Слева от дороги из Коломны в Егорьевск, между деревнями Шелухино и Новая, в гуще деревьев скрывается искалеченный в советское время храм Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенный в 1810 г. на средства местных прихожан и помещиков Дмитрия и Бориса Любимовичей Похвистневых и Петра Фёдоровича Норова. Колокольня была деревянной. Храм был трёхпрестольным, после его закрытия разобраны алтарь, трапезная часть, в которой располагались приделы Святого великомученика Дмитрия Солунского и Мученика Иоанна Воина.
Поданной в 1745 г. епископом Коломенским Саввой храмозданной грамоте в Дарищах вместо сгоревшей поставлена на том же месте во имя того же святого, с приделами Великомученика Димитрия Солунского и Иоанна Воина, церковь, которая была куплена в с.Салтыкове Бронницкого уезда «со всякой церковной утварью». 10 января 1746 г. «дано дозволение освятить придел Иоанна Воина, а другие приготовить к освящению. Выдано три антиминса» (из архива Коломенской Духовной консистории). Приход храма состоял из 113 дворов. В клировых ведомостях 1793 г. записано: «Иконы мирские стояли по полкам, благочинный многократно напоминал причту о сделании иконостаса или вынесении икон вон, но исполнения этому не было».
Священник церкви с.Дарищи Иван Лукин в 1809 г. направил митрополиту Платону «всепокорнейшее прошение», в котором говорится, что им в 1803 г. деревянную церковь было велено разобрать, а один придел оставить и строить каменную. В 1808 г. один престол каменной церкви - Иоанна Воина - был освящён, больше денег нет, Иван Лукин просил деревянный придел продать и деньги пустить на достройку каменной церкви. На сём прошении резолюция: «По сему дозволить, на обжиг кирпича или на топку, с согласия прихожан».
13 января 1815 г. в с.Дарищи в семье священнослужителя Ивана Никольского родился сын Василий (1815-1881), священник и церковный писатель. Он окончил Московскую Духовную семинарию и с 1836 г. четыре года был преподавателем Высоко-Петровского и Коломенского Духовных училищ. В 1840 г. рукоположен во диакона к храму Рождества Христова в Кудрине (в Москве), в 1867 г. рукоположен во священника. В январе 1879 г. подал прошение об увольнении за штат. В 1860-1870-е гг. он помещал статьи в «Душеполезном чтении» и в «Воскресном чтении».
В 1873 г. в с.Дарищи родился священноисповедник Троицкий Георгий Александрович. По окончании Московской Духовной семинарии он учительствовал в церковноприходской школе Николо-Угрешского монастыря, в 1898 г. рукоположен во священника, в 1903 г. назначен в храм с.Рай-Семёновского Серпуховского уезда, и служил здесь до 1930 г. В 1929 г. было принято решение о закрытии церкви. Началась коллективизация, и в селениях, полностью охваченных ею, церкви закрывали и священников выселяли. Такое положение вызвало волнения во многих сёлах, и тогда ЦК ВКП (б) включил в постановление о борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении от 14 марта 1930 г. требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке», но это на бумаге, а в жизни множество людей было сослано и погибло, защищая свои храмы. На Рождество Христово 1930 г. сельсовет запретил о.Георгию ходить по домам прихожан славить Христа. Отец Георгий после праздничной службы сообщил верующим о вероятном закрытии храма, о постановлении сельсовета, запрещающем священнику ходить по домам верующих, и о налогах, которые церкви нет возможности уплатить, потому что нет таких денег. Прихожане отвечали, что церковь закрыть не могут, так как в селе много верующих, они также просили священника ходить по приходу, написали и подписали по этому поводу заявление в сельсовет. Но 2 февраля священник был арестован. «На Рождественские праздники, - как рассказал о.Георгий на допросе, - после службы я сообщил своим верующим о том, что есть слухи о закрытии храма, а также сообщил им, что есть постановление сельсовета, чтобы я на праздниках не ходил по приходу. Означенное сообщение я делал, чтобы поставить верующих в известность. Также мною было сказано о налогах, которые наложили на церковь, и как нужно поступить, так как в церкви денег нет. На мои сообщения верующие мне сказали, что как же могут закрыть церковь, когда есть верующие... просили меня, чтобы я ходил по приходу. Но боясь, чтобы не получилось какой неприятности, я их просил, чтобы они написали заявление. Здесь же заявление было написано и подписано верующими». В этих действиях священника власти увидели антисоветское выступление и начали расследование обстоятельств случившегося. Председатель Рай-Семеновского сельсовета, вызванный 22 января на допрос, засвидетельствовал, что «со стороны нашего священника антисоветских выступлений не наблюдалось». Несколько свидетелей сказали, что о.Георгий призывал оказать сопротивление намерениям власти закрыть в селе храм. На допросе о.Георгий виновным себя не признал, заявив, что «антисоветской деятельности не вел». 2 февраля 1930 года священник Георгий Троицкий был арестован и заключен в Серпуховский исправительно-трудовой дом. В результате расследования было составлено обвинительное заключение, в котором вина священника была сформулирована так: «В январе 1930 г. священник Троицкий в Рай-Семеновской церкви с амвона произнес речь, в которой жаловался на плохое житье, что церковь задавили налогами и т.д. Зажигательные слова Троицкого настолько подействовали на присутствующих, что последние учинили шум и делали всевозможные выкрики против отдельных представителей власти. Ввиду того, что по делу не собрано достаточно доказательств для предания виновного суду, дальнейшее следствие прекратить, но, принимая во внимание усилившуюся активность и сопротивление классовых врагов и социальную опасность обвиняемого, в порядке постановления ВЦИК от 20 марта 1924 г., объявленного в приказе ОГПУ № 142 от 2 апреля 1929 г., дело по обвинению Троицкого Георгия Александровича направить в Особое Совещание при коллегии ОГПУ для внесудебного разбирательства». 23 февраля 1930 г. был вынесен приговор: выслать через ОГПУ в Северный край на три года. В ссылке о.Георгий умер, а храм в с.Рай-Семеновское был закрыт. Обстоятельства смерти о.Георгия стали известны благодаря священнику Александру Державину, отбывавшему срок ссылки в тех же местах. Из его рассказа становится понятным, что ссылка в Северный край, в тех условиях, в которых она проходила для пожилых верующих людей, имела целью их медленное и мучительное уничтожение. После этапа в августе 1930 г. о.Георгий вместе со священником Александром Державиным, также высланным ОГПУ в Северный край, поселились на жительство в деревне Усть верст 35 от Усть-Цильмы. По приезде оказалось, что храма в селе нет, живут раскольники старообрядцы. Квартира, в которой поселились священники, приглянулась местному учителю, поэтому духовенство заставили с нее съехать и искать новую. Работать устроиться было негде, тяжелую физическую работу по возрасту о.Георгий выполнять не мог. Жили в большой нужде и тесноте. Порой есть было совсем нечего. На присылаемые деньги купить что-либо было негде. 6 августа 1931 г. о.Георгий заболел. Прошло несколько дней, болезнь усилилась: открылась сильная рвота, боль в животе. Отец Георгий перестал есть и пить. В таком состоянии он пролежал несколько дней. Отец Георгий медленно угасал, и 29 октября 1931 г. он умер, предположительно от брюшного тифа. Похоронили его в селе Усть. Все время болезни за ним ухаживал священник Александр Державин, который и позаботился о его погребении. Чтобы рассчитаться за гроб, пришлось продать местным жителям подрясник и сапоги о.Георгия. Отец Александр отпевал его, в дни памяти ходил служить панихиду на его могилу. Место погребения священноисповедника Георгия теперь неизвестно.
2 июня 1841 г. в селе Дарищи родился Марков Владимир Семенович (подробная_биография), протопресвитер. В 1864 г. окончил Московскуюдуховную семинарию по первому разряду, 4-м в списке выпускников. В 1864 г. поступил в Московскую духовную академию. Окончил в 1868 г. восьмым магистром. 14 июня 1871 г. удостоен степени магистра богословия. В январе 1871 г. рукоположен во священника. В 1892 г. возведен в сан протоиерея. В 1900 г. возведен в сан протопресвитера. Места служения: 17.9.1868 - 21.3.1870 гг. Московская губ., Дмитровский уезд, Сергиевский посад, Вифанская духовная семинария, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; одновременно исправлял должности помощника и инспектора семинарии. 21.3.1870 - 24.1.1871 гг. Московская духовная семинария, г. Москва, преподаватель еврейского языка (до 22.8.1877), основного и нравственного богословия. 24.1.1871 - январь 1900 гг. Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь Троицы Живоначальной на Арбате, протоиерей (до 1892 - в сане священника). Благочинный Пречистенского сорока (с 1889). Законоучитель: Мариинско-Ермоловского женского училища (1871-1878), 5-й женской гимназии (с 1873), 1-й женской гимназии (1879-1917). Редактор еженедельного журнала «Миссионер» (1874-1879). Член совета Филаретовского епархиального женского училища (с 1889). Член Московского епархиального училищного совета. Член правления Московской духовной семинарии (с 1892). Член совета Братства святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (с 1897). Январь 1900 - 10.8.1911 гг. Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Большой Успенский собор Московского Кремля, протопресвитер (настоятель). Секретарь Московской духовной консистории. Член Московской синодальной конторы (1908–1910). Член православного миссионерского общества (с 1908). 10.8.1911 - 29.12.1917 гг. Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Храм Христа Спасителя, протоиерей, настоятель. Член Московского епархиального миссионерского совета (с 1911). Почетный член Московской духовной академии (1916). Награды: орден св. Анны 3-й степени, орден св. Анны 2-й степени, орден св. Анны 1-й степени, орден св. Владимира 3-й степени, награжден «за службу по епархиальному ведомству» (6.5.1901), орден св. Владимира 2-й степени, награжден «за полезную службу и деятельное участие в совершении богослужений по случаю 100-летнего юбилея Отечественной войны» (28.8.1912), орден св. Саввы (Сербия) 2-й степени.
В конце XIX в. в храме с.Дарищи служил священник Сергий Петрович Птенцов. Он организовал в д.Новой школу грамоты и безвозмездно учил грамоте крестьянских ребятишек. В 1896 г. в с.Дарищи он открыл церковноприходскую школу. Учащихся было 45 человек, в 1909 г. - 34. При церкви было 22 десятины пахотной земли и 10 десятин сенокосных угодий, под кустарником и мелким лесом - 32 десятины. Священник жил в собственном доме, построенном на церковной земле. Деревянная сторожка построена в 1911 г. (разрушена). Церковноприходская школа помещалась в специально для неё построенном доме. Из казны два учителя получали по 360 рублей, законоучитель - 60. В 1916 г. в церковноприходской школе обучались 31 мальчик и 32 девочки. В церковной библиотеке в 1916 г. было 35 книг. К церкви была приписана деревянная часовня в д.Папино (разрушена в советское время). В приходе земская школа, находившаяся в д.Папино. С 1914 г. церковным старостой избран крестьянин Тимофей Фёдорович Карнеев (в 1916 г. ему было 46 лет).
Причт церковный в XIX - начале XX вв. состоял из священника и псаломщика. В 1888 г. из с. Гололобова в Дарищи был переведён священник Сергий Петрович Птенцов (род. 1837 г.). Сын диакона, в 1867 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда и произведён во священника к церкви с.Гололобово. В Дарищах с 1885 по 1892 г. обучал грамоте крестьянских детей в собственном доме. В 1892 г. открыл школу грамоты в д.Новой. В 1889 г. был избран членом правления Духовного училища. В 1896 г. - законоучитель Дарищенской церковноприходской школы. К 1899 г. о. Сергий был вдов, его сын Владимир служил псаломщиком, дочь Ольга была замужем..
В 1908 г. ко храму с. Дарищи рукоположен во священника Сергей Константинович Соколов (30 лет), сын священника. В 1907 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. С 1907 по 1908 г. он был учителем церковноприходской школы в с. Дарищи, с 1908 г. заведовал ею. С 1908 г. состоял законоучителем Климовской земской школы (в д. Папино). Окончил Миссионерские епархиальные курсы. В 1913 г. награждён набедренником. У о. Сергия и его жены Агнии Михайловны (р. 1890) было двое детей (Агния, Дмитрий). В 1916 г. псаломщиком при церкви с. Дарищи был Георгий Никитич Сахаров.
Последний настоятель Никольского храма с. Дарищи, священник Вознесенский Василий Андреевич (1873-1938), родился в с.Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии, в семье священнослужителя. Он прошёл неполный курс обучения в семинарии. Служил в храме с. Дарищи. Арестован 11 февраля 1938 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и 26 февраля расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. В 1989 г. реабилитирован.
У с. Дарищи в XIX в. была роща, принадлежавшая Старо-Голутвинскому монастырю. В 1911 г. в Дарищах были усадьбы С.Н. Озеровой и М.Н. Кочергина. В советское время церковь была закрыта и разорена, разрушены трапезная, колокольня и алтарь. В наше время при храме образована община верующих, начинается его восстановление.
Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Николая Чудотворца (с.Дарищи)
|