Церковь Симеона Богоприимца была построена во имя пророка, который вместе с Анной Пророчицей принял Господа Иисуса, когда Его Младенцем принесли в Храм Иерусалимский. По преданию, Храм Симеона Богоприимца в Коломне был основан великим князем Московским Симеоном Гордым, который жил с 1316 по 1353 гг. Предположительно, Церковь была построена в первой половине ХIV века.
Историк А.Б. Мазуров в статье «История и археология Коломенского Посада» пишет: «Во II половине XIII - начале XIV вв. появляется Храм с кладбищем. Церковь эта, когда-то располагавшаяся по южной стороне современной ул. Посадской в месте примыкания к ней пер. Москворецкого, носила название Симеона Богоприимца. Такое посвящение она, несомненно, имела с самого начала…»
В статье «Двадцатилетие охранных археологических исследований...» А.Б. Мазуров пишет: «К востоку от Кремля в ходе раскопов и наблюдений по ул. Посадской изучено становление Симеоновской слободы, центром которой был Храм Симеона Богоприимиа. Храм возник, судя по прицерковному кладбищу, в конце XIII - первой половине XIV вв. на месте ранее существовавших пашен. Территория кладбища была ограничена частоколом. Рядом располагались усадьбы горожан, на которых выражена ремесленная ориентация населения в XIV - XV вв.
Данные археологии свидетельствуют, что в послемонгольское время (вторая половина XIII - XIV вв.) на фоне резкого усиления конфессионального самосознания и религиозности широких масс происходило становление приходской системы в городе».
Симеон Иоаннович Гордый (1316-1353 гг.), московский и великий владимирский князь. Старший сын московского и владимирского князя Иоанна I Данииловича Калиты, который княжил в Нижнем Новгороде до 1340 года. После смерти отца в 1340 Симеон получил в Золотой Орде ярлык на великое княжество Владимирское, а также стал московским князем. Симеон был достойным продолжателем политики Ивана Калиты. Ни один из русских князей не мог с ним соперничать, и он давал им это почувствовать, за что и получил прозвище Гордый. Он владел Владимиром-на-Клязьме, наследственной частью Москвы, Можайском, Коломной, Переяславлем-Залесским. Присоединил к своим владениям бассейн р.Протвы, Юрьев-Польское княжество. Он подавил боярскую крамолу в Москве, отразил натиск литовцев. Вот его характеристика, данная древним летописцем, в пересказе В.Н. Татищева: "Сей князь великий Симион Гордый наречеся, зане не любяше крамолы и неправды, но вся обличаемыя наказуя; сам асче мед и вино пияше, но николи до пиана упивашеся и пианых терпети не можаше; войны не люби, но воинство готово име в чести содержа. В Орде бысть от ханов и князей в велицем почтении; и асче дани и дары невеликия даяша, и сам имения немного собираше, но при нем татаре не воеваху отчину его; он многи пленные испроси и искупи. Князи же все рязанские, тверские и ростовские толики подручны себе имел, яко вся по его глаголу творяху; новгородцы не смеяху намеснику его что либо противно ресчи..." При правлении Симеона Гордого ещё малоизвестный монах Сергий из Радонежа основал под Москвой Троицкую обитель. Симеон Гордый умер от «моровой язвы». От той же болезни погибли два его малолетних сына. Великий князь Симеон Гордый перед смертью (1353 г.) постригся в монахи, приняв имя инока Созонта и сделал духовное завещание. Данное завещание дошло до наших дней. Когда он умирал у него уже не осталось ни одного сына в живых. Но жена Мария была беременна и поэтому он в завещании передал все жене надеясь, что в дальнейшем власть перейдет к сыну...
«Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» (по приходам семнадцати городских церквей и Успенской соборной церкви) свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 2 протоиерея, 1 ключарь, 20 иереев, 13 диаконов, 15 дьячков, 2 псаломщика, 19 пономарей, 2 иподиакона, 4 звонаря, 3 сторожа, 25 певчих. Штат приходской церкви состоял в основном из четырёх человек: иерея, дьякона, дьячка и пономаря, а в соборной церкви были представлены все перечисленные представители духовенства за исключением дьячков. В ряде церквей отсутствовал кто-либо из названных представителей штата в связи с немногочисленностью прихода. Так по состоянию на 1783 г. в Церкви Симеона Богоприимца числятся: 1 дьячок и 1 пономарь. Это свидетельствует о том, что приход Церкви Симеона Богоприимца был один из самых малочисленных в городе.
В то же время, в Церкви Живоначальной Троицы в Ямской слободе находилось два священника, что свидетельствует о достаточно большой окормляемой пастве. Посмотреть полностью таблицу «Роспись священнослужителей по состоянию на 1783 г.» Вы можете в книге Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века».
Возможно, судьба Церкви Симеона Богоприимца сложилась бы иначе, если бы не была восстановлена Воскресенская Церковь в кремле (в этом случае приход и священнослужители Воскресенской Церкви перешли бы в Церковь Симеона Богоприимца). В документе ЦИАМ 1784-1785 гг. читаем: «Указ Её Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из духовной преосвященного Феодосия епископа Коломенского и Каширского консистории в Коломенский городовой магистрат Сего марта 5 дня поданным его преосвященству града Коломны церкви Воскресения Христова что внутри города иерей Андрей Иванов с причетники с явлением представил. Означенная Воскресенская церковь имеется издавна каменного здания на которой от долговременного стояния сделались по всей большие трещины, в которой уже два года священнодействия не совершаются, о чём его преосвященству и через благочинного представлено. Тако ж в приделе и в трапезе оказались немалые трещины и свод весьма стался опасной, потому что укрепляющие оное связи некоторые лопнули, тако ж имеющийся штукатур во множестве отпадывает и проходит сквозь оной великая течь, отчего во оной совсем священнодействовать неможно. И по Её Императорского величества указу и по резолюции его преосвященства велено: во оной городовой магистрат послать указ в коем предписать, чтоб оный магистрат призвал означенной Воскресенской церкви лучших приходских людей. Объявил им, чтоб они означенную церковь как настоящую, так и придельную возобновили следующим летом, а ежели не возобновят то и вовсе оная упразднена бысть имеет, а пока оная церковь возобновится, священнослужителям священнослужение исправлять в церкви Симеона Богоприимца и приходским людям оной Воскресенской церкви». Угроза упразднения церкви подействовала должным образом и спустя годы Воскресенская церковь была восстановлена.
После пожара 1792 г. Церковь Симеона Богоприимца упраздняется. Прихожане оказались не в силах восстановить церковь, её разобрали, а кирпич пошёл на строительство ограды Бобренева монастыря.
Сохранённую утварь и иконы распределили по другим храмам. Косвенное указание на упомянутый факт можно найти в дневнике Г.Т. Синюхаева, производившего раскопки в Маринкиной башне в 1903 г. и осмотревшего ряд коломенских церквей: «В Тихвинской церкви много старинных икон; особенно выделяется большая икона свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Спаситель-Младенец сидит на руках св. Симеона), найденная, по преданию, после пожара невредимою в пепле. Серебряные, позолоченные ризы художественной работы, усыпанные цветами и стразами, не позднее половины XVIII в.» (Первоисточник: Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века»). Также об Иконе св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы пишет Н.Иванчин-Писарев: «В Тихвинском храме стоит большая древнейшая икона св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, перенесённая из Симеоновской церкви, уже не существующей. По стилю письма иконы можно заключить, что она могла быть поставлена Симеоном Гордым в тезоименитом ему храме, писана одним из его известных художников и, вместе с некоторыми другими, была спасаема от татар и ляхов».
Как упоминалось ранее, Церковь во имя Симеона Богоприимца была упразднена после пожара 1792 года. В результате археологических исследований, проводимых под руководством А.Б. Мазурова, рядом с Храмом Симеона Богоприимца выявлены следы пожара 1792 г., в слое которого обнаружена редчайшая для раскопок находка - литургическое копие (использовалось для приготовления Св. Даров). Престол Симеона Богоприимца из упразднённой Церкви был перенесен в Тихвинскую Церковь города Коломны. В настоящее время в Тихвинской Церкви действует предел Праведного Симеона Богоприимца.
Видео: Церковь Симеона Богоприимца (г.Коломна)
|