Старообрядческий домовый Храм Покрова Пресвятой Богородицы (молельня Морковкиной) был устроен в Коломне не позже конца 1870-х гг, близ городского пожарного депо.
В книге С.С. Михайлова «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей» читаем:
«В деле 1891 г., хранящемся в фонде Московской Духовной Консистории упоминается три моленных, которые находились в Коломне. Одна из них моленная неокружников, которая находилась против городского пожарного депо и была устроена при доме Морковкина. Она, по сведениям властей, была устроена ранее моленной Рыбаковых, т.е. до 1870-1880-х гг.
Уже в 1892 году в Морковкинской моленной служил преемник отца Павла - отец Иаков. Сама же моленная, как легко понять из приведенного текста заметки журнала «Церковь», появилась давно, еще до разделения коломенских старообрядцев-поповцев на окружников и неокружников. Скорее всего моленная Морковкина/Морковкиной - храм коломенских старообрядцев приемлющих священство, о котором упоминается и в «Ведомости...» 1826 г., и у Мельникова-Печерского, и в других источниках. По крайней мере, он может быть просто его преемником, возникшем после упразднения или переноса прежнего молитвенного помещения.
По сведениям Московского Губернского Правления на 1907 год, в г.Коломна проживало 86 старообрядцев-неокружников.
Как последователи неокружнического епископа Иова - единственного из лидеров неокружнических течений, который признал после 1906 г. официальную регистрацию, прихожане Марковкинской моленной 28 декабря 1907 г. подали прошение о регистрации. «Коломенско-Покровская старообрядческая община», имевшая официальный адрес: г.Коломна, дом мещанки Марии Федоровны Марковкиной, была зарегистрирована Московским Губернским Правлением 7 марта 1907 года. Почти на два года раньше, нежели окружническая «Коломенская старообрядческая Община». Прошение подавали 61 человек прихожан, которые также просили утвердить в должности настоятеля общины своего священника Иакова Шамшина. Община должна была распространять свою деятельность на г. Коломна, селения Протопопово, Сычёво, Уварово, Бобренево Коломенского уезда Московской губернии, а также с. Сосновку Зарайского уезда Рязанской губернии.
В конце 1909 года в журнале «Церковь» была опубликована небольшая заметка из Коломны под названием «Откуда появились в нашем городе «неокружники»». Поскольку она проливает свет на историю появления в городе этого согласия, то мы намерены привести ее полностью:
«С давних пор у нас существует молитвенный дом, под названием марковкинская моленная. В этой моленной несколько лет тому назад был священником о.Павел, а попечителем - некий Елисей Григорьевич. О.Павел имел обыкновение все свои сбережения, т.е. деньги, отдавать этому попечителю, у которого и накопилось таких денег на 14000 р. В одно время о.Павел получает предписание от архиепископа московского Антония немедленно приехать к нему для объяснения по поводу сделанного им нарушения церковных канонов. Кажется, им был повенчан брак в близком родстве. Побывав в Москве, о.Павел приехал обратно запрещенным. Тогда он решил уехать на родину, в виду чего должен был вытребовать свои деньги у попечителя. Пришедши к нему, он заявил как о своем отъезде, так и о выдаче денег. Попечитель растерялся: или ему было жаль расстаться с чужими деньгами, или они были пущены в оборот (Елисей Григорьевич был торговцем). Но только вместо выдачи денег он посоветовал о.Павлу следующее: «Поезжай-ка, - говорит, - ты к другому Антонию, может быть дело-то и уладится». Так и поступил о.Павел. Поехал к Антонию II гуслицкому, поклонился ему. А тот и рад был «заблудшей» овце, принял его и разрешил. И дело пошло без перерыва. Прихожане никак не могли и подумать об этой перемене. Так наш приход и оказался «неприемлющим Окружного послания», и многие по сие время не знают, как они оказались «неокружниками».
В настоящее время в этой моленной священствует о.Иаков, принадлежащий к епархии Иова. О. Иаков ни в какие беседы и разговоры о церковных делах ни с кем не вступает. На улице его можно встретить только с надвинутым по уши картузом и закрывшимся воротником. Дьячком у него состоит П.Ф. Канаев, известный у нас под названием «лысого», так как растительности на голове и бороде у него совершенно нет. Этот считается у них начетчиком, но на самом деле это совершенно бестолковый человек».
Здесь мы прежде всего не должны забывать, что приведенная выше информация - версия основных оппонентов неокружников из последователей Рогожского кладбища. Посему к данной версии, особенно к тому, что прихожане ничего не понимали о том, куда ушел приход их храма-моленной, следует относиться несколько критически. Тем не менее, данный рассказ отражает реальные события. То, что священник ушел к противоборствующему архиерею по указанию попечителя моленной, выглядит более чем правдоподобно. Был ли о.Павел запрещен архиепископом Антонием (Шутовым) и совершал ли он какое-либо каноническое преступление, сказать сложно. Такую версию могли придумать уже задним числом, после его ухода к неокружникам. Подобная тактика объяснения причины перехода к оппонентам была весьма распространенной: «священник этот ушел к неокружникам потому, что он что-то такое неподобающее натворил и у нас его запретили». Характеристики, которые даны анонимным автором заметки для преемника отца Павла и дьячка-начетчика Канаева также весьма характерны для «портретов», которыми описывались представители противоборствующего лагеря. Так что вовсе не обязательно Канаев был на деле «бестолковым человеком», а отец Иаков таким уж «человеком в футляре». Об истинных причинах ухода прихода Марковкинской моленной в неокружничество и об истинных характеристиках его деятелей мы, за отсутствием опубликованного материала вряд ли когда-либо узнаем.
В «Списке церквей и б. монастырей Московской губернии», составленном приблизительно в 1926-1927 гг., мы встречаем и Покровскую старообрядческую церковь в г. Коломна, находившуюся на Коломенской улице. В ней мы без труда узнаем храм неокружнической Коломенско-Покровской общины.
Известно, что в 1929 году в Коломну, московским старообрядческим архиепископом Мелетием был переведен священник Роман Максимович Алькин. Он родился в 1871 году в селе Ерямнино Старолебедейской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии, в семье крестьян-старообрядцев «не признававших священство Белокриницкой иерархии». Однако, впоследствии он перешел в белокриницкое согласие. Отец Роман в Коломне обслуживал два храма - домашнюю церковь Морковкиных и «храм у станции» во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
Служил о.Роман в Коломне до 1936 года, когда его, по доносу, вместе со старостой общины Н.И. Веретенниковым, арестовали. По стандартному для тех времен обвинению - в «контрреволюционной агитации» - его приговорили к трем годам лишения свободы. О. Роман отбывал заключение в Сиблаге, где его арестовали повторно и, обвинив в участии в контрреволюционной «повстанческой кадетско-монархической организации в лагере», созданной якобы японской разведкой, расстреляли.
В Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ) нами обнаружен список «служителей культа» по городу Коломна на 1 апреля 1940 года. В том же деле есть и список функционировавших на тот момент молитвенных зданий «всех направлений» в городе. Здесь мы находим молитвенный дом белокриницкого согласия. Под «молитвенным домом» здесь явно следует понимать прежнюю Морковкинскую моленную.
Дети о.Романа Алькина вспоминали: «После ареста тяти, с прихожан потребовали сумму денег или церковное здание будет отобрано у верующих. Дочь Александра Романовна обходила все дома старообрядцев - собирала деньги. Видно эта сумма была специально завышена и денег не удалось собрать. Никакие уговоры не помогли и храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы (бывшая Морковкиных) у верующих отобрали. Возникает вопрос, почему эта моленная действовала до 1937 г., в то время как почти все моленные и церкви в городе были закрыты. Можно предположить, что в первую очередь, это объясняется покровительством начальства пожарной охраны, а во вторую - тем, что сами пожарники, очевидно, были сторонниками старой веры и, как можно дольше, старались сохранять в тайне от властей эту моленную.
В 70-е годы на месте моленной Морковкиных на ул. Коломенской («у пожарки») построили новое 2-х этажное здание пожарного депо».
В «Московских епархиальных ведомостях» № 28 от 1873 г. была опубликована статья «Посещение раскольничьей моленной в городе Коломне». Возможно, речь идет о моленной Морковкиной: «Посещение раскольничьей моленной в городе Коломне.
Давно я собирался посмотреть, как у старообрядцев совершается богослужение. На прошлой неделе случилось мне быть в Коломне, в которой исстари существует моленная. Уведомившись благовременно, что в ней будет совершаться всенощное бдение под 26 июня, я отправился в моленную. Она стоит на дворе; ворота были отперты, я вошел, но меня тотчас остановил сторож с расспросами: кто я, откуда и зачем? Удовлетворив любознательности сторожа, я просил его проводить в моленную, но получил решительный отказ, несмотря на все мои уверения, что я в моленной молиться не буду и никакого худого намерения относительно молящихся не имею. Заслышав мои объяснения со сторожем, из моленной вышло несколько человек мужчин и женщин; из последних выдавалась одна личность, пред которою прочие сторонились; она мне объяснила, что без дозволения попечителя меня не пустят. Спросив имя и местожительство попечителя, я отправился к нему за дозволением; но и тут неудача: попечитель заблагорассудил во время всенощной съездить на свою мельницу; к утешению своему я узнал, впрочем, что его хозяюшка в моленной, куда я снова направил свои стопы. Но теперь уже мне не так было легко войти во двор: ворота были со двора заперты. Постучав довольно, получил я наконец возможность войти на двор, а затем после решительного с моей стороны объяснения, что я буду жаловаться на такую нетерпимость кому следует - отворились двери моленной. Прежде всего меня поразило устройство престола впереди иконостаса: по сторонам устроены два клироса с солеёю, возле клиросов стояли хоругви и посредине квадратный под облачением стол; на нем лежало св. Евангелие, по сторонам четыре свечи, а позади запрестольный крест и икона Богоматери. Я был допущен в моленную, когда кончился полиелей и начинался канон; ирмосы по дважды пелись довольно стройно, но чтение тропарей было очень вялое; им видимо тяготились все предстоящие, из которых многие то и дело выходили, - и опять входили. При разговорах со старообрядцами, я от них слыхал, что в их моленных наблюдается строгий порядок; мужчины стоят на правой стороне, а женщины на левой, что поклоны у них совершаются всеми одновременно; теперь я увидал, что в коломенской моленной этот порядок мало соблюдается. Женщины, которых было преобладающее число, и девицы стояли и на левой, и на правой стороне, молились же не все одновременно, а как кому вздумается, исключая земных поклонов на подручники, которые делались всеми зараз. По 6-й песни высокий мужчина вышел на средины моленной, и на поставленном для него аналое прочитал из пролога житие св. Давида, Иоанна и Дионисия; присовокуплено было и слово от старчества о том, что монаху мытися в бане не подобает. Принимая во внимание, что в моленной находились отроки и юные девицы, - мне думается, лучше бы сделал анагност, если бы он упомянутое слово прочитал где-нибудь без их присутствия, потому что в этом слове упомянуты такие вещи, о которых «удобнее молчати».
Весьма странным мне показалось самое чтение житий на распев; для чего это? Если для возбуждения внимания, то от растянутого и плаксивого пения оно более ослабляется; почему некоторые предпочли за лучшее уйти из моленной и придти по окончании чтения, а находившиеся в моленной слушали чтение сидя на маленьких скамеечках; более почтенным женщинам подставляли скамеечки девицы, а менее почтенные особы ставили их сами себе, а кто победнее, садились у стены на лавочки. Славословие было великое и пропето довольно скоро; ектении все заменялись неоднократным повторением «Господи, помилуй»; замолитвовал кто-то стоящий на клиросе. При начале канона большие свечи были погашены, но снова зажжены по окончании 8-й песни. Всенощная кончилась в 9 часов. По окончании богослужения я заявил желание сказать несколько слов почтенному собранию; но лишь только один старичок начал со мною разговор, как одна очень полная женщина стала буквально выталкивать из моленной всех, кто стоял к нам поближе, затем с клироса сошел так же полный мужчина и объявил, чтобы «гасили свечи и церковь запирали», и я вышел с грустным чувством».
С.С. Михайлов «История старообрядчества г.Коломна и его окрестностей»
Видео: Старообрядческая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Старообрядческая Церковь Николы на Посаде (г.Коломна)
Старообрядческая Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы (г.Коломна)
Старообрядческая домовая Церковь Рыбаковых (г.Коломна)
Старообрядческая домовая Церковь Шепелевых (г.Коломна)
|