ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Старообрядческая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (г.Коломна)

Старообрядческий Храм во имя Рожества Пресвятыя Богородицы был построен в Коломне в 1910 году. В книге С.С. Михайлова «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей» читаем: «К началу XX века моленная в Мячково стояла пустой и не эксплуатировалась. Ее здание, равно как и находившийся рядом жилой церковный дом, были перевезены в Коломну и их материал использован при сооружении нового коломенского старообрядческого храма во имя Рожества Богородицы... В начале 1909 года старообрядческий священник Тимофей Аксенов написал в журнал «Церковь» небольшую заметку: «Уже много времени коломенские старообрядцы находятся без храма и священника, вследствие бедности прихожан. В соседнем же селе Мячкове имеется пустующий деревянный молитвенный дом. Владыко московский Иоанн благословил доброе дело, т.е. перенести оный храм в Коломну; потому и обращаюсь к добрым братьям своим не отказать в помощи по своей силе…» Почти 60 лет старообрядцы совершали богослужения в Рыбаковской моленной, расположенной на ул. Полянской, д. 18. Община росла и росло желание иметь настоящий храм, алтарь, чтобы со всем благолепием совершать службы, крестные ходы; иметь колокольню - чтобы услышать перезвон колоколов из своего родного храма; ограду - чтобы огородить свою «сокровищницу» от сего суетного мира. За один год был построен храм и дом для причта. Коломенские старообрядцы-окружники решили официально зарегистрировать общину. 3 февраля 1909 г. они, в числе 50 человек, подали прошение о регистрации. «Коломенская старообрядческая Община» была зарегистрирована Московским Губернским Правлением 20 февраля 1909 года. Община должна была распространять свою деятельность на город Коломну, а также сельские населенные пункты Коломенского уезда: Боброво, Бобренево, Верхнее Хорошово, Сычёво, Мячково, Малино, Молитвино, Лукерьино, Бачманово, Парфентьево, Леонтьево, Шеметово. Регистрации и первым годам существования Коломенской старообрядческой общины посвящено сравнительно большое дело из фонда Московского Губернского Правления. Его документы отчасти дублируются заметками из старообрядческой периодики. 15 марта 1909 г. по окончании Божественной литургии в старом храме-моленной во имя Рождества Пресвятой Богородицы состоялось первое общее собрание членов-учредителей коломенской старообрядческой общины под председательством Сергея Николаевича Успенского. Священник о. Тимофей Аксенов сказал речь о пользе общины для старообрядцев и прочел указ от 17 октября 1906 года. Председатель сообщил собранию о регистрации их общины 20 февраля 1909 г. Затем собранием было постановлено принимать в члены общины с правом голоса лиц, достигших 25-летнего возраста, не исключая и женщин. Настоятелем храма был избран священник о. Исакий Горанин. В члены общины были приняты вновь: Ф.В. Кудинов, И.Н. Волокитин, И.А. Салтыков, И.Л. Чухостов, Е.К. Воинова, К.Н. Казакова и М.С. Пушкова. В члены совета общины оказались избранными следующие лица: С.Н. Успенский (председатель), Ф.В. Кудинов (товарищ председателя), Т.В. Смыслов (казначей) и С.К. Рыбаков (церковный староста). По предложению председателя собранием было постановлено: все имущество, принадлежащее общине, в случае ея закрытия должно перейти в собственность богадельного дома при московской старообрядческой общине Рогожскаго кладбища. Общим собранием поручено совету выработать и представить на утверждение министра внутренних дел печать общины.2 августа (по старому стилю) 1909 года состоялось общее собрание коломенской старообрядческой общины. Оно проходило под председательством Сергея Николаевича Успенского и на нем присутствовало двадцать членов. Председатель сообщил, что согласно ходатайству коломенцев, община московского Рогожского кладбища уступила им упомянутое нами выше в заметке священника Аксенова здание пустующей моленной из села Мячково, вместе со всей его утварью, иконостасом, образами и даже жилым домом при моленной. Собрание постановило данное пожертвование принять и благодарить жертвователей. По предложению совета общины собрание поручило ему обратиться с ходатайством в Коломенскую городскую управу об отводе на безвозмездной основе участка земли. На этот участок и предполагалось перевести из Мячково моленную с жилым домом. Вместе с тем было решено начать изыскание средств для строительства полноценного церковного здания. Собрание также постановило утвердить членский взнос в размере одного рубля в год и выставить в храме кружку для сбора пожертвований на нужды храма. Чтобы быстрее осуществить эти планы, община через журнал «Церковь», опять обратилась к возможным благодетелям с просьбой не оставить ее в благих начинаниях. Издавшая в 1928 году небольшую книгу «Коломна. Пути исторического развития города» Ольга Булич упоминает и «...тюремную и деревянную - Введенскую - церковь Старообрядческой общины...» Из каких-либо других источников этой церкви или моленной у старообрядцев Коломны не наблюдается. В городе, в 1907-1909 гг. были зарегистрированы две старообрядческие белокриницкие общины - Коломенская в честь Рожества Пресвятыя Богородицы (окружническая) и Коломенская-Покровская (неокружническая). Последняя община продолжала пользоваться старым молитвенным помещением, и только окружническая построила вскоре новый деревянный храм, который явно и имеет в виду Булич, просто напутавшая с его посвящением. В одном из материалов, опубликованных в 1910 году в журнале «Церковь» рассказывается об отчете совета за истекший 1909 год, который был принят членами Коломенской общины. Данный отчет прихода-расхода был важен тем, что отражал деятельность общины за первый год ее официального существования. За этот год было сделано очень многое, к примеру, открыто училище церковно-славянского языка и крюкового пения, благодаря чему значительно улучшилось качество богослужения в самом храме, что привлекало массу молящихся. Также, судя по всему на внешние пожертвования, была приобретена земля под строительство нового храма, который должен был быть выстроен в наступающем сезоне. Уже 10 октября 1910 г. (по старому стилю) в Коломне происходило поднятие крестов на новый старообрядческий храм Рожества Богородицы и его колокольню. После обедни, которая была совершена в домашнем храме Рыбакова, вышел крестный ход к месту торжества, где был отслужен молебен с водоосвящением. После окропления крестов святой водой, при пении соответствующих стихир и было совершено поднятие крестов и укрепление их на своих местах. «На такое невиданное в старообрядчестве торжество собралась масса молящихся и публики». Богослужение и освящение было совершено местным священником о.Зотиком Евстигнеевым, при участии о.Петра Рязанова из дер. Елкино и диакона о.Прокопия Глазкова. Пел местный хор любителей церковного пения. В заметке, опубликованной в журнале «Церковь» (№ 45 от 7.11.1910 г.) говорилось о том, что 10 сентября 1910 года состоялось поднятие святых крестов. Храм строится на земле местной старообрядческой общины на собственные средства и с помощью одной московской благотворительницы. Для его постройки была употреблена и часть материала старообрядческой моленной из села Мячково. Храм возводился по проекту известного старообрядческого архитектора Н.Г. Мартьянова. Также отмечалось, что в деле устройства храма важнейшую роль играл председатель общины Сергей Николаевич Успенский, благодаря которому, собственно, и происходили все вышеупомянутые изменения в жизни общины. «В воскресение 28 ноября (по старому стилю) того же года на строящемся коломенском старообрядческом храме происходило редкое для старообрядцев новое торжество. При большом стечении молящихся и публики было поднятие колоколов на колокольню строющагося храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Звон приобретён на средства благотворителей на заводе П.Н. Финляндскаго в Москве. Весь звон весил 153 пуда 31 фунт. Богослужение и водоосвящение совершено в старом храме, который помещается в доме М.Ф Рыбакова, местным священником - отцом Зотиком Евстигнеевым, - в сослужении бывшего нашего настоятеля отца Петра Рязанова и диакона Прокопия Глазкова и одного стихарного. Пел местный смешанный хор любителей, разученный уставщиком П.К Афанасьевым, который очень недурно исполнил демеством «Херувимскую» и «Отче наш» и прочия песнопения знаменного распева. После водоосвящения из храма вышел крестный ход к строющемуся храму, где были окроплены св. водой колокола и подняты на колокольню. Когда всё было готово, раздался звон в большой колокол, молящиеся со слезами осенили себя крестным знамением - ведь местные старообрядцы не слыхали от роду звона на старообрядческом храме. За большим колоколом раздался перезвон, под который крестный ход возвратился обратно в храм, где диакон о. Прокопий Глазков сказал многолетие Государю Императору и Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, а также архиепископу Иоанну, попечителям и строителям сего храма и всем православным христианам. После обычного «начала» о.Пётр Рязанов сказал назидательное слово, упомянув в нём о грехе курения табака и о пьянстве. Торжество закончилось в 1 ч. 30 м. дня, после чего духовенству была предложена трапеза в квартире председателя совета общины С.Н. Успенского». «Освящение новопостроенного храма Рожества Богородицы состоялось в воскресенье, 2 января 1911 года. Торжество освящения проводил архиепископ московский Иоанн Картушин, которому сослужили, помимо местного коломенского духовенства, три священника, три диакона, трое стихарных и хор певцов Рогожского кладбища, прибывший вместе с архиепископом Иоанном. Торжество освящения началось в 5 часов утра. Вначале был совершен молебен с освящением воды и крестным ходом вокруг храма. В 7 утра началась литургия, по окончании которой московским диаконом Иоанном Хрусталевым провозглашены многолетия Государю Императору, Государыне и всему Царствующему Дому, благотворителям и создателям храма сего и всем православным христианам. После чего главному труженику в деле создания храма, председателю общины Сергею Николаевичу Успенскому, от лица всего прихода были поднесены икона и памятный адрес. Владыка Иоанн благословил Успенского иконой и обратился к нему, равно как и ко всем потрудившимся в деле создания храма с теплой речью. Торжество закончилось провождением владыки в покои местного священника Зотика Евстигнеева. В здании гостиницы был приготовлен праздничный обед». «В воскресенье 6 марта 1911 года состоялось очередное годичное собрание коломенской старообрядческой общины. На нем присутствовало 22 члена общины, председательствовал И.В. Смыслов. Открывая собрание, председатель предложил присутствующим положить обычные 15 поклонов за упокой умершего 3 января церковного старосты С.К. Рыбакова. После этого в состав общины, согласно их заявлениям, были приняты новые члены: Ф.А. Казаков, Ф.С. Деев, П.К. Афанасьев и Л.А. Бояринов. Из зачитанного отчета за минувший 1910 год выяснилось, что приход общины выразился в сумме 1269 руб. 7 копеек и расход - в 1133 руб. 50 коп. Остаток - 135 руб. 57 коп. Собранием отчет был утвержден и совету общины была выражена благодарность. Смета приходо-расхода составлена в сумме 1159 руб. Постановлено выразить благодарность также и Федору Вавиловичу Кудинову за пожертвованные им 40 квадратных сажен земли, прилегающей к владению общины. Согласно предложению совета общины, постановлено ежегодно, 29 июня (по старому стилю) приносить в храм чудотворную икону «Утоли Моя Печали» из деревни Хорошово». Описание первого прибытия вышеупомянутого чудотворного образа в Коломну дано в одном из последующих номеров журнала «Церковь» за тот же 1911 год. В честь прибытия святыни в город опять прибыл московский архиепископ Иоанн. Накануне им было совершено Всенощное бдение, а в сам день прибытия иконы - литургия. Владыке сослужили: местный коломенский отец Зотик, о. Петр Рязанов из дер. Елкино, диакон Федор Гусляков и двое стихарных. Пели два хора: смешанный местный из любителей и из дер. Елкино. Во время литургии архиепископ Иоанн посвятил в стихарные местного коломенского уставщика П.К. Афанасьева. По окончании богослужения перед чудотворной иконой был совершен молебен Богородице, а после него из храма вышел крестный ход и направился по улицам города. Процессия шла по улицам: Петропавловской, Семеновской, Житной площади, Каширской до церкви Св. Троицы. Проводив икону, крестный ход вернулся тем же маршрутом обратно в старообрядческий храм. После этого духовенству и почетным гостям была предложена скромная трапеза в доме товарища председателя общины Ф.В. Кудинова. В 5 часов вечера архиепископ Иоанн отбыл из Коломны в Москву. Это было первое в городе Коломне старообрядческое церковное торжество после 250-летнего периода гонений и дискриминации. Городская администрация отнеслась весьма корректно к данному старообрядческому мероприятию, по всему пути следования святыни поддерживался образцовый порядок. В процессии, помимо прихожан коломенского храма Рождества Богородицы и единоверных с ними жителей других мест, как отмечалось, принимали участие и неокружники, и представители господствующего исповедания. 7 января (по старому стилю) 1912 года Коломенскую старообрядческую общину снова посетил архиепископ московский Иоанн. Он прибыл в город вместе с диаконом Федором Гусляковым и тремя стихарными. На железнодорожной станции архиепископа встретили: председатель общины С.Н. Успенский и Л.А. Бояринов. При колокольном звоне (старообрядческий храм стоял у железнодорожной станции) Владыка проследовал в дом последнего. В тот же вечер архиепископ Иоанн совершал Всенощную в коломенском храме, а на утро следующего дня - Божественную литургию с облачением посреди церкви. Торжественное богослужение закончилось «Царским» многолетием, после которого Владыка сказал слово. Из храма он проследовал снова в дом Бояринова, где была приготовлена трапеза. В тот же день архиепископ Иоанн отбыл назад в Москву. Накануне визита архиепископа Иоанна, 6 января, в Коломне состоялся первый в истории города открытый старообрядческий крестный ход на Иордань, на Москву-реку, который возглавил настоятель общины отец Зотик. В воскресный день 11 марта (по старому стилю) 1912 года, в 11 часов утра состоялось годичное общее собрание коломенской старообрядческой общины, на котором председательствовал И.В. Смыслов. На это собрание явилось 20 членов общины из 59-ти. Председатель совета общины прочел доклад о своей деятельности и предложил помолиться 15 поклонов за умерших: члена совета и церковного старосты С.К. Рыбакова и жертвовательницы Л.О. Бутиковой, что и было исполнено. Затем председатель собрания предложил на утверждение следующие отчеты: 1). Приходо-расхода за 1911 год. Согласно этого отчета значилось: прихода: 1754 р. 44 к. и расхода 1431 руб. 61 к., т.е. с остатком в 322 р. 83 к. и 2). По постройке храма и дома при нем, стоимость которых определялась в 20556 р. 54 к. Собрание постановило оба вышеупомянутых отчета утвердить, а остаток 322 р. 83 к. зачислись на приход 1912 года. При этом совету общины постановлено выразить благодарность за энергичное ведение дела и за экономное расходование общинных денег. Далее была утверждена смета приходо-расхода на 1912 год в сумме 2048 р. 78 к. Был заслушан доклад о принятии на служение в коломенский старообрядческий храм во имя Рожества Богородицы диакона Павла Куприяновича Афанасьева. Собрание единогласно выразило желание иметь означенное духовное лицо при общинном храме. Также были заслушаны заявления прихожан храма И.А. Комарова и Н.И. Белова, которые изъявили желание быть принятыми в члены общины. Собрание постановило принять их в общину. Председателем собрания было предложено общему собранию возбудить ходатайство перед коломенской городской управой о проведении водопровода по Митяевской улице вплоть до здания старообрядческого храма, где и поставить водоразборную будку. Это было важно и в пожарном отношении, и в бытовом. В рассматриваемый период данная часть города Коломна была лишена водопровода. Собрание постановило поручить совету о возбуждении данного ходатайства перед городскими властями. Один из членов совета, Л. Бояринов, обратил внимание общего собрания на отчет о постройке храма. Последний к тому времени был уже окончен и был сооружен исключительно на пожертвования, причем одно из лиц (в публикации его имя не указано) пожертвовало более 18000 рублей. В связи с этим община сочла своим долгом выразить глубокую благодарность всем жертвователям, в какой же форме, она поручила выбрать совету общины. Данное предложение также было поддержано единогласно. После этого собрание завершило свою работу и закрылось в 1 час 20 минут дня. 29 июня того же 1912 года в Коломну, в день апостолов Петра и Павла, по желанию местных прихожан, была принесена другая старообрядческая святыня - Казанская Губинская чудотворная икона Богородицы. Этот образ хранился в храме-моленной большой старообрядческой деревни Губино, Покровского уезда Владимирской губернии. Ее ежегодно носили по селениям старообрядческих Гуслиц (юго-восток Богородского уезда) и теперь ее пожелали видеть у себя и жители-старообрядцы Коломны. Накануне, 28 июня, икона была встречена на станции Коломна, откуда при колокольном звоне торжественно перенесена в храм. На следующий день была отслужена Божественная литургия и молебен с водосвятием, после которого, с крестным ходом, икону понесли по улицам Митяевской, Полянской, вплоть до вокзала. В крестном ходе принимали участие священник о.Архип, диакон о.Павел, стихарный и хор певцов. Присутствовала масса молящихся, многие из которых прибыли на торжество верст за сорок. На вокзале, при проводах иконы, было отслужено краткое молебствие. В воскресенье, 15 февраля 1915 года, состоялось очередное годичное собрание Коломенской старообрядческой общины… Совету общины предложили заняться вопросом приобретения участка земли, прилегающего к храму. В 12 часов 30 минут собрание завершило свою работу. В некоторых делах Московского Губернского Правления есть информация и о пожертвованиях, которые официальным путем поступали на Коломенскую старообрядческую общину. Например, в период с 1 октября 1914 года по 1 октября 1915-го такие пожертвования были сделаны следующими лицами: М.И. Хромова - 345 рублей, Ф.Е. Морозова - 50 руб., Н.Н. Федоров - 50 руб., П.И. Милованова - 35 руб., О.П. Алекоцева - 20 руб. Всего: 550 рублей. За аналогичный следующий период, с октября 1915 по октябрь 1916-го пожертвований было сделано 500 рублей, причем жертвовательница была только одна - уже упоминавшаяся Мария Ивановна Хромова. Мы полагаем, что на деле и жертвователей, и вносимых ими на общину сумм было значительно больше, но не все делалось достоянием внимания светских властей. Вопреки распространенным заблуждениям о том, что до 1917 года у русского народа были чуть ли не святые нравы, особенно, если дело касалось церкви, ограбления храмов были делом весьма обыденным. Если мы посмотрим подшивки газеты «Московский листок», в которой печаталась в том числе и информация о преступлениях, произошедших в Московской губернии, то обнаружим, что заметки под названием «Святотатство», где сообщалось о случаях ограбления церквей, печатались в среднем раз в неделю. Не избежал подобной участи и старообрядческий храм Рождества Христова в Коломне. В конце 1915 года, в разгар первой Мировой войны, журнал «Старообрядческая мысль» опубликовал маленькую заметку, что 9 декабря (по старому стилю) в этот храм, посредством взлома оконной решетки, проникли неизвестные воры. Злоумышленники похитили предметы церковной утвари и забрали из свечного ящика все деньги. Для розыска преступников полиция даже применила специально вызванную в Коломну собаку-ищейку «Розу», но ее поиски не увенчались успехом. В «Списке церквей и б. монастырей Московской губернии», составленном примерно в 1926-1927 гг. мы видим и Богородицерождественскую церковь старообрядцев-поповцев в г. Коломна, находившуюся «у станции»… Известно, что в 1929 году в Коломну, в храм Рожества Богородицы, московским старообрядческим архиепископом Мелетием был переведен священник Роман Максимович Алькин. Он родился в 1871 году в селе Ерямнино Старолебедейской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии, в семье крестьян-старообрядцев «не признававших священство Белокриницкой иерархии». Однако, впоследствии он перешел в белокриницкое согласие. Отец Роман в Коломне обслуживал два храма - домашнюю церковь Морковкиных и «храм у станции» во имя Рожества Пресвятыя Богородицы. Служил о.Роман в Коломне до 1936 года, когда его, по доносу, вместе со старостой общины Н.И. Веретенниковым, арестовали. По стандартному для тех времен обвинению - в «контрреволюционной агитации» - его приговорили к трем годам лишения свободы. О. Роман отбывал заключение в Сиблаге, где его арестовали повторно и, обвинив в участии в контрреволюционной «повстанческой кадетско-монархической организации в лагере», созданной якобы японской разведкой, расстреляли. В Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ) нами обнаружен список «служителей культа» по городу Коломна на 1 апреля 1940 года. В нем среди пятнадцати персоналий мы встречаем и священника старообрядческой церкви Талина Василия Ивановича. В том же деле есть и список функционировавших на тот момент молитвенных зданий «всех направлений» в городе. Здесь мы находим под №№ 8 и 9 старообрядческую церковь и молитвенный дом белокриницкого согласия. Под «церковью» здесь явно следует понимать храм Рожества Богородицы у станции, а под «молитвенным домом» - прежнюю Морковкинскую моленную. В сведениях о недействующих старообрядческих молитвенных зданиях, находящихся на территории Московской области по состоянию на 1 июля 1945 года, в самой Коломне не упомянуто ни одного старообрядческого храма. В отчетах уполномоченного Совета по делам культов по Москве и Московской области нет никакого упоминания о незарегистрированных старообрядческих общинах в Коломне. Однако, таковые «группы» могли собираться на молитву скрытно, что легко было сделать в большом городе. Также в отчетах уполномоченного за время с 1 января 1954 г. по 30 июня 1955 г. мы встречаем упоминание о том, что было обращение об открытии молитвенного здания старообрядцев Белокриницкого согласия в г. Коломна. Причиной отказа подателям прошения было указано то, что оно не нашло поддержки у «руководителей духовного центра». Здесь интересен тот момент, что какое здание собирались открывать старообрядцы, если здания прежнего храма для властей официально, как мы видели из документа уполномоченного, не существовало? Возможно, что старообрядцы попытались напомнить о том, что их прежний храм все же цел… Храм Рожества Богородицы с 1921 г. стоял на улице Митяевской (в настоящее время Ветеринарная, д. 2). После 1934 г. с храма снесли купол и колокольню, из церкви сделали жилой дом на четыре семьи. Жили там: Зайцевы, Дубинины, Абрамовы и Толкачёвы (не старообрядцы). У каждой семьи рядом был участок земли. В 60-е годы город провёл газ и воду. Рядом (ул. Ветеринарная, д. 8) стоял церковный дом, который в народе называли «попов дом». Проживали в церковном доме четыре семьи старообрядцев: Гулины Анатолий Антонович и Зоя Митрофановна и их двое детей, Волковы Виктор Петрович и Вера Дмитриевна, вдова Кондрашева Евдокия Петровна с тремя детьми, Волков Николай Петрович с двумя детьми. На проекте 1909 г. видно, что церковь и церковный дом планировались и строились вместе. А в 1975 г. дом-храм, церковный дом и близстоящие ещё четыре дома - были снесены и на этом месте построили пятиэтажку, сейчас ул. Ветеринарная, д. 2. Вот так закончилась история старообрядческого Храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы». Первоисточник:

С.С. Михайлов «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей»
Видео: Старообрядческая Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы
Старообрядческая Церковь Николы на Посаде (г.Коломна)
Старообрядческая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (г.Коломна)
Старообрядческая домовая Церковь Рыбаковых (г.Коломна)
Старообрядческая домовая Церковь Шепелевых (г.Коломна)

Адрес: г. Коломна, ул. Ветеринарная, д. 2  Схема проезда
Вы можете помочь...

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться


Документы:

 

· АРХИВНЫЕ ДЕЛА ·

 

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Карпова/Титова домовая Церковь (старообряд)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Саввина Симеона богадельня (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Федотова домовая Церковь (старообряд)
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня в Москве Старо-Голутвина монастыря
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Боброво | Церковь Всех Святых (ОАО «Коломзавод»)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисово | Часовня в память императора Александра II
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Горностаево | Молельня князя Черкаскаго (старообряд)
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дмитровцы | Часовня утраченная
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Климовка-Папино | Часовня деревянная
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Красно | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лёдово | Часовня каменная
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Мячково | Молельня графини Литто (старообряд)
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Санино | Молельня графини Литто (старообряд)
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Ст. Бобренево | Молельня в доме Вабаева (старообряд)
Старки | Церковь Николая Чудотворца
Сычево | Молельня князя Голицына (старообряд)
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Троицкие Озерки | Молельня Литто (старообряд)
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Хотяиново | Церковь Рождества Христова
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа
Юрьевец | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты