Церкви в Запрудах на озере Бельское (г.Коломна) РАЗРУШЕНЫ |
|
В настоящее время на левом берегу реки Коломенки в пригороде Коломны сохранились лишь две Церкви: Храм Иоанна Предтечи в Городищах, Храм Бориса и Глеба в Запрудах. Но есть сведения, по крайне мере еще о шести Храмах, которые в разное время существовали в Запрудах.
Следы самого раннего Храма в Запрудах были обнаружены в результате археологических исследований города Коломны.
В статье «Двадцатилетие охранных археологических исследований...» А.Б. Мазуров пишет: «Данные археологии свидетельствуют, что в послемонгольское время (вторая половина XIII – XIV вв.) на фоне резкого усиления конфессионального самосознания и религиозности широких масс происходило становление приходской системы в городе. Проведенные раскопки некрополей ряда приходских храмов (Николы Гостиного, Борисоглебского, Симеона Богоприимца, Норовской иконы Божией Матери на Торгу, неизвестного по посвящению храма на берегу оз. Бельского) говорят об их возникновении в XIII – XIV вв.»
В статье «История и археология Коломенского Посада» также упоминается древний Храм в Запрудах: «По ул. Олений вражек, на возвышенном берегу озера (ранее называлось Бельское, Архиерейский пруд), во II половине XIV в. также возникло кладбище при церкви. Оно, однако, просуществовало около века и исчезло вместе с храмом». Опираясь на археологические исследования можно предположить, что первый Храм в Запрудах на берегу оз. Бельское существовал в XIV- XV вв. Посвящение и дата постройки Церкви покрыты тайной.
Второй Храм в Запрудах упоминается в книге Р. Славацкого «Храм в Городищах» и в писцовой книге (1577-1578 гг.).
Роман Славацкий в своей книге «Храм в Городищах» пишет о существовании небольшого Петропавловского монастыря «за прудом». Возможно, что в писцовой книге 1577-1578 гг. среди описания Борисоглебского и Иоанно-Предтеченского Храмов упоминается именно этот Петропавловский Храм, а ранее монастырь (орфография подлинника сохранена): «…Да за р. за Коломенкою храм св. Страстотерпцев Бориса и Глеба, древена, клецки, а в храме образы и книги и сосуды и ризы и все строение церковное приходное, да 4 места дворовых церковного причету; да на владычей земле живут лопатники 3 дв., да 5 мест дворовых. Храм верховных апостолов Петра и Павла да другой храм Рождество Ивана Предтечи, древена, клецки, стоят без пения, а преж сего был монастырь, а в храмах образы и сосуды и книги и все церковное строение приходное, церковного причету 5 мест дворовых; да на церковной земле живут владычии кузнецы 2 двора…»
Следующие три Храма (Введения Пречистой Богородицы, Димитрия Солунского, Василия Кесарийского) также упоминаются в писцовой книге 1577-1578 гг. (орфография подлинника сохранена): «За прудом за р. за Коломенкою: храм Введение Пречистые Богородицы, древена, клецки, а в ней оброзов и книг нет, стоит без пения, ветха, а все церковное строенье было государево; на церковной земле 3 места дворовых. Храм Дмитрея Селунского стоит без пения, древена, клецки, а в храме образы и книги и сосуды и ризы а все церковное строение приходное; да на церковной земле 5 мест дворовых да 3 места келейных. Храм Василия Кисарейского, древена, клецки, стоит без пения, образы и книги и сосуды и риз нет, было строение приходное; на церковные земли 4 места дворовых».
Храм Василия Кесарийского также обозначен на карте Н.Н. Годлевского «Коломна в XVII веке».
О шестом Храме в Запрудах сохранилось достаточно много подробной и достоверной информации.
Старообрядческая Церковь Пречистой Богородицы, именуемой Иконы Боголюбской была построена в Запрудах в 1774 году. Позиции старообрядцев в Коломне в XVIII были сильны не только благодаря традициям, восходящим к Павлу Коломенскому, но и благодаря богатым и влиятельным горожанам-старообрядцам.
11 ноября 1771 г., во время эпидемии чумы, выходит указ, в котором предписывалось организовывать общегородские кладбища за городской чертой. Вокруг кладбищ рекомендовалось установить забор или плетень и построить на его территории церковь. 1 декабря 1771 г. власти города определили два места под кладбища. Одно из них (70 на 70 сажень), располагалось на выезде из города в сторону Астрахани (сейчас Мемориальный парк). Второе место (30 на 30 сажень) отвели в Запрудной слободе около озера Бельского, что было вызвано трудностями доставки тел умерших на другой конец города в весеннее половодье и осеннюю распутицу. Возможно, лоббирование жителями Запрудной слободы вопроса о создании у них своего кладбища было вызвано не столько природными препятствиями, сколько стремлением создать старообрядческое кладбище. За этим явно стояла фигура И.А. Ложечникова, что подтвердилось дальнейшими событиями.
Жители Запрудной слободы, чьи интересы представляли первогильдейские купцы И.А. Ложечников, Фёдор и Семён Семёновичи Панины, Лазарь Герасимович Попов, ссылаясь на неудобство и факт того, что на их кладбище уже были захоронены родители, просили разрешения построить деревянную церковь во имя Пречистой Богородицы, именуемой иконы Боголюбской.
Получить официальное разрешение на строительство старообрядческой церкви, конечно же, было невозможно, поэтому Илья Акимович пошел на хитрость. Он сделал коломенским епархиальным властям официальный запрос о разрешении построить в Запрудах деревянную церковь при местном кладбище.
Жителям Запрудной слободы разрешили построить церковь, но без особого причта, с отправлением службы в ней священником Борисоглебской церкви.
Центральной фигурой коломенских старообрядцев последней четверти XVIII в. можно считать жителя Запрудной слободы, одного из богатейших купцов Илью Акимовича Ложечникова (деда писателя И.И. Лажечникова). Об этом свидетельствуют и документы Коломенской епархии. В них, в частности, указывается, что И. Ложечников с товарищами построил в 1774 г. в Запрудах деревянную церковь при кладбище.
В рапорте от благочинного Покровского священника Василия, епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию приведена опись церковного имущества старообрядческой церкви:
«Престол сделан по подобию прочих церквей то есть в вышину аршин и шести вершков и жертвенник также на восток. Далее описано, что лежит на престоле сосуды и пр., затем ризы, подризники, епатрахии, книги. Иконостас столярный с резьбой позлащен червонным золотом, в нем в первом ярусе четыре образа: от царских дверей по правую сторону Спаситель в серебряном окладе с позолотою, гривны жемчужная с шестью камушками; Бориса и Глеба в серебряном окладе с позолотою, гривны жемчужные с шестью камушками, на нем привесу каменный крест с серебряной и вызолоченной оправою на серебряной и вызолоченной цепочке...»
Постройку церкви закончили быстро, но освящать ее не спешили. Прошло некоторое время, прежде чем власти узнали о завершении строительства церкви. Потом они забеспокоились: почему новый храм долго остается неосвященным. А когда стало известно, что храм является старообрядческим, епархиальное начальство встревожилось всерьез.
«...при построении оной церкви целию их было неблагочестивое к храму Божию усердие, но по приверженности к раскольническому суеверию единственно злоумышленный происк, что сим способом избегнуть сообщения с погребаемыми на отведённом же по другую сторону города кладбище при Петропавловской церкви умирающими православными христианами...»
Похожая ситуация возникла и с приходской церковью Бориса и Глеба в Запрудной слободе, что следует из доношения 1791 г. коломенского благочинного Покровского священника Василия епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию. После реставрационных работ в указанной церкви, проведённых на средства И.А. Ложечникова, ряд икон оказался написан согласно старообрядческим принципам - с двуперстным сложением. Консистория вынесла следующее решение: «на вновь написанных иконах благословляющие руки (в двуперстии) переправить, а на старых иконах оставить как есть».
Следствием конфликта стало распоряжение духовной консистории в 1786 г. погребать жителей Запрудной слободы на общегородском Петропавловском, а не на их кладбище. Умерших старообрядцев надлежало хоронить на особом месте, а построенную церковь - упразднить, о чём должен был объявить прихожанам церкви Бориса и Глеба церковный староста Аксён Ермолаевич Кочергин.
В очерке «К истории Коломенской епархии» М. Руднева, опубликованном в 1903 году, говорится:
«...усмотря, что жительствующие в Запрудней слободе купцы Илия Ложешников с товарищи, соответственно употребленной ими в 774 г. прозбы, по данной от нас благословенной грамоте, построив в отведенном близ той слободы для погребания умирающих кладбище деревянную церковь, к надлежащему в ней убранству и к прозбе о освящении оной до ныне не приступают, и из того непосредственно замечая, что при построении оной целию их было неблагочестивое к храму Божию усердие, но по приверженности к раскольническому суеверию единственно злоумышленный происк, чтоб сим способом избегнуть сообщения с погребаемыми на отведенном же по другую сторону города кладбище при Петропавловской церкве умирающими православными христианами, - приказал: отныне впредь их жителей Запрудней слободы умирающих никого на тамошнем кладбище отнюдь не погребать, но кои из них в жизни держались правоверия, тех по церковном чиноположению предавать земле на оном при Петропавловской церкве кладбище; раскольников же умирающих тела относить на особое, отведенное для захоронения их место. Во исполнение чего касательно погребания православных той Запрудней слободы Борисоглебской церкви священника обязать под жестоким штрафом подпискою, а оную построенную, но неосвященную, церковь вовсе упразднить и строившим оную купцам чрез Коломенской городской Магистрат объявить с подпискою, что буде для перенесения оной в какое-либо село охочие люди окажутся, то ее продать, в случае же неимения таковых покупателей, разломав им оную, немедленно с места снесть и материал употребить по своему произволу. О чем к непременному исполнению, а равно о погребании по сему впредь умирающих для объявления всем Запрудней слободы жителям в Коломенской городовой Магистрат послать указ». Подписано 11 мая 1786 г. Упоминаемая в приведенном распоряжении новоустроенная церковь не разобрана до конца 1790 г., как видно из резолюции преосв. Афанасия, еп. Коломенского, от 16 декабря онаго года:
«а как за тою Запрудною слободою деревянная церковь, давно уже назначенная ко упразднению, по неоднократному требованию и приказанию доселе не упразднена, и никто о ней ни с какою прозьбою доселе не явился, хотя о имеющей быть прозьбе и репортовал Магистрат еще в мае месяце, то разобрав ее на кашт здешняго Собора и Спасского монастыря, половину материала отдать в Собор для топления церковных печей, а другую для того же употребления в монастырь. И о сем за известие послать указ в Магистрат. В случае же от кого-нибудь препятствия и недопущение к сломке - нам рапортовать».
Семья Ложечниковых, употребляя всё своё влияние на протяжении ряда лет, находила способы сохранить эту церковь. Вопрос о её упразднении и дальнейшем сломе вставал, как уже говорилось, в конце 1790 года. Историки утверждают, что И.А. Ложечников предпочитал откупаться от властей деньгами.
(Первоисточники: Е.Л.Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века», С.С. Михайлов «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей», И.В. Маевский «Очерки по истории Коломенского края»).
Старожилы Запрудов утверждают, что остатки одного из Храмов (кирпичное полукруглое основание толщиной около 500 мм) были видны на берегу озера Бельское до 70-х годов ХХ столетия. Старожилы называли эту Церковь «на озерке». Можно предположить, что каменное основание являлось частью разрушенной старообрядческой Церкви Пречистой Богородицы, именуемой Иконы Боголюбской.
Видео: Церкви в Запрудах на озере Бельское (г.Коломна)
|
|