ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Сергия Радонежского в Старо-Голутвине монастыре (г.Коломна)

Каменная церковь Преподобного Сергия Радонежского известна по документам с 1577 г., неоднократно перестраивалась в XVIII в. Игуменом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела (известен с 1592 г.), добавлен придел в честь Тихвинской иконы Бржией Матери. В 1828 г. Сергиевская церковь, по причине ветхости и тесноты, была разобрана и начата строением новая с двумя приделами, Тихвинским и Николаевским. Наружные работы окончены в одно лето, а внутренняя отделка произведена уже при игумене Назарии. Сергиевская церковь, богато украшенная, освящена митрополитом Филаретом 2 сентября 1833 г. В феврале 1827 г. о. Самуил тяжело заболел, жизнь его была спасена старанием врача, однако болезнь оставила свои следы: забывчивость, безвременный сон, физическое изнеможение. Через год болезнь вернулась. С наступлением 1829 г. старец почувствовал совершенный упадок сил. Он не имел сил ходить в храм, его приносили два послушника. В одну из тяжких ночей больной забылся, во сне ему было откровение о скорой кончине. Он собрал братию и сказал: «Я скоро умру». Потом, целуясь в уста и плеча, говорил каждому со слезами и плачем: «Прости меня, грешного!» После причастия старец беседовал со старшими иеромонахами до рассвета, заповедая: «Живите в мире, любви и согласии, тогда у вас все будет хорошо; а если сего единодушия в вас не будет, все братство может прийти в расстройство». Особенно он обращался к духовнику обители Сергию, на случай, если тот будет строителем. 12 февраля по приказанию Самуила начали литургию раньше обычного, в 7 часов. Он велел копать себе могилу на указанном им месте и заплатил могильщику-послушнику 2 рубля; исповедался, надев мантию, сложив руки крестообразно на груди, произнес перед причастием молитву: «Верую, Господи, и исповедую...», а после причастия стоя выслушал благодарственные молитвы. Затем о. Самуил прилег, уснул и вскоре тихо отошел ко Господу на 69-м году жизни. Отпевание тела усопшего совершалось в монастырской церкви 15 февраля протоиереем Коломенского Успенского собора Иродионом Стефановичем Сергиевским в сослужении с о. Назарием и местными иеромонахами. Между протоиереем и старцем был положен завет, чтобы один из них похоронил другого. Тело игумена Самуила было предано земле под соборным Богоявленским храмом в склепе. На могиле поставлен памятник в виде пирамиды. К Сергиевскому храму примыкает настоятельский корпус. В его нижнем этаже (включающем стены поварни XVII в.), построенном в 1811 г. московским купцом З.Ф. Чекановым как келейный корпус с 12 кельями, размещались трапезная и кухня. Верхний этаж, где помещались настоятельские кельи, был надстроен в 1818 г. После расширения Сергиевской церкви в 1820-1830-х гг. настоятельский корпус был соединен пристройкой с церковной папертью, что позволило устроить выход из настоятельских келий прямо в храм. Настоятельский корпус был выполнен в строгих формах, единственным украшением было белокаменное крыльцо в виде двухколонного портика. За настоятельским корпусом располагаются хозяйственные постройки монастыря. Заканчивал строительство и отделку храма ученик оптинского старца Леонида игумен Назарий, который управлял монастырем с 1829 по 1857 г. При нем в 1833 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. Назарий, в мире Николай, родился в 1781 г. Родители его, Иван и Анна Барданосовы, принадлежали к купеческому сословию и жили в г. Серпухове. Занятие их состояло в делании восковых свечей для храма Божия. Они усердно посещали церковь и за свой кроткий, смиренный нрав пользовались расположением многих граждан. В особенности мать была благочестива, она и в будни ходила в церковь ко всякой службе. Кроме того, она имела обычай ночью вставать на молитву, которую всегда творила со слезами; в среду и пяток часто ничего не вкушала, на Страстной же неделе только однажды в Великий Четверток принимала пищу. К нищим была милостива и сострадательна. Она жила более 80 лет и умерла почти на ногах (1 февраля 1824 г.). Ей как-то юродивый предсказал: «Ты умрешь, как свечка. Догорит она и погаснет, так и жизнь твоя кончится». Сравнение очевидно применено к ремеслу, которым заведовала хозяйка дома. Николай был воспитан родителями в страхе Божием. Мальчиком он охотно играл со сверстниками, но набожная мать следила за ним зорко и охраняла юность его от худых наклонностей. Еще мальчиком 8 лет был отвезен в Москву для приучения к торговле. Здесь он жил в приходе Вознесенской церкви, что за Серпуховскими воротами, у купца Николая Тимофеевича Ремизова, торговавшего так называемым «красным товаром». Дом купца посещал его родной племянник, монах. Общаясь с ним, мальчик почувствовал тайное призвание к иноческой жизни и однажды, с полным убеждением в сбыточности своих слов, сказал ему: «И я буду монахом!» Занятый мечтою о поступлении в монастырь, Николай и сделавшись приказчиком, вел себя степенно, избегал светских развлечений и часы, свободные от торговли, особенно праздничные дни, посвящал молитве и чтению душеспасительных книг. 1 июня 1805 г., на 27-м году, он удалился из Москвы в Белобережскую Николаевскую пустынь, в то время бедную, малоизвестную и весьма уединенную. На этом-то месте, среди брянских лесов, он полагал начало духовного подвижничества под началом отца строителя Леонида, впоследствии знаменитого старца Оптиной Введенской пустыни, в схиме Льва (ум. 1841). В апреле 1806 г. Николай был опять в Москве за новым паспортом. На пути туда он подвергся жестокой лихорадке более чем на шесть недель. Потом отправился с новым годовым паспортом в Коломну и поступил в Старо-Голутвинский общежительный монастырь, где в то время строительскую должность замещал иеромонах Самуил, известный строгостью жизни, и где по образцу Пешношского монастыря введено было чиноположение святой Афонской горы. Николай исправлял пономарское послушание, которое обязывало его первым являться в церковь и после всех оставлять ее; а в келье ревностно изучал наставления святых отцов о монашестве. 23 августа 1807 г. последовало увольнение его от московского купеческого общества, и, как благонадежный, он был указом определен к монастырю, 3 апреля 1808 г. пострижен в рясофор; 8 июня 1811 г. пострижен в мантию с именем Назарий и 11 сентября рукоположен преосвященным Августином, викарием московским, во иеродиакона. Произведенный во иеромонаха в 1814 г., в праздник Успения Божией Матери, он в качестве помощника о. Самуила управлял Бобреневым монастырем, приписным к Голутвинскому. Не без его участия возобновлен в 1822 г. иконостас в монастырской Богородицерождественской церкви и вместо ветхих деревянных с каменным низом архиерейского дома и игуменских келий построен новый дом, в 1860 г. разобранный при строительстве ныне существующего. 28 февраля 1823 г. Назарий определен строителем в Екатерининскую пустынь, находящуюся в Подольском уезде Московской губернии. Здесь его старанием построен каменный двухэтажный братский корпус и в 1825 г. перестроена гостиница (находилась вне монастыря). Наблюдая чистоту и порядок в своей обители, он с 1 сентября 1823 г., был, кроме того, благочинным и духовником Аносинского Борисоглебского девичьего монастыря, основанного в 1823 г. близ Звенигорода усердием княгини Евдокии Николаевны Мещерской, в монашестве Евгении, ставшей первой настоятельницей монастыря. Имея духовных детей из среды мирян, Назарий иногда лично посещал их или посылал к ним письма, замечательные особенно по чувству христианской любви и простосердечия. 9 февраля 1829 г. он посетил голутвинского строителя Самуила. Старец, в ту пору больной, принял его, по долгом ожидании, с великою радостью, «яко чадо свое», предложил погостить в своей обители, а через три дня, 12 февраля, уснул сном праведника. Назарию поручено было преосвященным Иннокентием, викарием Московским, предать тело новопреставленного земле обще с братиею, что и было им исполнено 15 февраля. 4 марта он был назначен преемником Самуила, подобно которому 29 лет заведовал Голутвинской обителью. Новый настоятель, имея от природы слабое телосложение, позволил себе нарушить постановление своего предместника относительно времени благовеста к утрене, назначив звонить в 3 часа вместо 12, как было дотоле. Покойный Самуил обличил его во сне и грозил за это нововведение, не согласное со строгостью монашеской жизни, наказанием Божиим. После того в Голутвине снова узаконен был прежний порядок. 7 июля 1850 г. во время утрени пономарь, войдя южными дверями в алтарь Богоявленской соборной церкви, увидел на ризничном комоде какие-то вещи, завернутые в бумагу. Он объявил о том иеромонахам Дионисию, Нилу и Авраамию (настоятеля за немощью в церкви не было). Сняли бумагу, в свертке были священные сосуды: потир, дискос, звездица и два блюдца. Тут же найдена записка с объяснением, что эти новые серебропозолоченные сосуды назначаются «в придельный храм Тихвинской Божией Матери». Преосвященнейший Филарет, подробно извещенный об этом пожертвовании, положил такую резолюцию: «Бог благословит ведомого ему благотворителя. Слава Богу, что никому не приметно пришел вкладчик; но если просмотрели вкладчика, так же точно могли просмотреть и татя (вора). Велеть игумену обстоятельно спросить пономаря и бывших свидетелями иеромонахов, как могло случиться, что вкладчик вошел в алтарь, не быв никем усмотрен». Спрошенные о том, они дали одинаковое показание: «В продолжение утрени, бывшей 7-го июля, из мирских людей никто в алтарь не входил, а потому и думают, что означенные вещи внесены в алтарь чрез посредство кого-нибудь из монашествующих». 28 июня 1851 г. приплыл из Москвы на барке к Голутвинскому монастырю колокол весом в 500 пудов, неизвестно кем отправленный. На докладе о сем настоятеля владыка написал: «Бог благословит Своим благодатным благословением благодеющего церкви и обители, его же имя Сам весть. Принять колокол на место, да поет во славу Божию». Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Церковь Сергия Радонежского (в Старо-Голутвине монастыре)
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь (г. Коломна)
Собор Богоявления Господня (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (в Старо-Голутвине монастыре)
Церковь Трех Святителей Великих (в Коломенской духовной семинарии)
Часовня надкладезная (в Старо-Голутвине монастыре)
Часовня утраченная (в 320 м от Старо-Голутвина монастыря)
Часовня в Москве (Старо-Голутвина монастыря)
Святой колодец (в Старо-Голутвине монастыре)

Адрес: г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11    Схема проезда
Телефоны: (496) 610-03-82    Факс: (496) 610-03-81, 643-06-98
E-mail: Starogolutvin@yandex.ru    Сайт: www.starogolutvin.ru
Вы можете помочь...

Фотографии:

ПАСПОРТ
Церковь Сергия
Радонежского
ЧЕРТЕЖИ
Церковь Сергия
Радонежского

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться












ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты