Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы входит в состав Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря. Время возникновения монастыря - 1385 г. "В житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, указывается, что монастырь основан по велению святого благоверного князя Димитрия Донского самим Преподобным и его учеником Григорием. Игумен Григорий, прозванный Голутвинским, или Коломенским, причислен к лику святых, чтимых местно, то есть в пределах прежде всего Московской епархии. Большинство исторических источников связывает основание монастыря с обетом, который дал князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой. Он сам выбрал место для монастыря и просил Преподобного Сергия благословить его, Сергий, придя в Коломну, как всегда, пешком, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями, великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил Преподобного Сергия благословить одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим в присутствии самого Преподобного Сергия, который вручил Григорию свой игуменский жезл из черного дуба. Жезл этот благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 1920-х гг. Опись монастырской ризницы 1-й половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах Преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель... В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий (управлял монастырем с 1612 по 1614 г.).
При игумене Евфимии (1618-1619) монастырь восстанавливался после разрухи Смутного времени.
В Богоявленском Голутвине монастыре принял монашеский постриг Антон Суханов, в монашестве Арсений (ум. 1668, в Троице-Сергиеве монастыре), келарь Троице-Сергиева монастыря, дипломат, писатель, некоторое время заведовал Московским Печатным двором... В конце XVIII в. над святыми вратами была возведена колокольня с церковью Введения (верхние ярусы надстроены в начале XIX в.).
К ней примыкает настоятельский
корпус того же времени. С 1784 по
1788 г. монастырем управлял архимандрит Тихон, и с 1788 по 1789 г.
- архимандрит Наркис. С 1789 по
1795 г. настоятелем Голутвина монастыря и ректором Коломенской
семинарии был назначен переведенный из Гамалеевского монастыря Черниговской епархии, бывший
префектом Киевской академии, игумен Иоанн (Островский, 1734-1801). После Голутвина он управлял Антониевым и Юрьевым монастырями Новгородской епархии, был ректором Новгородской семинарии. Управлял Спасским Новгород-Северским и Троицким Калязинским монастырями. В 1800 г. был хиротонисан во епископа новооткрытой Пермской и Екатеринбургской епархии. Он ревностно принялся за устройство новой епархии, но вскоре скончался.
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: упразднена Коломенская епархия, архиерей переведен в Тулу. Вслед за ним выехали семинария и консистория, и в опустевшие здания архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвинский. Покинутый Голутвин-старый монастырь несколько лет пустовал, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.
Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принял решение о возрождении обители, которую для ее содержания объединил с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем, имевшим свои угодья. В этот Бобренево-Голутвинский монастырь был назначен строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын),
с которым перешло шесть человек братии. Он родился в 1760 г. в с. Холмогорах Архангельской губернии, при крещении наречен Афанасием, мальчиком был отдан в Москву для приучения к торговле. Жил в доме купца Зеркальникова, мечтал посвятить свою жизнь служению Богу, родители сначала были против, но потом благословили на поступление в Николаевский Пешношский монастырь, где Афанасий и жил с 1782 г. под руководством опытного в духовной жизни строителя Игнатия. По отзыву о.Игнатия, Афанасий был поведения «кроткого, послушливого и трезвенного, для обители весьма потребен». Афанасий исполнял клиросное послушание (был искусен петь по нотам) и исполнял должность ризничего. В 1786 г. по увольнении из градского общества пострижен в монашество с именем Арсений. Но 14 октября того же года при посвящении в стихарь в Переславском Даниловском монастыре преосвященный Феофилакт, епископ Переславский и Дмитровский, переименовал его Самуилом. Переславская епархия была упразднена 6 мая 1786 г., епископ Феофилакт в 1788 г. переведен в Коломну. Вскоре Самуил был рукоположен во иеродиакона, а в 1787 г. - в иеромонаха. Келейным занятием Самуила было чтение Священного Писания и творений Святых Отцев, ревность его в служении Господу простиралась до того, что он с согласия благочестивого и мудрого настоятеля о.Макария поселился один среди густого леса, и только в праздничные дни и когда наставала его чреда служения, приходил в монастырь. Братия посещала его в уединении, про него говорили: «Самуил имеет дар молитвы Иисусовой». Иеромонах, а потом игумен Самуил управлял Старо-Голутвинским монастырем с 1800 по 1829 г. Его отличали не только талант организатора и строителя, но в первую очередь необыкновенные духовные дарования. Смирение и кротость, ревностное подвижничество и пламенная молитва стяжали ему дар прозорливости, по его молитвам люди получали исцеление. Пример тому - крестьянин Антон Ферапонтов из д.Рудаковой Егорьевского уезда Рязанской губернии, которого привезли в странноприимный дом в Голутвин монастырь родные, желая избавиться от него. Десяти лет от роду он был скрючен от непонятной хвори, но все годы уповал на милость Божию. Попав в монастырь, каждый день ползком добирался до икон и протискивался среди народа для принятия благословения от настоятеля. Отец Самуил, подойдя к увечному, благословил его, вскоре он уже выпрямился и твердо держался на ногах. При игумене Самуиле заново перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас и расписаны стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ярусе надвратную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, приступил к строительству келейных корпусов и гостиницы, внутри территории монастыря сад был обнесен каменной оградой с красивой металлической решеткой - между хозяйственным двором и башней".
Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г. Коломна)
Собор Богоявления Господня (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Сергия Радонежского (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Трех Святителей Великих (в Коломенской духовной семинарии)
Часовня надкладезная (в Старо-Голутвине монастыре)
Часовня утраченная (в 320 м от Старо-Голутвина монастыря)
Часовня в Москве (Старо-Голутвина монастыря)
Святой колодец (в Старо-Голутвине монастыре)
|