Церковь Архангела Михаила (с.Коробчеево) ВЗОРВАНА |
|
Село Коробчеево расположилось в десяти километрах от Коломны, на невысоком холме, покрытом зеленью, на левом берегу стародавней водной дороги - реки Оки. Вдоль нее пролегал известный сухопутный Касимовский тракт. Среди памятников церковной архитектуры Подмосковья храмы в честь Архистратига Михаила - Воеводы Сил Небесных - занимают особое место и находятся в 23 селах и городах Московской области. В его честь освящен один из главных соборов Московского Кремля - Архангельский, построенный собирателем русских земель Иваном Калитой. А в состав Коломенской епархии включены собор Архистратига Михаила (ул. Гранатная) и церковь Михаила Архангела в селе Федосьине. Во многих источниках христианской духовной культуры содержится следующее упоминание об Архистратиге Михаиле, изгнавшем в бездну дьявола и его злые силы: «Бог, желая просветить людей светом своего познания, послал во все земли своих учеников-апостолов. Двое из них пришли в город, где безумные поклонялись змею. По молитвам учеников Христовых змей умер и многие люди обратились к Богу. Апостолы предсказали, что это место будет посещать Воевода Небесных Сил - Архангел Михаил. На месте чуда появился источник с целебной водой. Люди там исцелялись от болезней, обретали веру в Бога, принимали христианство. В знак благодарности над чудесным источником был воздвигнут храм во имя святого Архистратига Михаила. Те, кто поклонялся идолам, решили затопить храм, направив воды двух рек на чудотворное место. Внезапно появился святой Архангел Михаил в образе прекрасного юноши и направил бурные потоки воды в каменную расщелину. Сохранив от затопления свой храм, святой Архистратиг Михаил взошел на Небо. С того времени празднует православная церковь это чудесное событие». И стоит он, ангелов начальник и людей наставник, с воинством Небесных Сил на страже, защищая христиан. На коломенской земле существует такая традиция: отмечать престольный праздник в селах, несмотря на то, что самих храмов, соименных праздникам, давно уже не существует. Это в полной мере относится и к Коробчееву, где 21 ноября встречают престольный праздник Михаила Архангела. Какой же сохранилась церковь в народной памяти? Чудеснейшее событие связывает село Коробчеево со спокойными, ровными водами равнинной реки Оки. Среди жителей села бытует легенда, что к самому высокому и красивому месту прибило икону Михаила Архангела и крестьяне решили поставить на этом месте церковь. Сначала она была деревянная. Затем построили каменную, а позднее пристроили колокольню и два придела. Большинство старожилов в своих воспоминаниях сходятся в одном: церковь стояла на самом красивом и высоком месте села, была небольшой и аккуратной, светло-голубой, с зеленой крышей. Святые храмы, как правило, располагались на высоких участках. Точная дата строительства церкви неизвестна из-за отсутствия достоверных источников. Но имелся план церкви и межевая книга, выданная в 1767 году за луговую землю. Отсюда можно предположить, что церковь была построена не позднее этой даты. Но воспоминания жителя села И.И. Сергеева дают иную информацию: «... когда я был мальчишкой и бабушка меня водила в храм, то на одной из сохранившихся перегородок, под облупившейся штукатуркой, я видел две цифры 14...» Конечно, полностью полагаться на его слова нельзя, но принять их как версию вполне можно. Если все-таки брать за дату начала строительства 1767 год, то можно сказать, что храм сочетал в себе стили псевдоготики и классицизма, характерные для архитектуры XVIII-XIX вв. Обращение к античности, использование декоративных мотивов готики, четкость форм, логичность планировки прослеживается в храмовых постройках Коломны того времени и церкви Михаила Архангела. В библиотеке села Коробчеева есть копия метрики 456, основанной на ответах священника Алексея Лихачева в феврале 1887 года, на основе которой можно составить следующее описание церкви. «Сложена церковь из камня (по окна) и выше из кирпича. Крестово-купольного типа с одной главой (маковицей). Высота 18 аршин, длина 20 аршин, ширина 15 аршин. Стены гладкие, с широкими окнами. Окна имеют отлив внутрь и украшены железными часто узорчатыми решетками. Паперть с одной металлической дверью, на простых петлях в сторону запада. Кровля церкви шатровая на четырех скатах, выкрашена зеленой краской. Крест на маковице медный, восьмиконечный. В 1867 году к церкви была пристроена каменная колокольня в стиле русского классицизма. Четырехугольной формы, из кирпича, низ из камня. На колокольне было установлено шесть колоколов». Со слов жительницы села З.М. Корольковой, в дни больших праздников по реке разносилось красивое созвучие колоколов Михаило-Архангельской церкви и Старо-Голутвина монастыря. Перед октябрьскими событиями XX века в селе происходило духовное торжество по случаю освящения двух новых приделов с престолами. Один во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», второй - во имя святителя и чудотворца Николая. Построены приделы были на средства церковного старосты Н.М. Фарфаронова. Храм является местом собрания верующих на молитву и встречает человека необычной красотой и тишиной. Поднявшись по ступенькам храма, входим в притвор. Притвор храма Михаила Архангела, где стояли некрещеные и отлученные от причастия, был отделен от средней части главною стеною с пролетом. «Внутренняя часть была расписана иконописным письмом с изображениями ангелов и святых. Своды храма полукруглые, в них сохранились голосники, это заделанные в кладку глиняные горшки, резонаторы звука». (Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы Коломны и окрестностей»). «Пол в церкви был чугунный, состоящий из 4-х угольных чугунных плит. Фрагменты чугунного пола сохранились во дворе дома жителя села А.П. Панкратова, которые, по его словам, «притащила» его бабушка во время разрушения церкви». Клиросы устроены просто. Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе. Иконостас сделан из орехового дерева. На золотом поле изображены цветы. За иконостасом расположен алтарь - главная часть храма. Алтарь, символизирующий Царство Небесное, имел отклонение к северу и отделялся стеною с тремя пролетами. Одночастный, с двумя окнами помост возвышен на одну ступень. Престол и жертвенник орехового дерева поставлены на земле, высотой с аршин с четвертью. Солея чугунная, выше помоста храма на одну ступень» (Краеведческий фонд Коробчеевской сельской библиотеки. Копия метрики 456). Таково было внутреннее убранство Михаило-Архангельской церкви. Со временем строение ветшало. Сохранилось обращение причта и старосты в Московское археологическое общество от 17 мая 1899 года. Причт просит разрешить им следующие работы: «исправить повредившиеся карнизы вокруг храма, цоколь фундамента оцементировать, стены храма снаружи окрасить снова, исправить железную кровлю, утвердить качнувшийся крест на куполе, внутри храма исправить штукатурку, окрасить стены, промыть и исправить местами живопись на стенах храма и в иконостасе, оставив оную в том виде, в каком она была, выровнять чугунный пол, устроить новые оконные рамы с колодами а также исправить три изразцовые печи. Сообщая о сем, консистория покорнейше просит уведомить, не встречается ли со стороны археологического общества препятствий к производству указанных работ». Возможно, в Михаило-Архангельской церкви находились фрагменты мощей или в одну из стен было замуровано тело. По воспоминаниям А.П. Панкратова: «В начале 50-х г. церковь была уже закрыта и частично разрушена. Мы мальчишками играли там. Одна из стен, которая находилась над рекой, часто подмывалась и постепенно разрушалась. В одном месте кладка была не очень прочная и пошатывалась. Мы ударили по этому месту, и кирпичи упали. А внутри оказалась ниша, где находилось тело. Мы отчетливо видели одежду, лицо. Но вмиг все рассыпалось на глазах». Жительница села А.В. Романова подтверждает, что в церкви были мощи: « ...в детстве в церковь меня водили мои тетушки очень часто. Я хорошо запомнила, где лежали мощи. После придела прямо. Мощи были серого цвета, но чьи, я не помню». Церковь Михаила Архангела имела собственные земельные угодья. «Усадебная земля составляла одну десятину (1 дес=10,925 кв. м.), пахотная земля 28 десятин, в числе которой 12 десятин каменистой, открытой для добывания камня-известняка, сенокосной земли 4 десятины. В 1876 году церковный приход состоял из государственных крестьян с.Коробчеева, собственников: крестьян и мещан, насчитывающий 154 двора, душ мужского пола 491, женского пола 453. Земельные владения были ограничены. На территории находился храм, хозяйственные постройки, дом священника, сторожка старосты». (Бычков Г.И., Девятериков А.Н. Коломенский край. - М.: Советский спорт, 1995). В 20-е годы начинается постепенное закрытие церквей. Попытки священников проводить внебогослужебные собеседования, обучать детей Закону Божьему пресекались местной властью. В истории коломенского духовенства наступает черная пора - пора ожидания неминуемого конца. В 1930 году закрывается действующий храм в Коробчееве. 9 марта 1930 г. было принято решение Президиума Московского областного исполнительного комитета и Московского совета РК и КД о закрытии храмов в Старках, Черкизове, Гололобове, Коробчееве и в Бобреневском монастыре. В работе коломенского краеведа И.В. Маевского «Очерки по истории Коломенского края» мы нашли постановляющую часть протокола, касающуюся коробчеевской церкви, где записано:
«1. Вследствие ходатайства Президиума Коломенского Окр. Испол. Ком-а и Коломенского Район. Ислол. Ком-а, а также и местного населения о закрытии церквей бывш. Бобреневского монастыря, сел Черкизова, Мячкова, погоста Старки, села Гололобова и села Коробчеева, Коломенского района и округа и использовании их помещений в культурно-просветительских целях и принимая во внимание, что от содержания первых трех культовых зданий верующие отказались и что испрашиваемые церковные здания пригодны для указанной цели, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. «О религиозных объединениях», все вышеуказанные церкви закрыть и здания их после сфотографировать, передать Коломенскому Районному Исполкому для использования в культурно-просветительских целях, а с предметами религиозного культа поступить, согласно приведенному постановлению. 2. В случае жалобы верующих во ВЦИК (в 2-недельный срок со дня объявления настоящего постановления) ликвидация церквей может быть произведена не ранее рассмотрения жалобы ВЦИКом». По ходатайству Коломенского окружного исполкома решением Мособлисполкома от 17 июня 1930 г. коробчеевская церковь была возвращена верующим. В 1939 году церковь была закрыта из-за отсутствия священника. Перед тем как разрушить Храм, у собравшихся жителей с.Коробчеево спросили: «Кто залезет на Церковь и спилит крест?» Вызвался молодой человек 17-18 лет по имени Александр. Взобрался он на Церковь и начал пилить крест, но внезапно сорвался и упал. При падении он остался жив, но повредил спину. Так, до конца своей жизни его и звали «Сашка горбатый»! Постепенно Церковь разворовывали и оскверняли. В годы советской власти колхоз «Полярная звезда», созданный в селе Коробчееве, использовал храм как хранилище для зерна и овощей. В 1955 году церковь пытались разобрать, но кладка была настолько крепкой, что сделать это не удалось. Поэтому ее взорвали динамитом. Обломки Церкви использовали при строительстве скотного двора. Остальное сбросили в реку (по воспоминаниям жительницы села А.В. Романовой). В местной газете было дано объявление председателя колхоза Любови Ивановны Деевой, в котором предлагался на продажу строительный материал, полученный в результате разрушения церкви. Среди жителей села бытует мнение, что те люди, кто принимал участие в разрушении храма, были наказаны Богом. Может, стечение обстоятельств, может, действительно существуют силы свыше, но большинство после этого тяжело заболело. По данным «Московских Епархиальных ведомостей» можно проследить службу священников в приходе. Причт церкви состоял из священника. Образ жизни сельского священника мало чем отличался от крестьянского и был скромным. Это сближало священников с крестьянским миром. Следует отметить, что большинство священников Михаило-Архангельской церкви были приезжими, из других причтов. Все закончили духовные семинарии, что позволяло им обучать крестьянских детей грамоте. Постоянного оклада священнослужители не имели, жили за счет доходов от личного хозяйства (огород, сад, сенокос). Содержание их было скудным. Например, дом священника Константина Пятикрестовского был очень холодным. Дети стали часто болеть, и супруга, матушка Людмила, с детьми вынуждена была уехать в Москву. Вскоре и он сам сильно заболел и был выведен за штат. В 1822 году священником в селе Коробчееве был Василий Епифанов. В 1876 году священнослужитель Коломенского уезда села Коробчеева Алексей Карташов Указом Святейшего Правительствующего Синода от 28 апреля за заслуги по духовному ведомству награжден скуфьей. В 1883 году, в феврале месяце, к Михаило-Архангельской церкви на священническое место определен помощник смотрителя Звенигородского духовного училища священник Иоанн Добровский. В сентябре того же года он переведен к церкви села Иоакимского Клинского уезда. На его место определен из Бронницкого уезда села Троицкого-Зотова Иоанн Скворцов. 16 июня 1884 года он уволен за штат по болезни, и назначен священником воспитанник Московской духовной семинарии Алексей Лихачев. В 1889 году за духовную службу ко дню Пасхи награжден благословением Святейшего Синода священник Алексей Михалев. В 1893 году ко храму перемещен из села Дубна Серпуховского уезда Владимировской церкви Петр Митяков. В 1899 году на праздную священническую вакансию при церкви села Коробчеева определен учитель Московской Георгиевской церковно-приходской школы Константин Пятикрестовский.
Служил о.Константин усердно и не только окормлял прихожан в их духовной жизни,
но, как любящий отец, заботился о них. Своей отзывчивостью он снискал уважение
и известность не только в своем селе, но и в окрестных деревнях.
Дом, в котором жил о.Константин с семьей, был в очень плохом состоянии, но
о.Константин безропотно терпел все неудобства и трудности жизни. Принятие любого
предложения перейти на лучшее место избавило бы о.Константина от крайней
неустроенности его личной жизни, обеспечило пригодным жильем и достаточными
средствами. Но он остался на приходе, вверенном ему Богом, и облегчения креста
своего не искал. На третий год служения в Коробчееве он сам так сильно заболел,
что 8 августа 1902 г. ему пришлось уйти за штат. С 1903 г. о.Константин служит в Подольском уезде (с.Летово), с 1913 г. - в Дмитровском уезде (Конюшенная слобода). В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван среди пяти наиболее твердых "Тихоновцев" Дмитровского уезда. Внутрицерковные настроения 1930-х годов о.Константин считал временными преходящими испытаниями, которые надо пережить, перетерпеть. Протоиерей Константин был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Одновременно с ним были арестованы 14 священников и диакон Дмитровского собора.
28 ноября следователь допросил отца Константина:
- Следствию известно, что вы среди населения выказывали враждебные взгляды в отношении коммунистов. Подтверждаете ли это?
- Враждебных взглядов в отношении коммунистов я не высказывал.
- Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения ведете антисоветскую деятельность?
- Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. Но я говорил: «Пора большевикам понять, что не в попах дело, а в другом. Неужели им неясно, что от попов вреда власти не будет». В частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестом священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна». Кроме того, я говорил, что большевики ведут борьбу с религией не идеологическую, а путем насилия, путем арестов священнослужителей, но путем насилия и арестов положение не улучшишь.
«Следствие» закончилось быстро. В один из дней, когда матушка Людмила пришла с сыном к тюрьме с передачей, ей сказали, что ночью «всех попов» увезли.
5 декабря 1937 года тройка НКВД вынесла обвинение отцу Константину - «антисоветская деятельность и агитация», и приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Впоследствии один из очевидцев тех событий, соборный диакон из Дмитрова, рассказывал, что «всех заключенных собрали… явились молодцы с ножницами и бритвами и, глумясь, издеваясь, всех обстригли, побрили, сорвали со всех рясы». Протоиерей Константин был отправлен в Мариинские лагеря, на лесоповал.
Переписка была запрещена, но однажды отцу Константину удалось выбросить за забор зоны записку для жены - маленький бумажный квадратик. Добрый человек подобрал его и послал по указанному адресу. Больше писем домой послать не удалось. Летом Людмила Сергеевна получила сообщение о смерти отца Константина.
Константин Михайлович Пятикрестовский умер в заключении 6 марта 1938 года. Священномученик протоиерей Константин Пятикрестовский был канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года…
С 1902 года на вакансию священника в Михаило-Архангельскую церквь с.Коробчеево был определен заштатный священник села Настасьина Коломенского уезда Михаил Платонов. В связи с его смертью в 1905 году священником определяется псаломщик села Мартыновского Павел Пономарев. В 20-30 годы священниками были Алексей Горский и его сын Вячеслав. Отец Алексей сначала был учителем, после пострига - батюшкой. «Батя» - так называли его селяне. Вскоре он оставил приход и работал в Коломне бухгалтером. Во священники был рукоположен его сын Вячеслав. С его именем в селе связана легенда, о которой знают все жители села: «серьезно заболев, он в молитве обратился к Михаилу Архангелу, прося помощи в выздоровлении, обещая, что никогда не покинет храм и будет служить в нем. Выздоровел батюшка, но обещания не выполнил. Перешел на службу в богатый приход села Парфентьева. 19 декабря на Николу, престольный праздник села Пестрикова (рядом с селом Коробчеево), пришел в гости. А утром его нашли подо льдом реки, напротив церкви. Люди говорили, что Бог его наказал за неисполнение обещания. Но батюшку этого все любили и сожалели о происшедшем». Хозяйственной жизнью церкви заведовали церковные старосты, которых выбирали из числа самых зажиточных прихожан. Староста вкладывал в дело обеспечения храма значительные собственные средства, следовательно, человеком должен был быть состоятельным. Так, в течение 12 лет церковным старостой избирался Иван Федорович Блохин. «Епархиальные ведомости» подтверждают: «…Михаило - Архангельской церкви с. Коробчеева, Коломенского уезда, крестьянин Иван Федоров Блохин, на 4-е трехлетие утвержден церковным старостой...». Другой церковный староста Михаил Николаевич Фарафонов известен своей благотворительностью. На его средства были освящены два новых придела. Не раз церковь Михаила Архангела обворовывалась. Грабители сдирали оклады. Ограбление церкви подтверждает житель села И.И. Сергеев. Отмечались и случаи нападения. Газета «Московский листок» сообщает: «17 февраля 1908 года в селе Коробчееве, Коломенского уезда в доме местного церковного старосты крестьянина Ивана Прохоровича Сергеева, имеющего мелочную лавку, было совершено покушение на вооруженное ограбление 4 неизвестными лицами». До сих пор мы отмечаем такие праздники, как Рождество, Святки, Крещение, Пасху, День Святой Троицы, имеющие древние корни (со времен язычества). Именно праздники, обряды, традиции формируют сознание человека и защищают от разрушающего наш дух времени. А как отмечали христианские праздники в селе Коробчееве? По воспоминаниям жителей села составлено их описание. Пасха: На Пасху украшали церковь разноцветными фонариками. Растягивали веревки от колокольни до ограды, на них прикрепляли фонари, разукрашенные в разные цвета. Освящали куличи и пасхальные яйца. После службы начиналось веселье: молодежь устраивала катание на качелях, подростки катали яйца. День Святой Троицы: На Троицу ездили в лес на подводах за березами. От ограды до церкви делали аллею из берез, а верхушки завязывали. Березой украшали храм и внутри, и снаружи. Перед Троицей, в четверг, после службы совершали следующее хождение: брали все иконы из храма и несли их в соседнее село Сергиевские Выселки, в часовенку. А на Духов день, после праздника, возвращали обратно. В церкви совершали обряды: крещение, венчание, отпевание. Кто приезжал венчаться, сначала три раза объезжал вокруг церкви, а затем уже совершался обряд венчания. Крестили младенцев и взрослых в сторожке, рядом с церковью, где стояла купель. В засушливые годы бабушки вместе со священником совершали молебны на полях и около Святого источника Михаила Архангела.
По неподтвержденным данным в Коробчеево было пять Часовен: первая (большая) - у кузницы; вторая (столбик) - на горе, на самом краю (ул. Приокская); третья (столбик) - на маленьком селе (ул. Парковая, д. 25, около Махоткиных); четвертая - (столбик) у клуба; пятая (столбик) - напротив школы (ул.Лесная). Все Часовни были из кирпича, внутри было окошечко, туда ставили крест и Иконы. К каждому празднику, верующие жившие радом с Часовнями, зажигали лампадки.
Как уже отмечалось, образованность священников позволяла осуществлять обучение грамоте сельских детей. В 1899 году в Коробчеевской смешанной школе Парфентьевской волости законоучителем был священник Петр Митяков, учитель Дмитрий Крестов (духовного звания). Отец Константин Пятикрестовский преподавал Закон Божий в Коробчеевском земском начальном училище. Училище стояло на «горе» (ул. Приокская), поодаль от церкви. Здание было небольшое, для учителей помещения не было, они снимали комнаты у селян. Из воспоминаний И.И. Сергеева: «... преподавали Закон Божий во 2-м классе. Урок начинался с пения молитвы «Отче наш». Поп не любил хулиганов-мальчишек. Иногда бил или вызывал родителей...» В годы коллективизации попытки обучать Закону Божьему наказывались. Из воспоминаний А.В. Романовой (1922 г. р.): «... школьная учительница узнала, что я с подругой была в храме, и велела прийти родителям. И привела в школу свою пратетушку, которая и водила меня в церковь. Она очень тихо и спокойно объяснила учительнице, что это не мешает учебе, лишь укрепляет душу и дает силы в постижении знаний...» Вот такой представляется история взорванной, не сохранившейся до наших дней старинной церкви Михаила Архангела в селе Коробчееве. Использованы материалы газеты «Вопрос-Ответ» от 21 мая 2008 г. Информационные и фотоматериалы предоставила Казарская Людмила Алексеевна и Шматов Дмитрий.
Видео: Церковь Архангела Михаила (с.Коробчеево)
Видео: Чугунные плиты Церкви Архангела Михаила
Видео: Ферма из камня Церкви Архангела Михаила
Как взрывали Церкви (отрывок из книги
Григоренко П.Г.)
Святой источник Архангела Михаила (с.Коробчеево)
Святой источник Илии Пророка (с.Коробчеево)
|
|