мнения, в части высшего духовенства он считался интриганом, нарушавшим сложившиеся формы церковного управления, апеллируя к царской семье, другие считали его молитвенником и архиереем, никогда не искавшим чего-либо для себя лично. Архиепископа Варнаву отпевал Патриарх Тихон.
Варнава управлял монастырем менее двух лет, но привел обитель в такое состояние, что при осмотре ее новый настоятель, оптинский старец схиархимандрит Варсонофий, везде нашел упущения и даже разорение. При его настоятельстве Старо-Голутвинский монастырь пережил всплеск духовного возрождения (1912-1913).
Схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плеханков, 1845-1913) в миру он прожил 46 лет, был военным, полковник, после знакомства с оптинским старцем Амвросием (Гренковым) подал в отставку, в 1892 г. зачислен в братство Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. В 1893 г. пострижен в рясофор, в 1900 г. - в мантию с именем Варсонофий, в 1903 г. рукоположен во иеромонаха. Во время Русско-японской войны во исполнение послушания отправился на фронт. Исповедовал и причащал раненых, неоднократно подвергался смертельной опасности. В 1907 г. был возведен в сан игумена и назначен скитоначальником. Слава о нем разнеслась по всей России. Он видел человеческую душу, и по молитве ему открывалось в человеке самое сокровенное, что давало ему возможность воздвигать падших, исцелять болезни душевные и телесные. Только раз, в 1910 г., за послушание, он оставлял скит, ездил напутствовать умирающего Л.Н. Толстого. Впоследствии с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».
Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил его оставить в скиту для жительства на покое. В 1912 г. преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря. Старец принял назначение смиренно: «Враг напал на меня и изгнал из Оптиной». Подъезжая к Коломне, о. Варсонофий увидел из окна вагона монастырь и, перекрестившись, сказал: «Вот здесь мое место упокоения. Недолго мне осталось жить, так как приходится нести последние испытания». Новый настоятель установил обязательное для монахов посещение церкви и трапезной. Раньше эконом имел своего повара, а иеромонахи - при кельях свои кухни, в трапезной же пища была невозможной (щи из прелой капусты и рыба с запахом). Через два месяца монастырь был неузнаваем. Многие рабочие Коломенского завода стали приходить в обитель искать утешения. И, как прежде, он, старец уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги. Здесь, в Старо-Голутвине, совершилось по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. Отец Варсонофий не только исправил нестроения в духовной жизни обители, но и всего лишь за год успел привести в порядок монастырские постройки. Старец писал: «Конечно, я стараюсь привести в порядок эту обитель. Сначала мне здесь было очень трудно, монастырь я нашел в полном упадке, братия восставала, но теперь, слава Богу, все налаживается, и, разумеется, насколько хватит моих сил, я буду исполнять святое дело устройства Голутвина монастыря». Страдания его во время предсмертной болезни были мученическими. Отказавшись от помощи врача и от пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...» Причащался старец ежедневно. 17 марта 1913 г. он продиктовал духовное завещание братии: «Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливою молитвою и прилежным чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей... Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы весь ад восстал на вас и весь мир кипел бы на вас злобою и прещением, и - веруйте: близ Господь всем призывающим Его, - всем призывающим Его во истине. Аминь». В апреле 1913 г. он умер. Отпевание в Богоявленском соборе монастыря в Лазареву субботу возглавил владыка Трифон (Борис Петрович князь Туркестанов, 1861-1934), послушник старца Амвросия Оптинского, в академии написал диссертацию «Древнехристианские и оптинские старцы».
Архимандрита Варсонофия похоронили в родной ему Оптиной пустыни. Тело привез послушник схиархимандрита Варсонофия Михаил Михайлович Ежов. Он родился в с. Пушкино под Москвой. В юности бывал у о. Алексия Зосимовского в 1903 г. на торжествах в Сарове. В 1907 г. по благословению 112-летней монахини Зачатьевского монастыря Сары, предсказавшей ему священство, ушел в Оптину, где стал послушником схиархимандрита Варсонофия. Михаил Ежов описал жизнь старца Варсонофия в Голутвином монастыре. В 1914-1917 гг. пережил фронт, голод, холод, тиф. Возвратился в Пушкино, окончил пастырские курсы. В 1948 г. в Сыктывкаре стал диаконом, а в Архангельске - священником. Написал воспоминания об Оптиной пустыни и «Канон Божией Матери, читаемый в душевной скорби». Скончался на рию. Сам Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода (от 22 марта) иеромонах Алексий был оставлен в Ярославской Духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении председателя Совета Министров П.А. Столыпина обер-прокурору Синода П.П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля иеромонаха Алексия, «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода № 2898 от 12/30 мая Алексий (Кузнецов) уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в Вологодский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. ...на 85-м году жизни 26 апреля 1967 г. в Калужской епархии.
29 мая 1913 г. настоятелем Старо-Голутвинского монастыря назначен, с возведением в сан архимандрита, иеромонах Алексий (Н.Н. Кузнецов, 1875-1938). В декабре 1916 г. его нарекли епископом Дмитровским (рукоположен 26 декабря 1916 г.). Николай Николаевич Кузнецов, родился в 1875 г. в Царском селе в семье митрофорного протоиерея Н.К. Кузнецова. Николай учился в Александровском лицее до 1891 г., после (с 1891 по 1898 г.) обучался в Александро-Невском Духовном училище, по окончании которого - в Петербургской Духовной семинарии. В 1902 г. он окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1902 г. назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1903 г. - преподавателем русского языка Устюжского Духовного училища. В 1904 г. - помощник смотрителя Белозерского Духовного училища, пострижен в мантию, рукоположен в иеромонаха и 23 сентября 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской семинарии, в 1906 г. - преподаватель гомилетики Ярославской семинарии. Во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия 6 декабря 1906 г. председатель Союза русского народа А.И. Дубровин требовал лишить сана митрополита Антония (Вадковского). В Ярославле иеромонах Алексий выразил несогласие с деятельностью местного Союза, поддерживавшего заявление председателя Союза, и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской Духовной семинарии сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на иеромонаха Алексия губернатору, который вызвал его для объяснения. В феврале 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке иеромонаха Алексия (Кузнецова) из Ярославской губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиепископа Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиепископом Ярославским святитель Тихон (Беллавин, будущий Патриарх), стремясь прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митрополиту Антонию (Вадковскому) о назначении иеромонаха Алексия настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской Духовной семинарии усиленно просил о переводе иеромонаха Алексия преподавателем гомилетики в эту семинарию. Сам Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода от 22 марта) иеромонах Алексий был оставлен в Ярославской Духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля иеромонаха Алексия, «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода № 2898 от 12-30 мая Алексий (Кузнецов) уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский мужской монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов.
28 августа 1907 г. иеромонах Алексий подал в Синод прошение о назначении его членом Урмийской миссии. Определением Синода от 12/16 января 1908 г. № 121 Алексий был назначен членом Урмийской миссии и прибыл в Урмию в конце марта. Независимое поведение иеромонаха Алексия по отношению к его бывшему сокурснику по Санкт-Петербургской Духовной академии начальнику миссии архимандриту Сергию (Лаврову) вызвало недовольство последнего и привело к тому, что пришлось после семимесячного пребывания в Персии снова возвратиться на север России и в Вологодской губернии искать себе на жительство монастырь. Алексий был уволен из миссии с возвращением в распоряжение Вологодского архиерея и 8 ноября уехал в Россию. 24 февраря 1909 г. иеромонах Алексий (Кузнецов) перемещен в Яблочинский монастырь, где жил с середины марта до середины октября 1909 г. В июле 1909 г. в Учебный комитет при Синоде поступило ходатайство архиепископа Холмского Евлогия (Георгиевского) о предоставлении иеромонаху Алексию (Кузнецову) места в духовно-учебной службе. Определением 15 октября 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской Духовной семинарии, 28 июля 1911 г. - смотрителем Лысковского Духовного училища. 29 мая 1913 г. иеромонах Алексий (Кузнецов) назначен настоятелем Коломенского Старо-Голутвинского монастыря с возведением в сан архимандрита. С 9 июля 1913 г. по 7 января 1914 г. он исполнял обязанности смотрителя Коломенского Духовного училища, 3/12 марта 1916 г. назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии, 26 сентября 1916 г. - вновь настоятелем Коломенского Богоявленского монастыря. В бытность настоятелем архимандрит Алексий часто служил в храме на Коломенском заводе. В 1913 г. была опубликована его книга "Труд юродства и странничества". Ученым советом Санкт-Петербургской Духовной академии присвоена степень магистра богословия. 26 декабря 1916 г. архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. - епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 сентября 1918 г. - епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. 11 ноября 1918 г. назначен временно управляющим Вятской епархии, 20 мая 1919 г. - епископом Сарапульским и Елабужским. В сентябре 1919 г. в Сарапуле был арестован, но затем освобожден без предъявления обвинения. В 1924 г. вновь арестован и выслан из Сарапула. В 1925 г. приговорен к 6 месяцам исправительно-трудового лагеря. В1927 г. возведен в сан архиепископа, в декабре 1928 г. арестован в Сарапуле, после полуторамесячного заключения освобожден. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В 1932 г. арестован по обвинению в создании «контрреволюционной организации из священнослужителей, монашествующих и кулаков», приговорен к 3 годам концлагеря, отбывал срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1935 г. архиепископ Алексий снова назначен в Сарапул и Елабугу. До своего последнего ареста 18 декабря 1937 г. жил в Сарапуле. Был расстрелян в 1938 г. (по другим источникам - в 1939 г.).
В 1917 г. настоятелем Старо-Голутвинского монастыря был архимандрит Амвросий. В марте 1918 г. его сменил архимандрит Леонид, до этого управлявший монастырем в Астраханской епархии. В 1917 г. в Старо-Голутвинском монастыре было 24 монаха, 2 послушника, земельные угодья составляли 383 десятины. В 1918 г. крестьяне д. Сергиевские Выселки захватили около 20 десятин земли Старо-Голутвина монастыря. В 1918-1919 гг. на базе монастырского хозяйства была образована трудовая артель.
16 июля 1921 г. в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры. От Старо-Голутвина монастыря крестный ход двинулся в сторону кладбищенской церкви Петра и Павла, где их встретил епископ Феодосии. Диакон, поминая всех погибших «от губительныя болезни», по напечатанному полвека тому назад последованию, помянул «о наследнике цесаревиче и великом князе Николае Александровиче». Очевидно, что такое прошение относилось к годам царствования императора Александра III. 13 июля епископа Феодосия арестовали. Крестный ход, совершавшийся в Семик с иконой Преподобного Сергия из Голутвина монастыря в Успенский собор, был запрещен. Предпоследним настоятелем монастыря был архимандрит Синезий (Зарубин), он окончил художественное училище, в 1926 г. - епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с декабря 1926 г. епископ Колымский, викарий Якутской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский. С 1928 г. епископ Ижевский. Митрополит Мануил (Лемешевскии) писал о епископе Синезии: «Это был оригинальный архиерей. Проповеди говорил по 2-3 часа, не замечая того, был в храме народ или нет. Однажды случилось даже так, что он говорил проповедь, а молящиеся, утомленные его многословием, все ушли из храма, а он все говорил и говорил. Наконец, церковный сторож подошел к нему и сказал: "Довольно". Только тогда он, удивленный словами сторожа, окончил беседу в пустом храме». С 1930 г. на покое, совершал богослужения без разрешения правящего епископа, был в оппозиции управлявшему Русской Православной Церковью митрополиту Сергию (Страгородскому). В том же году Синодом предан суду архиереев и запрещен в служении до покаяния.
Последним настоятелем монастыря был преподобномученик Никон (Беляев Георгий Николаевич, 1886-1937). С 1918 г. он служил в храме с. Протопопове (разрушен в советское время, село вошло в черту г. Коломны). За ревностное исполнение пастырских обязанностей и активную проповедническую деятельность о. Георгий 4 ноября 1921 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Сослан на 3 года в Архангельскую область. В 1925 г., после возвращения о. Георгия из ссылки, епископ Коломенский Феодосии (Ганецкий), для укрепления духовной жизни в Старо-Голутвинском монастыре, предложил ему принять монашеский постриг и возглавить монастырское братство. В августе 1925 г. епископ Феодосий постриг о. Георгия Беляева в монашество с именем Никон, возвел в сан архимандрита и поставил наместником Старо-Голутвинского монастыря. Архимандрита Никона арестовали, обвинив в антисоветской агитации при произнесении проповедей. 26 июля 1929 г. он был приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере. В 1932 г., без рассмотрения дела, архимандрит Никон был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. По возвращении из ссылки он был направлен в храм Трех Святителей с. Белоомут (ныне в Луховицком районе), но вскоре переведен в г. Волоколамск. В 1937 г. секретарь Волоколамского горсовета подал в НКВД характеристику деятельности архимандрита Никона: «В городе проводит оживленную работу среди церковников, устраивая всякого рода собрания граждан и мобилизуя их на религиозную пропаганду». 27 ноября 1937 г. архимандрит Никон снова арестован, 5 декабря того же года приговорен к расстрелу и 10 декабря расстрелян. В 1929 г., вскоре после ареста архимандрита Никона, монастырь был закрыт. 1 октября на базарной площади в присутствии местных и приезжих крестьян иеромонах Старо-Голутвинского монастыря Гермоген (Соколов) стал выкрикивать различные обвинения в адрес советской власти. К этому времени иеромонаху было уже семьдесят лет, из которых тридцать пять он прожил в монастыре. Что им руководило, сказать трудно, но ясно одно, он не понимал или не хотел понимать, что подвергает опасности не только себя, но и окружающих. Недолго длилось это выступление. Группа крестьян потребовала его задержания. На допросе свидетели показали, что иеромонах Гермоген говорил: «Советская власть всех разорила, на китайской границе объявлена война, и советской власти теперь скоро конец. Большевики вздумали упразднить воскресенье, но этому воспрепятствуем - будем бороться до конца». В этот же день иеромонаха допросили, и он дал показания относительно внутренней монастырской жизни и оговорил своих собратьев-монахов Филарета, Онисима и Серафима. Вскоре были арестованы все оклеветанные монахи. Их обвинили в контрреволюционной агитации в близлежащих деревнях, пьянстве и разврате. Все они были арестованы, посажены в вагоны, увезены в неизвестном направлении и больше не вернулись. В 1929 г. были высланы последние монахи, в 1930-х гг. помещения перестроены под общежития рабочих Коломзавода. Тогда же разрушена сень над колодцем (конца XVIII в.), по преданию выкопанным преподобным Сергием.
К 1980-х гг. постройки монастыря превратились в руины.
В 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1994 г. монастырь передан Московской епархии Русской Православной Церкви. Настоятелем возрожденной обители стал иеромонах Кирилл (Федотов). При нем начались работы по восстановлению и возродилась литургическая жизнь. Богослужения сначала совершались в помещении учебного корпуса семинарии, позднее - в подклете Богоявленского собора. В наше время Богоявленский собор быстро возрождается, благодаря попечению губернатора Московской области Б.В.Громова. С 2001 г. настоятелем монастыря был назначен игумен Григорий (Щелкунов), создатель хора Коломенской семинарии. Хор семинаристов приглашают участвовать в богослужениях, возглавляемых Святейшим Патриархом, например в Успенском соборе Московского Кремля. Коломенские семинаристы пели на многих концертах, в том числе в Кремлевском дворце съездов в год 2000-летия Рождества Христова.
В стены монастыря из помещений Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря переведено Московское Епархиальное Духовное училище. Оно разместилось в одном из братских корпусов. Восточный и западный (включает в себя нижний ярус башни ограды середины XVIII в.) братские корпуса возведены в 1-й четверти XIX в. Братские корпуса Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря, восстановлены в 1995 г. Решением Священного Синода в 1996 г. Московское Епархиальное Духовное училище преобразовано в Коломенскую семинарию. Семинария распространилась и на старинные монастырские постройки хозяйственного назначения. В 1998 г. для клириков Московской епархии, не получивших систематического богословского образования, при Коломенской Духовной семинарии было открыто отделение заочного обучения. В семинарии 5-летний курс обучения. За отличные успехи в учебе лучшие студенты удостаиваются стипендии имени святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Вступительные экзамены, выпускные акты, все значимые события семинарии проходят при обязательном присутствии правящего архиерея, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Со дня основания Коломенскую семинарию возглавляет кандидат богословия протоиерей Николай Качанкин, настоятель Успенского кафедрального собора г. Коломны.
В 1996 г. была освящена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в монастырской колокольне, ставшая семинарским храмом. Настоятелем храма является ректор семинарии. Богослужебной традицией Коломенской Духовной семинарии является совершение в пятницу вечером молебного пения с акафистом Пресвятой Богородице.
18 июня 2011 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин освящения креста для главного купола строящегося нового семинарского храма в честь Трёх Святителей. В 2010 г. на территории монастыря митрополитом Ювеналием был освящен памятник Преподобному Сергию Радонежскому.
В наше время южнее монастырских соборов ведется строительство новых корпусов семинарии. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Собор Богоявления Господня (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Сергия Радонежского (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Трех Святителей Великих (в Коломенской духовной семинарии)
Часовня надкладезная (в Старо-Голутвине монастыре)
Часовня утраченная (в 320 м от Старо-Голутвина монастыря)
Часовня в Москве (Старо-Голутвина монастыря)
Святой колодец (в Старо-Голутвине монастыре)
|