23 февраля 1703 года братья Анофриевы получили заказ на строительство в течение двух лет каменной Церкви в селе Лыково. Можно предположить, что Церковь Василия Великого была построена в 1703-1705 гг., при условии, что братья выполнили взятые на себя обязательства.
В книге Николаевой М.В. «Очерки истории частного строительства в петровское время» читаем: «Подрядом в первой четверти XVIII в. строили здания самого разного назначения и, следовательно, их размеры, архитектура, отделка и декор отличались большим разнообразием. Создание каждой значительной постройки требовало решения широкого круга вопросов, связанных с привлечением мастеров разного профиля и квалификации, вспомогательной рабочей силы, обеспечением большого ассортимента стройматериалов. Главным организатором работ в условиях частного строительства являлся каменных дел подрядчик, с которым заказчик заключал отдельный контракт, обычно заблаговременно. Подрядчик занимался, в полном объеме или частично, подбором и наймом строителей разных специальностей и профессионального уровня, подсобных работников, а также изготовлением, закупкой и поставкой на место стройматериалов, осуществляя общую координацию организационного процесса… Характер деловых операций крупных подрядчиков, принимавших участие в первой четверти XVIII в. в частном строительстве, довольно детально представлен в договорах московских жителей - тяглеца Казенной слободы Луки Анофриева и Панкратьевской слободы Семена Анофриева. Их деятельность просматривается за период с 1701 по 1721 год на материале 15 контрактов. Два брата - Лука и Семен, - составляя довольно устойчивый деловой союз и предпочитая работать в паре, стремились, как правило, получить полномочия при реализации строительного заказа в полном объеме. Можно заметить, что они специализировалась на церковном усадебном строительстве - 5 заказов, хотя дважды работали и в Москве. Из документов известно, что в XVII в. Анофриевы участвовали в поставках стройматериалов, брались за исполнение отдельных строительных циклов... 23 февраля 1703 г. братья Анофриевы совместно с Ф.А. Шолоховым получили заказ на строительство в течение двух лет каменной церкви с трапезной, приделом и колокольней в вотчине стольника В.С. .Жамайлова селе Лыкове Коломенского уезда. Каменных дел подрядчики по условиям контракта обеспечивали к строительству каменщиков и творильщиков извести, а также «товар» (очевидно, таким образом называли стройматериалы, приобретавшиеся на рынке) и «припас» (кирпич, известь, т.е. стройматериалы, изготавливавшиеся на месте), наняв, в частности, 19 марта того же года для изготовления 110 тысяч 314 штук кирпичей крестьянина М. Юдина. За работу и стройматериалы Анофриевы и Шолохов запросили по подряду 400 рублей денег и продуктовый запас. Заказчик обусловил определенные гарантии по выполнению договора, которые были выражены в неустойке, составлявшей 500 рублей, что примерно равнялось цене подряда… Попутно отметим, что в январе 1702 г. Анофриевы нанимали мастера на строительство печи и изготовление 300 бочек извести в селе Каробчееве, и летом 1703 г. - на те же работы и заготовку камня в селе Лобкове Коломенского уезда, хотя предназначение этих заказов неясно».
В книге протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны" читаем: «Разрушена церковь Святителя Василия Великого с.Лыково, построенная в начале XVIII в. В первой трети XIX в. селом владели поручик И.Н. Глушков и гвардии капитан Пётр Михайлович Бутурлин (1763-1828). Последний от брака с княжной Марьей Алексеевной Шаховской (ум. 1803) имел сыновей Михаила (1786-1860, генерал-лейтенант), Дмитрия (1790-1849, действительного тайного советника, члена Государственного совета, директора Публичной библиотеки), Петра (1800-1876, действительного тайного советника), Алексея (1802-1863, генерал-лейтенанта, сенатора), Сергея (1803-1873, генерала от инфантерии, члена Военного совета) и четырёх дочерей. Деревянная колокольня церкви была построена на средства, собранные уроженцем села, известным в Коломне и окрестностях как блаженный Данилушка. В 1903 г. в журнале «Кормчий» протоиерей Бухарев писал о нём: «Отец его был крепостной крестьянин, человек богатый и закоренелый раскольник, имевший у себя дома молельню, мать Данилушки была начётчицей старопечатных духовных книг. Данилушка не был любимцем родителей, рос одиноко, не дружил с детьми своего села, и даже играть в бабки, а это было его любимая игра, ходил в другое село, вёрст за десять. Он был лучшим игроком, наигрывал в течение недели порядочную сумму, которую всю отдавал в церковь церковному старосте. Староста любил Данилушку, жалел за его сиротливость, кормил и нередко оставлял у себя ночевать, брал с собою в церковь, где мальчик пел на клиросе и помогал за свечным ящиком. Отец Данилушки сердился за это на старосту и даже жаловался на него своему помещику. Помещик же, узнав, что Данилушка мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом, сделал казачком (мальчиком для услуг) и хотел учить его грамоте, но Данилушка в скором времени, однажды утром, снял с себя одежду казачка и сапоги и, принеся помещику, сказал, что ходить в этом он не может, потому что всё это сваливается с него; и с тех пор Данилушка уже никогда больше не носил сапог и верхней одежды. В праздничные и в будничные дни он постоянно ходил в церковь для молитвы, а когда не бывало службы в своём селе, то бегал за две, за три и даже за пять вёрст в соседние села. На дворе ещё темно, а Данилушка уже бежит куда-нибудь к заутрене, и как бы рано она ни началась, а он уже поспеет к её началу. Его не останавливал никакой мороз, хотя бы в тридцать и более градусов. В одном нижнем белье, с открытою головою, часто по колена в снегу, по оврагам и полям бежит он к церковной службе. Если же, как случа-лось нередко, придёт он раньше благовеста, то зайдёт к кому-нибудь из крестьян и там дожидается. Становился в церкви на клиросе или около оного и пел. Уже в совершенном возрасте он покинул своё село и пришёл в г.Коломну, горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком ходил он по улицам, по церквам. Особенно он любил бывать за праздничною службою в городском соборе. Собор был холодный, с чугунным полом, и Данилушка стоит себе на полу голыми ногами в своём обычном костюме и от души подпевает певчим или псаломщикам, стоит весь погружённый в молитву и ни разу не оборачиваясь ни назад, ни по сторонам. Днём Данилушка ходил по городу - по площадям и по торговым рядам. Ему обыкновенно давали денег - он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую давал ему у себя в доме один купец. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Собирая деньги, Данилушка любил шутить с купцами. Если купец был толст; то, потрепав его по плечу, говорил: "Эй ты, кошёлка"; одного он называл "синим", другого "звонким", и т.п. Смеясь, нередко говорили ему: "Данилушка, ты ноги-то отморозил", но он любезно отвечал: "Сам отморозил", и, заложив руки за спину (это его обыкновенная походка), продолжал идти далее, напевая про себя: "О всепетая Мати" или "Милосердия двери отверзи". Так живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и самая вся церковь на собранные им подаяния была расписана внутри и поновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал.
Так, говорили, три раза он предсказывал пожар в с.Лыкове, последний раз сказал, что пожар будет в Великую субботу и в это время сгорит и дом его отца, что и сбылось. Бывал нередко Данилушка и в Москве, его брали с собой коломенские купцы, и в Москве он всюду был желанным гостем. Перед смертью он хворал и был похоронен с большой почестью». В 1908 г. священник Борис Протопопов и прихожане храма с.Лыково просили Духовную консисторию разрешить им взамен ветхой деревянной колокольни построить каменную. В 1915 г. к Лыковской церкви был рукоположен Валентин Дмитриевич Колосов (26 лет). В 1912 г. он окончил Московскую Духовную семинарию, в 1912-1913 гг. был учителем приходской школы в с.Подберёзках Коломенского уезда, псаломщиком при Сретенской церкви с.Настасьина. С 1915 г. безвозмездно преподавал в Лыковской приходской школе. Дома для священника в селе не было. Он жил на квартире и терпел большие неудобства, платил 75 рублей в год. Псаломщик, за неимением жилья в Лыкове, был вынужден жить в с.Шкинь, в 6 верстах от прихода».
В церкви Василия Великого села Лыково служил Геннадий Николаевич Лебедев.
Он родился в 1877 году в с. Астафьево Подольского района Московской области в семье священника. Его родной брат Алексей Николаевич Лебедев служил в храме Спаса Нерукотворного села Косяково Воскресенского района. Забегая вперед, скажем, что Алексей, так же как и его брат, был расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году и ныне причислен к лику святых священномучеников.
Геннадий Николаевич окончил Духовную семинарию, после чего преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе села Степановского Бронницкого уезда. Здесь он встретил свою будущую жену, Александру Николаевну, дочь священника. Она была на 10 лет его моложе: ему было 28, ей - 18. Отец невесты дал свое благословение на венчание лишь при условии, что жених будет рукоположен во священники. И Геннадий Николаевич стал священником. Служил в храмах Коломенского уезда, в частности, в церкви свт. Василия Великого села Лыково. Оттуда в 1915 году отец Геннадий был переведен в Ильинскую церковь села Петровского. Этот год для отца Геннадия стал «черным»: при родах последнего, шестого ребенка, дочери Александры, умерла его любимая супруга Александра Николаевна. Ей было всего 29 лет. Похоронили ее по новому месту службы мужа, в селе Петровском.
Во время Первой Мировой войны Геннадий Николаевич Лебедев был призван на службу в армию и охранял склады с боеприпасами. В это время его дети оставались одни (самому старшему было 14 лет), и за ними присматривала жительница села Анна Селиверстова, которую дети звали тетей Нюшей. После окончания войны священник опять вернулся в Петровское и продолжил службу в храме. В церкви у отца Геннадия был хор из молодых людей. Численность его порой доходила до 40 человек. В свободное от богослужения время отец Геннадий занимался огородничеством, содержал пасеку. В селе Петровском у него был свой дом, из которого позднее, при раскулачивании, его выселили вместе с детьми.
В советское время отца Геннадия арестовывали трижды. Первый раз – в 1930 году по обвинению в неуплате налога. Осудили на 10 лет концлагерей, но освободили досрочно в том же году. Спустя год, в 1931-м его вновь арестовали и сослали в Казахстан на 5 лет. Оттуда батюшка привез семена некоторых овощей, в частности, именно им были выращены в Петровском чудо-помидоры, которых у нас тогда еще не знали. Вырастив урожай, он раздавал семена всем желающим.
В опубликованной в 2009 году «Книге памяти жертв политических репрессий Воскресенского района Московской области» отцу Геннадию Лебедеву посвящен отдельный очерк. В этом очерке приводится немало подробностей о жизни отца Геннадия в Петровском и о его последнем, третьем, аресте. «Отец Геннадий очень любил жасмин и первым начал раздавать черенки своим соседям, заваривал чай из лепестков жасмина, чему научил сельчан. Мёд на своей пасеке отец Геннадий раздавал людям, и денег никогда не брал, не отказывал никому, как бы ни было трудно ему самому.
О добром характере батюшки до сих пор говорят даже в соседних селах. В Городищах сельчане помогали отцу Геннадию собрать необходимую для сдачи в колхоз часть продуктов, зная его бедность и уважая его как бессребреника».
Арестовали отца Геннадия 12 августа 1937 года. Его обвинили ни более, ни менее как в принадлежности к «повстанческо-террористической группе». Не стоит и говорить, что это обвинение, равно как и само существование такой группы, было совершенно нелепым и фантастическим. «Говорят, что отца Геннадия призывали к публичному отказу от веры, требовали снять с себя облачение прямо на ступенях храма, на что получили категорический отказ. Арест священнослужителя превратили в показательное мероприятие. «Черный ворон» ожидал арестованного на другом конце села, так, чтобы все видели, как ведут батюшку с руками за спиной по главной улице. Дочь Мария - передовая доярка колхоза, бежала с фермы, когда ей сообщили об аресте отца, и не успела с ним проститься, плакала и упала без сил прямо на дороге, чуть не умерла от ужаса от всего случившегося.
Потом дети выяснили, что отец переведен из местного отделения в Бутырскую тюрьму, приезжали на свидание с ним и узнали, что отца бросили в камеру к уголовникам вместе с другим нашим священнослужителем Новлянского храма, предположительно, отцом Александром Цветковым, за которого Геннадий Николаевич заступился и спас от неминуемой расправы».
Имеется еще одно свидетельство о пребывании отца Геннадия в тюрьме. Уголовники попросили отца Геннадия помолиться. Батюшка подумал, что они хотят посмеяться, и сказал: «Над верою глумиться - большой грех». Тогда ему сказали, что не издеваться хотят над верой, а помолиться об облегчении своей участи. Благоговейная молитва батюшки привела людей, на которых общество поставило клеймо отверженных, в умиление. Многие из них плакали и их озлобленные сердца отогревались. После этого в камере для батюшки выделили почетное место.
19 сентября Тройкой при УНКВД СССР по Московской области отцу Геннадию Лебедеву была назначена высшая мера наказания.
Из Бутырской тюрьмы путь ему предстоял только один - на Бутовский полигон. 21 сентября, в праздник Рождества Богородицы, в Бутове расстреляли 17 священников, в том числе троих иереев - из Воскресенского района: Александра Цветкова, Антония Полянского и Геннадия Лебедева. В тот же день были расстреляны еще 412 человек. Ныне он причислен к лику святых священномучеников. Старожилы утверждают, что Церковь Василия Великого Кесарийского закрыли до Великой Отечественной Войны. Часть Храмовых Икон жителям удалось спасти. Спустя время здание Храма стали использовать под сельский клуб.
В газете «За большевистские колхозы» (№ 5 от 15 января 1934 г.) писали: «В помещении бывшей церкви Лыковская молодежь организовала хороший клуб. Лозунги, плакаты, газеты, громкоговорители, радиоустановки, все в этом клубе к услугам колхозников».
Одна из жительниц села спрашивала у своей мамы: «Как же Вы, вначале ходили молиться в Храм, а потом ходили танцевать в клуб, который ранее был Храмом?» Ответ на данный вопрос неизвестен. Здание Церкви разбирали как во время войны, так и после ее окончания. Храм растаскивали самые «предприимчивые» местные жители. Старожилы говорят: «Те, кто разбирал Церковь, долго не прожили…» До наших дней сохранилось только одно каменное надгробие, которое ранее находилось на территории церковного кладбища. В настоящее время место, где когда-то стояла Церковь Василия Великого Кесарийского, заросло кустарником и деревьями. Хочется верить, что утраченная Святыня будет восстановлена, и вновь начнет дарить благодать всем жителям Лыково.
Видео: Церковь Василия Великого / Кесарийского (с.Лыково)
|