Село Городец расположено в пойме реки Оки, вокруг заливные луга и лес. Трудно установить точную дату возникновения первого поселения, но опираясь на данные раскопок, проводимых специалистами Института археологии Академии наук СССР, можно утверждать, что первое поселение возникло в VIII- IX вв. н. р. Об этом свидетельствуют и публикации М.Савицкого от 1966 года. Село Городец до 1929 г. входило в состав Рязанской губернии Зарайского уезда Пирочинской волости 2-го перевицкого стана. Село и крестьяне были государственные, располагалось на Зарайско-Егорьевском тракте. В «Памятной книжке Рязанской губернии на 1868 г.», составленной секретарем Рязанской губернии статистического комитета Михаилом Демидовым, говорится: «…расстояние от города 36 верст, от стана 10 в., число дворов – 116, население муж. пола – 331 ч., жен. п. – 375 ч., имеется каменная церковь, ветряная мельница об 1 поставе, безымянное озеро…». Более подробная информация содержится в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской Епархии» (составитель Иоанн Добролюбов, 1884 г.): «Городец – прежде город, но в XV веке как село упоминается в списках одной разъезжей грамоты. По приказанию Рязанского князя Федора Васильевича, владевшего перевицкой третью отъехал боярин его владыко Протасио от княжей земли. В платежных книгах село значится вотчиной Борисо-Глебского архиепископа вместе с селом Подлесной Слободой и сельцом Луховицами. Права Рязанских архиереев во владении этим село подтверждены и грамотою царя Михаила Федоровича по описям 1637 г. По описаниям архиерейским вотчинам, видно, что с крестьян с.Городец с хаты собиралось оброку по 10 рублей в год. По ревизии 1744 г. земли по писцовым дачам 10 четвертей в поле, сенных покосов 2500 копен, лесу в длину на 6 верст, поперек на 2 версты. Денежных доходов в архиерейский дом собиралось на год 99 руб. 96 коп., столовых и прочих припасов никаких не собиралось. Из окладной книги видно, что в 1678 г. июля в 18 день преподобный Иосиф Митрополит Рязанский и Муромский указал домовым своея вотчины с.Городец крестьянам быть в приход с.Пирочей у церкви Николая Чудотворца и попу Петра указал к ним в дом входить со всякою святынею. А до того времени Городецкою церковью и приходом владел с.Молинок поп Иван. Вместо деревянной построенной в 1720 г. существующая ныне каменная построена в 1838 г. коломенским купцом Автономом Михайловичем Каратаевым. Земли при ней значится 36 дес. В приходе числилось 676 муж.п.; 730 ж.п.; в том числе молокан в 1830 г. было 14 душ обоих полов, в 1840 г. – 12 душ, 1880 – 19 чел. По штату 1873 г. в приход положено 1 священник, 1 псаломщик… Из священнослужителей означенной церкви известны: Симеон И****аиев р. в 1690 май 3, Иоанн Иоаннов р. в 1699 май 9, Фома уп. в 1700 и 1703 г., Владимир уп. в 1713 г., Иоанн Иоаннов р. в 1734 янв 20, Иаков Прохоров ум. в 1746 г., Симеон Иоаннов уп. с 7 июня 1746 по 24 июля 1783 г., Афанасий Михайлов ум. в 1747 г., Флор Григорьев р. в 1747 г. июня 2, Артемий Иоаннов р. в 1794 г., Иерофей Феодоров уп. с 1807 по 1827 г., Макарий Иерофеев Ключарев р. в 1827 июля 18, Иседор Теплов, Стефан Ефимович Троицын сост. с 1874 г.».
Издавна в селе Городец выращивали лен, местные умельцы его искусно обрабатывали и производили натуральное полотно. Практически в каждом доме стоял ткацкий станок (до сегодняшнего дня многие жители Городца бережно хранят вышитые льняные полотенца и салфетки). В Городце всегда было много мастериц по домотканым дорожкам, которые и по сей день радуют глаз односельчан. Славилось село мастерами по плетению корзин, коробов, изготовлению саней и детских кроваток. В единоличном хозяйстве, на своих земельных наделах крестьяне сеяли просо и гречиху, иногда крестьяне нанимались гнать смолу из сосновых деревьев. Имеющие лошадей, уезжали на заработки в Москву «подрабатывать извозом».
Далее предлагаем Вам прочитать историю Никольской Церкви (с.Городец), записанную Бариновой Л.С. со слов Фоминой Екатерины Михайловны (г.р. 1904). Эпиграфом к рассказу Екатерины Михайловны послужили стихи Н.Рубцова: «И храм старины, удивительный, белоколонный / Пропал, как веденье меж этих померкших полей / Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны / Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!». Со слов Екатерины Михайловны записано: «Моя свекровь помнила, как строили Церковь в нашем селе. Пригнали в Городец много чужих людей. На подводах, на тачках возили землю для насыпи, чтобы сделать возвышенность. На том месте, где брали землю, образовалось озеро, и было оно чистое и глубокое. Строительный материал переправляли по Оке, а на подводах от реки везли к Церкви. Церковь была у нас красивая, из красного кирпича, с яркими куполами. Узорчатая железная ограда на постаменте из белого кирпича обрамляла церковный двор. Вокруг росли тополя, березы, цвела сирень. Освятили Церковь в честь Николая Угодника, с тех пор он считается покровителем Городца. Возле Церкви была построена школа, дом для учителей. Внутри Церкви тоже было очень красиво. Я с детства пела в церковном хоре, очень хорошо помню это время. Первый батюшка, кого я помню, был Волынский. У него были дочь и сын. Сын стал учителем и работал в нашей школе. На моей жизни сменились три священника, дьяки были приезжие. Один из них поселился с семьей в Городце - это Виноградов Сергей Александрович. Его дети и сейчас живут в Городце. Особенно торжественно отмечалась Пасха. В 12 часов ночи начиналась служба, и до утра. Приходили и из соседней деревни Негомож. Каждое утро и вечер над селом разносился звон колокола, созывая всех на службу – и было так успокоительно на душе. Этого уже давно нет! Когда создавали колхоз, Церковь закрыли, окна и двери забили досками, но Священники иногда приезжали, например, на отпевание. Мы продолжали ходить в Церковь уже без батюшки. Затем началось разграбление Церкви, а кирпич с нее брали на колхозные постройки. Особенно усердствовали первые комсомольцы, вожаки колхоза, например, Гусев, Галкин, но их всех Бог покарал, они рано умерли.
Окончательно разрушили Церковь уже после войны 1948-1950 гг. К этому времени от Церкви не осталось и следа. В детстве я ходила в школу при Церкви, там нам преподавали Закон божий. В церковный хор я стала ходить в школе. Наш регент был Шабалин Сергей Ефимович. Хор состоял из 10-12 человек.
На фотографии певчие Церкви: Минаева Мар. Ефимовна, Нестерова Наталья Ионовна, Миронова Серафима и я - Фомина Екатерина Михайловна. Также в хоре пели Братушков Семен Ильич, Клокова Мар. Егоровна. У меня был голос альт. Тенора были Матюхин Иван Иваныч, Журавлев Степан, Соколов, Елисеев. Почти всех помню. А сейчас другие времена, здоровья нет, ноги не ходят совсем. На обряд отпевания меня всегда звали, и я с охотой шла к людям. Жаль, что силы меня покидают!». Рассказ Фоминой Екатерины Михайловны был записан 17 декабря 1991 года.
Далее предлагаем Вам прочитать историю жизни дьякона Виноградова Сергея Александровича (с.Городец), записанную в 1994 году со слов его дочери Зои Сергеевны: «Я родилась в селе Городец в 1926 г., училась в Церковно-приходской школе (окончила 6 классов), отец был дьяконом, мать простой крестьянкой. Мой отец Виноградов Сергей Александрович с 1916 по 1929 гг. служил дьяконом в Городецкой Церкви. Родился он в 1885 году в селе Летово Рязанской области, там окончил Церковно-приходскую школу, затем в Рязани духовную семинарию. Он работал учителем в Рязани, но родители настояли, чтобы он хоть несколько лет посвятил Богу, послужив в Церкви. По протекции дяди, священника из Маливо, отца направили служить дьяконом в Городецкую Церковь. Так, он с женой и детьми оказался в селе Городец. Жили очень бедно, но дружно, воспитывая восемь детей. Собственного дома не было, и только в 1930 г. вселились в собственный деревянный домишко, продолжая испытывать нужду и голод. Отца уважали в народе за сердечность, простоту и ученость. После закрытия Церкви в 1929 году ему предложили восстанавливать на селе кооперацию - он согласился. В 1930 г. его приняли в колхоз бухгалтером. Он трудился добросовестно и за хорошую работу его наградили самоваром.
А через полгода, по доносу односельчан, арестовали и судили как бывшего дьякона. Сначала его держали в тюрьме г.Коломны. Летом 1932 года его с другими заключенными вывозили на заготовку сена в 6-7 километрах от Городца (жили заключенные в шалашах, почти без пищи). Мы с мамой иногда пробирались к отцу, чтобы повидаться с ним. Нам было очень стыдно, что мы не могли принести ему ни крошки хлеба, так как сами голодали. Позже отца отправили в тюрьму г.Алма-Аты, откуда через полгода мы получили письмо. Он писал, что сильно болеет, лежит в тюремной больнице, размещенной в здании Церкви. Вскоре в 1933 году мы получили извещение о смерти отца, но наши несчастья на этом не закончились, ведь мы были семьей репрессированного. А об отце у нас остались только хорошие воспоминания: нас он любил, носил на руках… А самовар, который был подарен ему за хорошую работу, мы храним как память о нашем дорогом отце (на фото семейная реликвия и сестры Виноградовы - слева Лидия Сергеевна, справа Зоя Сергеевна). Посмертно отец был реабилитирован. После ареста отца (1932 г.) мне пришлось пойти работать, и 7-й класс школы я заканчивала уже на дому у нашего учителя Волынского, который был сыном первого сельского Священника (на фото - крайний слева в кепке). Я трудилась в колхозе на самых разных работах за «полбабы», т.е. за половину трудодня. За свой рабочий день мне полагалось 150 гр. зерна, 500 гр. капусты, 500 гр. картофеля, пол отавы на корню и 40 копеек денег. Во время войны меня сделали звеньевой в колхозе, мы выращивали капусту и картофель. После войны стала звеньевой по вязке снопов. За свою работу была награждена грамотой «Лучшая звеньевая района» и значком «Отличник сельского хозяйства». Всю жизнь трудилась в колхозе, в 1981 году ушла на пенсию»…
Репрессии не обошли стороной Городец, в эти годы из села было сослано несколько семей: Викулов Иван Устинович (Бутово), Журавлев Степан Семенович (Бутово), монахиня Коломенского женского монастыря Журавлева Мария Мартьяновна (15.12.1937 г., Бутово), Кунякин Василий Ефимович (Бутово), Кунякин Иван Васильевич (Бутово), Страхов Михаил Никитич (Бутово). В начале 30-х был сослан первый председатель колхоза «Заря коммуны» Нестеров Василий Дмитриевич. Одной семье из Городца, возможно, удалось спастись. Очевидцы рассказывают: «В Городце жила одна трудолюбивая семья - работали от зари до зари, даже у детей руки были мозолистые и твердые, как камни. Земля на их огороде была как сквозь сито просеянная – мягкая и пушистая. Когда по селу прошел слух о коллективизации, вся семья убежала в одну ночь. Позже их дом использовали как колхозную контору». Хочется верить, что безжалостная волна репрессий миновала эту семью... В годы Великой Отечественной Войны на защиту своего Отечества из села Городец ушло 213 человек, 105 остались лежать на полях сражений. О судьбе двух солдат и матери одного из них хотелось бы рассказать чуть подробнее. В 1940-м году двух простых сельских парней призывают в армию на срочную службу: один из них Викулов Сергей, второй Черкасов Николай. Ушли они, попрощавшись с мамами, любимыми девушками и сестрами. Земляки попали служить в Читу. Спустя время всем желающим предложили отучиться на шофера. Сергей согласился и поехал учиться в Киев, а Николай остался в своей воинской части. Началась война. От Сергея пришло матери письмо: «…Вожу я боеприпасы на передовую, а когда и командира… Страшные бомбежки… Я не знаю мама, останусь ли я жив или нет». Мама Сергея, как-то проснувшись утром, пришла к своей соседке и сказала: «Страшный сон мне приснился! Буд-то бы угол в хате, где висят Иконы, разверзся и через него в дом влетел черный ворон!».
А через несколько дней (в 1943 г.) в дом Евдокии Власьевны принесли повестку о том, что ее сын пропал безвести в боях под Киевом. Мама всю свою оставшуюся жизнь (с 1943 по 1978 гг.) ждала сына с войны. Сидела она на скамеечки у дома и смотрела в сторону железной дороги. Кто-нибудь спускается с бугра в сторону села, а она говорит: «Ой, кто-то идет! Может Сережка наш?» Так и не дождалась Евдокия Власьевна своего сына. После войны вернулся домой Николай - сослуживец Сергея. Узнав об этом, Евдокия Власьевна пошла к нему с мольбой и слезами, чтобы рассказал он ей все, что знает о судьбе пропавшего сына. Николай рассказал ей такую историю: «Начинали мы служить вместе в Чите, потом наши пути разошлись – Сергей поехал учиться на шофера в Киев, а я остался в своей воинской части. Началась война, бои уже шли под Москвой. Нашу часть загрузили в железнодорожный эшелон и повезли, как мы думали, на защиту Москвы. Ехали очень долго, из вагонов не выпускали. Ехали-ехали и, наконец, приехали! Открыли двери вагона, а там не линия фронта, а фашисты с собаками. Оказывается, привезли нас в Германию. Кто предал, и как такое могло произойти, остается загадкой. Всю войну я батрачил на немцев в Германии. После войны меня обменяли, и я вернулся домой. Вот такая история!»
Далее предлагаем Вам рассказ Зубиной Анны Алексеевны (1924 г.р.) о сельской школе: «Школа в Городце была за околицей, там, где сегодня пустырь. В 1932 году я пошла учиться в школу у Церкви. Школа была деревянная. Классы были переполнены (по 40 человек в классе). Потом уже делили классы, но все равно было по 30-32 ученика. Население в селе было многочисленное. В каждой семье по 6-10, а то и по 12 человек. - Зубина Анна Алексеевна предоставила фотографию, сделанную в 1933 году у Никольской Церкви (с.Городец) -
Крайний слева (в кепке) сын первого священника Волынский А.А., преподавал в школе литературу, немецкий язык, вел художественную самодеятельность. В преклонном возрасте остался совсем один, прожил до 90 лет. Жители села помогали ему, чем могли. После кончины, собственными силами организовали похороны. На фото слева направо сидят учителя: Волынский А.А., Муравьев М.В., Осипов П.А., Корнеев Н.Н. Школа была старая, не вмещала всех учеников, поэтому часть классов размещалось в других помещениях – в конторе и клубе были отведены комнаты под классы. Учились в две смены. В 1937 году в селе отстроили новую семилетнюю школу. Школа была деревянная светлая и просторная. Я туда уже поступила в 5-й класс. Директором там стал Муравьев Михаил Васильевич. И в новой школе учились в две смены. Вечером зажигались большие висячие керосиновые лампы. В эту школу ходили учиться из д.Негомож и Лесного кордона. Муравьев работал с женой, она преподавала математику. Позже он ушел на фронт, а после войны вернулся в Городец и продолжил работать директором. Это был замечательный учитель и человек. В 1943 году я окончила Учительский институт и работала по направлению в другом районе.
В 1948 году меня пригласил работать в родную школу бывший учитель и директор Муравьев Михаил Васильевич. И отработала я в школе учителем математики до ее реорганизации (до 1969 г.).
Последним директором восьмилетней школы был Тюляев Алексей Николаевич. В это время в Пирочах была построена новая средняя школа, а наша стала начальной. До пенсии я работала в Пирочинской школе, но, конечно, самые теплые воспоминания связаны с нашей школой. Здесь на моих глазах разросся большой фруктовый сад, тенистый парк, посаженный несколькими поколениями учащихся. Был в школе прекрасный класс-мастерская со столярными станками, где ребята приобретали столярные навыки. Под руководством талантливого учителя Кузнецова В.В. учащиеся делали мебель для школы: стулья, столы, шкафы. У нас был очень дружный и сплоченный коллектив. Была и художественная самодеятельность. Руководителем был учитель литературы Волынский А.А. Под его руководством мы в сельском клубе ставили спектакли, были участниками хора, выезжали с концертами в другие деревни и села. Жили мы бедно, но жизнь была веселая, село жило полной жизнью. В 1982 году школу окончательно закрыли, а здание растащили (бывшие местные власти свезли себе на строительство дач). Сейчас грустно смотреть на это место - заросший одичавший сад, запустевший парк. Дачники и сейчас стремятся захватить землю - корчуют деревья, строят особняки. Все в жизни перевернулось, все изменилось. С закрытием школы село как бы осиротело, затихло!»
Нельзя оставить без внимания и рассказ Маркина Николая Ивановича (1927 г.р.) об односельчанах, которые обладали феноменальными способностями: «Жили у нас в Городце смекалистые, горазды на выдумки, сильные люди. Отец у меня с 1887 года рождения, он мне много чего рассказывал. Жил в нашем селе дед Тришка, был он кузнецом. Бывало, подкует лошадь заезжему путнику, а потом предлагает поспорить на четверть водки (1/4 ведра = 3 литра), что поднимет его лошадь и отнесет к чайной. И ведь поднимал и нес! А все мужики шли за ним, зная, что дед Тришка потом всех угостит. Еще на селе жил здоровяк по имени Булыч, так он своей рукой перешибал доску любой толщины. Вот ведь были фокусники. А еще рассказывал мне отец про тракт, который проходил через село. Рядом с трактом стоял сторожевой домик, где жил государев человек. Он имел охранный документ в виде медали, та медаль сейчас у меня хранится. А еще каждый год степняки пригоняли скот на наши луга и пасли до наступления холодов. Зимой по тракту степняки возили груженые тушами обозы на Москву. Возможно, они были из Воронежских степей…»
Вернемся к истории Никольского Храма, который долгое время не могли разрушить (ломали Храм с 1948 по 1950 гг.). Вероятно, при строительстве Храма использовали известь и яичные белки, что обеспечило прочность стен. Церковный колокол сбросили, от падения в полу образовалось большая вмятина (и по сей день можно увидеть углубление, которое сохранилось в основании Никольской Церкви). Ломали Храм вручную, подгоняли трактора... Церковь долго не поддавалась, но настал момент, когда Храм не выдержал натиска и рухнул. Старожилы говорят: «Гром стоял на все село, облако пыли поднялось над домами сельчан». Из кирпича разрушенной Церкви строили скотный двор, свинарник и другие колхозные сооружения. Во время разграбления из Храма выносили Иконы, утварь, ризы... Из позолоченных ленточек дети шили себе игрушки и куклы. Иконы и по сей день хранятся в домах жителей села. Одна из жительниц передала Икону Серафима Саровского из разрушенной Церкви (с.Городец) в Троицкий Храм (г.Коломна, Щурово). Спустя время она ездила в Щурово "с проверкой" - на месте ли ее Икона. Батюшка Троицкого Храма показал, куда поместили Икону Серафима Саровского.
С 1936 по 11 февраля 1938 года в Церкови Николая Чудотворца (с.Городец) служил священник Проходцев Василий Ефимович.
Василий родился в 1868 году в Рязанской губ., Зарайского у. (Московская о., Луховицкий р.), с.Дединово. Сын диакона церкви с.Дединово Ефима Проходцева, скончавшегося в 1912 г. В 1912г. - диакон с.Дединово. В 1919 г. еще диакон в с.Дединово.
Впоследствии рукоположен во священника.
В 1929 г. лишен избирательных прав.
В 1930 г. был "раскулачен" за неуплату сельхозналога, все имущество было отобрано. Арестован в начале 1930 г. органами ОГПУ. Осужден 19 ноября 1930 г. тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл.
Обвинение: "контрреволюционная деятельность".
Статья: ст.58–10 УК РСФСР
Приговор: 5 лет ссылки через ПП ОГПУ в Северный край. Пробыл в ссылке 1/2 года и освобожден постановлением Мособлсуда. "С 1933г. проживал в с.Макшеево Коломенского р-на. Имел связь с классово-чуждыми
элементами с.Дединово и приезжающими кулаками"
(из характеристики Дединовского с/совета на о.Василия от 11.11. 1937г.). С 1936 по 11 февраля 1938 года в Церкови Николая Чудотворца с.Городец служил священник Проходцев Василий Ефимович.
Из справки сельсовета от ноября 1937г. об о.Василии:
"...Во время службы в церкви занимается контрреволюционными проповедями,
доказывая верующим, что в данный момент колхозники являются каторжниками,
для чего призывают верующих вести работу среди населения за посещение Церкви -
"тогда колхозники будут святыми". Также он систематически проводит среди
колхозников и населения контрреволюционную деятельность, направленную против
ВКП(б) и Советского правительства".
Из характеристики на о.Василия из Дединовского сельсовета от 24 ноября 1937 г.:
"...занимается антисоветской агитацией среди населения, во время богослужения
в церкви проводит проповеди, где доказывает, что "все колхозники - сильно
изнуренные труженики от непосильной работы в колхозе" и что "если бы они
усиленно молились и посещали церковь, то были бы святыми"".
11 февраля 1938 года Проходцев Василий Ефимович был арестован.
С 11 февраля 1938 г. находился в заключении в тюрьме г. Коломны. Из справки на арест:
"В июне месяце 1937 г. ПРОХОДЦЕВ в проповеди говорил:
"В колхоз загнали православных насильно с целью порабощения. Вас угнетают,
и ничего не дают, а вы работаете как мученики, и если бы вы были против
Советской власти, то были бы святыми".
"Вся ваша жизнь - это дьявольское наваждение, вас обманывают, как детей.
Сталин не даст вам хорошей жизни, ибо эта власть от антихриста. Все,
откачнувшиеся от Церкви с приходом новой власти, будут обречены на верную
гибель. Не будет тогда колхозов, не будет тогда и власти антихриста, и
хозяевами страны будем мы".
ПРОХОДЦЕВА полагал бы арестовать".
11 февраля 1938г. был выдан ордер на обыск (на предмет обнаружения контрреволюционной
литературы) и арест о.Василия.
При обыске была обнаружена "разная переписка".
О.Василий был арестован Коломенским РО НКВД.
Из анкеты арестованного о родственниках:
"Вдовец.
Дочь - Абакумская Надежда Васильевна 40 лет, церковнослужитель в Иркутской обл.
Дочь - Проходцева Антонина Васильевна, 30 лет, учительница в Красноярске".
Из материалов дела об о.Василии: "Рост средний. Волосы седоватые"
Осужден 19 февраля 1938 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области. Обвинение: "контрреволюционная агитация, контрреволюционные проповеди во время службы, направленные на дискредитацию Советской власти".Статья: ст. 58-10 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания - расстрел.
ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.21268.
Из материалов дела:
"До революции проживал в с.Дединово (дьякон). Состоял в составе группы
монархистов, имея связь с крупными капиталистами - Милюков, Шеморыкин,
и др., которые входили в группу монархистов.
После революции его родная дочь пытаясь разоблачить его и его приспешников,
как монархистов, выступала публично на митингах и разоблачала последних.
После этого она подвергалась телесным и душевным наказаниям. Находясь все
время в состоянии гонения со стороны отца - Проходцева - и их группы,
сошла с ума и погибла.
В беседе с ним о том, "почему у Вас дочь сошла с ума", он ответил, что
"не надо было выступать против Бога и против Церкви".
Во время Дединовского восстания в 1919 г. он был участником последнего.
Избивал церковного сторожа Колбешникова Самуила...".
Из протокола допроса:
"- Вы в 1919 г. состояли в партии монархистов, активный участник Дединовского
контрреволюционного восстания, принимали активное участие в расстреле
дединовских коммунистов.
- В партии монархистов я не состоял... Восстание в д.Дединово в 1919 г. было,
но я в восстании участия не принимал. Что представляло из себя восстание и
кто в нем участвовал, я не знаю...
- Следствием установлено, что...Вы,... служа священником в церкви с.Городец,
занимались среди верующих контрреволюционной деятельностью. Требую признания.
- Я... никакой контрреволюционной деятельности не проводил среди верующих
и колхозников...
- Следствием установлено, что Вы... проводили среди колхозников агитацию
против ВКП(б) и соввласти, высказывали гнусную клевету и ругали руководителей
советской власти...
- Я... на протяжении 1936–1937 гг. агитации против ВКП(б) и соввласти не вел
и террористических взглядов не высказывал...".
Из обвинительного заключения:
"...ПРОХОДЦЕВ В.Е., будучи враждебно настроенным к политике ВКП(б) и
правительству, питая ненависть к существующему строю, проводил активную
к/р деятельность, высказывал террористические настроения в отношении
коммунистов. Так, например, 6 ноября 1937 г. среди колхозников о 20-й
годовщине Октябрьской Революции говорил так:
"Коммунисты своими праздниками баламутят народ, а нашего брата стирают
с лица земли, притесняют верующих, закрывают церкви.
Не верьте коммунистам, а верьте в Бога, ибо при смене власти всех
неверующих будем уничтожать и резать, и, в первую очередь, коммунистов".
В декабре месяце 1936 г., ПРОХОДЦЕВ, касаясь вопроса колхозного строительства,
высказывал повстанческие настроения, так, например:
"Загнали вас в колхоз, как в собачий ящик, и угнетают вас коммунисты,
а вы все молчите. Нужно с угнетательской политикой коммунистов вести
беспощадную борьбу, борьбу, только тогда Вы сможете освободиться от
колхозов и коммунистов"
ПРОХОДЦЕВ свои повстанческие террористические настроения против коммунистов
высказывал в проповеди среди верующих в апреле месяца 1937 г.: "Скоро наступит Варфоломеевская ночь, и всех колхозников, не верующих
в Бога, будут вешать и расстреливать. Узнают тогда они, как надсмеиваться
над священнослужителем. Я священник, а с меня советская власть,
коммунисты, последнюю шкуру берут Не заплатишь налога - в тюрьме
насидишься. Советская власть способна только угнетать православный
народ. Но ничего, православные, потерпите - скоро Советской власти
с коммунистами наступит конец, и тогда опять заживем по-старому".
В феврале месяце 1937г. ПРОХОДЦЕВ о расстрелянных врагах народа говорил:
"Коммунисты расстреливают своих же коммунистов.., но всех они не
расстреляют, ибо нас еще много, и мы будем бороться с угнетателями".
В беседе с квартирной хозяйкой о вольной, светлой, зажиточной жизни колхозников
ПРОХОДЦЕВ говорил:
"Эта жизнь - дьявольское наваждение. Вас обманывают, как детей.
Сталин не даст вам хорошей жизни, ибо эта власть от Антихриста. Все,
откачнувшиеся от Церкви с приходом новой власти, будут обречены
на вечную гибель, не будет тогда колхозов и не будет власти Антихриста".
Допрошенный в качестве обвиняемого ПРОХОДЦЕВ В.Н. виновным себя признал
в том, что он питал к советской власти и ВКП(б) ненависть:
"Я, Проходцев, контрреволюционной деятельности против ВКП(б) и Советской
власти никогда и нигде не проводил.
Виновным себя я признаю в том, что я питал к Советской власти и ВКП(б)
враждебное отношение, т.к. она меня раскулачила и отобрала все имущество,
почему я и высказывал свое настроение колхозникам, что советская власть
обирает всех трудящихся, раскулачивает ни за что всех середняков, а не
кулаков.
Других контрреволюционных взглядов взглядов и агитации против ВКП(б) и
Советской власти я не распространял".
К/р деятельность ПРОХОДЦЕВА и его враждебное к политике ВКП(б) и Соввласти
подтверждены свидетельскими показаниями СОКОЛОВА, ФОМИНА, АСАЛИНОЙ П.А.,
АСАЛИНА К.Ф., КРЮЧКОВА Ф.Е. ...
На основании изложенного обвиняется:
ПРОХОДЦЕВ...
в том, что активно проводил к/р деятельность, высказывая повстанческие
террористические настроения против коммунистов и руководителей Соввласти.
ПОСТАНОВИЛ:
Следственное дело N 114 по обвинению ПРОХОДЦЕВА В.Е. направить на рассмотрение
Тройки УНКВД МО....".
19 февраля 1938 г. постановлением тройки при УНКВД СССР по Московской обл.
по ст.58-10 УК РСФСР о.Василий был приговорен к расстрелу.
26 февраля 1938 г. Проходцев Василий Ефимович был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. 19 июля 1989 г. реабилитирован прокуратурой Московской области.
В 1925-1926 гг. в селе Городец проживал Гавриил Харитонович Фомин. Гавриил Фомин родился в 1882 г. в селе Ивачево Зарайского уезда в семье крестьянина Харитона Фомина. Гавриил помогал священнику в храме, исполнял при церкви обязанности сторожа, иногда он пел на клиросе в Захариино-Елизаветинской церкви села Горетово.
В 1925-1926 гг. Гавриил Харитонович жил в селе Городец Коломенского района, и помогал священнику Никольского храма. В 1928 г. он был лишен избирательных прав, в 1932 г. арестован и осужден на три года за несдачу хлебозаготовок государству. Все его имущество было конфисковано. Вернувшись из заключения, Гавриил Харитонович Фомин поселился в селе Сушково Коломенского района (ныне Луховицы) и стал помогать служившему здесь в Казанском храме священнику Сергию Любомудрову.
7 сентября 1938 г. он был арестован и обвинен в распространении контрреволюционной клеветы. В тот же день следователь предъявил ему обвинения в ведении среди пассажиров в июне 1937 г. на станции Сушково, а также среди колхозников в ноябре 1937 г. разговоров о скорой гибели советской власти. Все обвинения и показания лжесвидетелей Гавриил отверг.
2 октября 1938 г. следствие было завершено; в обвинительном заключении говорилось, что «допрошенный по делу в качестве обвиняемого Фомин Г. X. виновным себя не признал, но достаточно изобличается тремя свидетельскими показаниями и тремя очными ставками».
После окончания следствия Гавриил Харитонович содержался в Таганской тюрьме в Москве. 25 апреля 1939 г. его освидетельствовал врач и установил, что он болен туберкулезом правого голеностопного сустава, что оставляло ему мало шансов пережить заключение.
Почти год мученик пробыл в тюрьме, 16 августа 1939 г., наконец, состоялись слушания по его делу. На суде Гавриил Харитонович сказал: «Я в церкви был сторожем, и были случаи, пел на клиросе. Виновным себя не признаю, потому что никаких контрреволюционных действий никогда не производил. Со свидетелями, которые вызваны по моему делу, – я их не знаю и в ссорах никогда с ними не состоял, и те разговоры, которые указаны в обвинительном заключении, я никогда нигде не разглашал. Псаломщиком я никогда в церкви не состоял, а наговорили свидетели, потому что были случаи, я пел на клиросе, потому они и думают, что я псаломщик».
В тот же день суд приговорил его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и трем годам «поражения в гражданских правах». Гавриил Харитонович Фомин скончался 22 апреля 1942 г. в Унженском концлагере НКВД и был погребен в безвестной могиле.
В 2001 году жители Городца и близлежащих деревень решили расчистить место, где когда-то находилась Церковь Николая Чудотворца. На месте Храма была большая свалка кладбищенского мусора: ветки, трава, битый кирпич, венки... На расчистку ушло два-три месяца. И каково же было удивление, восхищение и радость жителей, когда под завалом обнаружили основание Храма - старинный церковный белокаменный пол. В ноябре 2001 года на месте разрушенной Церкви был отслужен торжественный молебен и установлен поклонный крест. Односельчане верят в возрождение Никольского Храма.
Информационные и фотоматериалы о Церкви Николая Чудотворца с.Городец предоставила Баринова Любовь Сергеевна.
Видео: Церковь Николая Чудотворца (с.Городец)
Святой источник Иоанна Предтечи (с.Городец)
|