Место, где стоит церковь Воздвижения Креста Господня, в наше время тихо и безлюдно. Вокруг пустынно. В древности же здесь был торговый центр города. В XIV в. от Пятницких ворот, мимо Крестовоздвиженской церкви, севернее церкви Николы Гостинного, проходила Успенская улица, ведущая к главным воротам великокняжеского двора.
По другую сторону ворот, на посаде, был торг. За ним высились постройки Спасского
монастыря с каменным храмом. Монастырь был древним, он основан одновременно со Старо-Голутвинским. В 1525-1531 гг. вместо деревянных были построены каменные стены Коломенского кремля с семнадцатью башнями, четыре из которых были проездными...
Деревянную Крестовоздвиженскую церковь в 1764 г. сменила каменная... В середине XVIII в., близ Пятницких ворот, в двадцати метрах от Крестовоздвиженской церкви находился кабак, который носил прозвание «Катка» (он просуществовал до 1780-х гг.) В 1783 г. настоятель храма обратился к архиерею с просьбой направить в губернские органы власти запрос о ликвидации кабака, так как: «Божественной литургии весьма препятствует в том питейном доме нередко
случающиеся непристойные игры, срамные песни, скачки и пляски»... В 1832-1837 гг. церковь Воздвижения Креста Господня была перестроена на средства сестер коломенских купеческих жен Марии Кирилловны Шараповой и Неониллы Кирилловны Колесниковой, с изменением архитектурного убранства в стиле ампир. В церкви два престола: отапливаемый Воздвижения Честного и Животворящего Креста и над ним холодный, Святителя Николая Мирликийского. Церкви принадлежали деревянный дом, после упразднения диаконского места отдававшийся внаем, и деревянная церковная сторожка. С 1915 г. церковным старостой был Василий Никифорович Орлов (53 лет), более 30 лет он управлял типографией А.Б. Телебурского в Коломне. Храм был бесприходный, ружныи, то есть священно- и церковнослужители получали «ругу» - содержание не от прихожан, а от государства или какого-нибудь лица. По клировой ведомости 1840 г. священником в Крестовоздвиженском храме был Александр Алексеевич Сергиевский (38 лет). В 1824 г. он окончил Вифанскую семинарию со званием студента, рукоположен во священника к Успенскому собору. В том же году определен соборным ключарем. В 1826 г. назначен учителем в оба класса в Коломенском приходском училище. В 1828 г. назначен первым при соборе священником. В 1829 г. утвержден законоучителем в народном училище, вскоре определен инспектором коломенских духовных училищ и учителем в обоих классах нижнего отделения. С 1829 по 1830 г. «по воскресным дням преподавал в соборе нравственное христианское учение». В 1830 г. определен сотрудником Московского о бедных духовного звания попечительства. В 1830-1831 гг. и с 1834 по 1837 г. был в должности смотрителя коломенских духовных училищ. В 1837 г. по собственному прошению и желанию храмоздателей переведен в Крестовоздвиженский храм. В 1839 г. определен присутствующим Коломенского Духовного правления. У о.Александра и его жены Марии Сергеевны было семеро детей (Екатерина, Николай, Анна, Евдокия, Мария, София, Сергий). Отцу Александру сослужили: диакон Иоанн Стефанович Мысов и дьячок Андрей Васильевич Архангельский. В конце XIX в. штат был уменьшен, в храме служили священник и псаломщик. В 1908 г. к Крестовоздвиженскому храму был переведен священник Солнцев Аркадий Сергеевич. С 1910 по 1911 г. он был законоучителем во 2-м приходском мужском училище. В 1911 г. о.Аркадий был переведен в храм Всех Святых в с.Боброво. Аркадий Сергеевич рано овдовел и воспитывал четверых дочерей один. Известно, что самая младшая из них была удочерена. В 1911 г. священником в Крестовоздвиженский храм был определен Николай Андреевич Лебедев (57 лет), сын священника. Он окончил в 1883 г. Московскую Духовную семинарию со свидетельством 2 разряда, в 1884 г. определен к Казанской с.Мартьянова церкви Дмитровского уезда. В 1887 г. переведен к Вознесенской церкви с.Перемилова. и в 1892 г. - к Ильинской с.Синькова. С 1895 по 1896 г. исполнял должность благочинного, в 1896 г. от должности уволен по болезни. В1888 г. награжден набедренником, в 1906 г. скуфьей. С1899 по 1911 г. состоял законоучителем в двух земских школах. В 1910 г. состоял заместителем членов благочиннического совета. В 1911 г. определен к Крестовоздвиженскому храму в Коломне. Жену о.Николая звали Зиновия Александровна (55 лет). Должность псаломщика исполнял Леонид Сергеевич Виноградов (26 лет).
В советское время церковь закрыта, разрушены колокольня и главка. Они восстановлены в 1990-х гг.
Рядом с храмом стоит один из немногих дворянских особняков Коломны, дом Луковкина (1830-е гг.). Дом называется по имени владельца, стряпчего Луковкина. Стряпчим с 1796 г. назывался помощник при губернском прокуроре, в уезде были уездные стряпчие-советники прокурора, в отсутствие прокурора его заменял стряпчий. В1808 г. учреждена дол-жность удельного стряпчего
для ведения судебных дел удельных крестьян. В 1864 г. должности уездных и губернских стряпчих упразднены. Рядом стоит дворянский особняк, близкий стилистически дому Луковкина.
В 1918 году в Крестовоздвиженский храм был переведен священник Фаминцев Вениамин Иванович. Священномученик Вениамин (Фаминцев) день памяти 14 марта.
Протоиерей Вениамин родился 19 января 1873 года в Коломне в семье Иоанна и Марии Фаминцевых. Отец Иоанн служил настоятелем Петропоавловской церкви Коломны. Образование Вениамин получил в начале в Коломенском духовном училище (об этом также в житиях не указано), затем в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 году.
С 1894 г. служил псаломщиком в Клину. В 1901 г. Вениамин был рукоположен во диакона, а в 1906 - во священника к Троицкому храму в селе Троицком Бронницкого уезда. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в Коломне (Церковь Воздвижения Креста Господня). С 1919 года он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Мещерино Коломенского уезда (ныне Ступинский район). В 1925 году отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, а в 1931 году награжден крестом с украшениями.26 ноября 1937 года в районной газете «Вперед» появилась статья под названием «Совещание селькоров и редакторов стенгазет», в которой, как пример «подрывной» деятельности «церковников», было написано о священнике Вениамине Фаминцеве: «Мещеринский поп всеми способами пытается «подружиться» с колхозниками и «приблизиться» к ним. Он не прочь почитать газету колхозникам, «побеседовать» с ними о выборах, написать какое-нибудь заявление и т. д. В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть, ведя контрреволюционную агитацию».
Вскоре сотрудники местного НКВД допросили лжесвидетелей. Один из них, девятнадцатилетний учитель Мещеринской школы, показал, что священник сагитировал одного из преподавателей. Тот стал читать Евангелие и ходить в храм, за что был уволен из школы и уехал из села неизвестно куда. По этому поводу священник будто бы сказал: «Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную веру. Образованный учитель перешёл в православную веру, а говорят все: Бога нет. Скоро все коммунисты креститься будут».
Отец Вениамин был арестован 27 февраля 1938 года. Во время следствия он был заключен в каширской тюрьме. Ему вменялось в вину не только контрреволюционная деятельность, но и государственная измена, а именно восхваление Б. Муссолини и политики фашизма. Это, как впрочем, и остальные обвинения, он решительно отрицал и виновным себя не признал.
9 марта тройка НКВД приговорила отца Вениамина к высшей мере наказания. Протоиерей Вениамин Фаминцев был расстрелян 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой. Канонизирован 6 октября 2003 г. Память - 14 марта.
Видео: Церковь Воздвижения Креста Господня (г.Коломна)
|