Церковь Богоявления Господня стоит в древнем с.Бабышево, известном с 1389 г. и бывшем владением великих княгинь московских. Бабышевым владела супруга великого князя Василия Димитриевича, София Витовтовна (ум. 1453, единственная дочь великого князя литовского Витовта, в 1451 г. завещала Бабышево в пожизненное владение невестке, жене великого князя Василия II (1415-1462) княгине Марии Ярославне. В 1478 г. она постриглась в монахини с именем Марфа, но до самой смерти, в 1485 г., продолжала управлять своими селами. По смерти инокини Марфы коломенские села должны были быть завещаны в пожизненное владение второй жене великого князя Иоанна Васильевича (1440-1505) Софие Фоминишне Палеолог (ум. 1503). По преданию, она молила Бога о чадородии, а родив сына Василия, в благодарность построила несколько
храмов, один из них - деревянный храм Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в своем селе Бабышеве. Позднее село слилось с городом. На его землях возникла Гончарная слобода. Ныне существующая каменная церковь Богоявления была построена в 1680-1689 гг. Внешнее оформление фасадов - XIX в. Трапезная (с престолами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Священномученика Харлампия) построена в 1800-1804 гг. на средства коломенских купцов Герасима Иевлевича Свиридова и Галактиона Кузьмича Курчевского, колокольня - 1-й половины XIX в. В Московском историческом архиве сохранилось дело «О разрешении прихожанам и священнику церкви Богоявления Господня г. Коломны Афанасьеву Никите построить каменные приделы к церкви». В деле есть «Рапорт»: «В Московскую Духовную консисторию из Коломенского Духовного правления.
Сего 1800 года мая дня поданным Святейшего Правительствующего Синода члену Высокопреосвященнейшему Платону митрополиту Московскому и Коломенскому... города Коломны церкви Богоявления Господня священник Никита Афанасьев и прихожане коломенские купцы Герасим Иевлев Свиридов и староста Галактион Казмин Курчевский прошением прописывая означенная де Богоявленская церковь состоит ныне во всякой исправности и благолепии вместо же придельной теплой церкви имеют они близ каменной состоящую деревянную во имя Введения Пресвятыя Богородицы, в которой по их приходу имеют утеснение да и к тому оная приходит уже в ветхость почему поданной им от всех приходских людей доверенности имеют желание вместо показанной Введенской деревянной церкви в означенной настоящей Богоявленской церкви каменной разобрать трапезу до основания и вновь для большего благолепия построить по утвержденному ими плану по обеим сторонам два престола а именно по правую сторону престол Введения Пресвятыя Богородицы а по левую Святого священномученика Харлампия так же и состоящую в самой близости подле оной трапезы каменную колокольню разобрать до основания построить в большем пространстве и лучшем благолепии просили на все то Архипастырского благословения на котором прошении резолюциею его Высокопреосвященства предписано по сему и по плану ежели не окажется сумнение строить дозволить но требование сего правления не имеется ли со стороны светского правительства по городскому плану построению вышеописанного какого препятствия из коломенского городового магистрата дано знать на данной де из оного магистрата указ почетные Нестор Слонов со товарищи репортом донесли что они при состоящей в здешнем городе Богоявленской церкви были и по осмотру место положение в построении при той церкви двух приделов и колокольни соответствующих оной Богоявленской церкви препятствующих причин не оказалось из учиненной же в сем магистрате по высочайше конфирмованному городу Коломне плану справки явствует что при показанной Богоявленской церкви должно быть в пусте лежащей земли не малое количество - а по справке в Правлении оказалось по собранным оного правления присутствующим городским благочинным Борисоглебским священником Василием Кирилловым в нынешнем 1800 годе о церквах и о качествах священноцерковнослужителей ведомостях показана помянутая Богоявленская церковь каменная а другая Введения Пресвятыя Богородицы деревянная благолепием украшены порядочно утварею довольны при ней приходских 62 двора в них душ мужеска 227 женска 262 раскольников женска 1 того ради в Коломенском Духовном правлении определено: как из прописанных объявителями явствует что к построению при означенной Богоявленской церкви двух приделов и колокольни не оказалось препятствий для того означенные два придела по разобрании трапезы также и колокольни вновь вышеупомянутым просителем по учиненному ими плану строить дозволить о чем им и объявить... Коломенского Успенского собора протоиерей Михаил Борисоглебский. Борисоглебский священник Василий». В 1804 г. ризничим Чудова монастыря иеромонахом Иоасафом был выдан антиминс на Харлампиевский придел, а для освящения Введенского придела использован прежний. Приделы были освящены в 1804 г. Построение придельного храма Священномученика Харлампия народное предание приписывает следующему обстоятельству: купец Герасим Свиридов, ведя долгое время по гражданским судам спорное дело и не надеясь, вероятно, на скорый исход оного, дал обещание построить храм в честь того святого, которого празднует Церковь в день, когда дело его решится окончательно и удачным для него образом. Дело было решено в его пользу 10 февраля, то есть в день, посвящаемый Церковью памяти священномученика Харлампия. С появлением в Коломне холеры святой Харлампий стал особенно почитаем, многие обращались к святому за помощью. По окончании бедствий от холеры благодарные жители в память избавления от нее установили, с разрешения Святейшего Синода, совершать ежегодно в четверток перед Троицыным днем крестный ход из Коломенского Успенского собора сначала к Астраханской заставе для встречи там иконы Преподобного Сергия из Старо-Голутвинского монастыря, а оттуда - в Петропавловскую кладбищенскую церковь для совершения «соборне» заупокойной литургии «о скончавшихся от губительной болезни праотец, отец, братии и сродников зде лежащих». Икона святого Харлампия в этот день относилась в собор и вместе с соборными выносилась к Астраханской заставе, а потом в Петропавловскую церковь. По окончании заупокойной литургии и благодарственного молебна крестный ход, направляясь обратно в собор через Гончарную улицу, останавливался против Богоявленской церкви. Здесь бывала встреча крестного хода приходскими священно-церковнослужителями, святому Харлампию читалась молитва, по окончании которой икона вносилась в церковь и устанавливалась на прежнем месте, а крестный ход шел к собору.
Трапезная построена в то время, когда в этой церкви служил священником дед по материнской линии митрополита Московского и Коломенского Филарета, Никита Афанасьевич (служил при храме с 1773 по 1821 г.). До него, с 1737 по 1772 г. здесь служил прадед святителя Филарета - священник Афанасий Филиппов. Дочь Никиты Афанасьевича вышла замуж за Михаила Федоровича Дроздова. Сын Никиты Афанасьевича, Михаил Афанасьев, служил при Богоявленской церкви с 1769 по 1836 г. сперва пономарем, потом дьячком. Его дочь была замужем за пономарем Богоявленской церкви (1810-1825) Иваном Поликарповым. На место священника Никиты Афанасьевича поступил родной брат митрополита Филарета, Никита Михайлович Дроздов (служил с 1821 по 1839 г.). Его дочь, уже после смерти отца, была замужем за священником этой церкви Иоанном Алексеевичем Фаворским (служил с 1839 по 1844 г.).
Иван Иванович Лажечников в воспоминаниях о 1812 г. писал: «Мы приехали в Коломну. Это моя родина. Горжусь ею, потому что в ней родился один из знаменитейших духовных сановников и проповедников нашего времени». Он имел в виду святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. Василий Михайлович Дроздов (в монашестве Филарет) родился в доме настоятеля церкви Богоявления. Здесь он провел первые годы детства, до начала учения, и так привязался к дедушке с бабушкой, что, когда приходили родители навестить его, то он уходить домой не хотел. Дедушка Васи Дроздова, будущего митрополита Филарета, Никита Афанасьевич, был благоговейным служителем святого алтаря, стремившимся не только сохранить свой приход в Христовой истине, но и обращать заблудших на правый путь. Он делал выписки из разных книг, полезных для вразумления раскольников. В свободное время о.Никита на гуслях играл церковные напевы. Его супруга Домника Прокопьевна также отличалась благочестием и была примерной хозяйкой, умевшей вести домоводство по старине, каковое умение вместе с прочими добрыми качествами передала и дочери своей Евдокии, матери будущего владыки.
Младший брат митрополита Московского Филарета Никита Михайлович Дроздов был священником Богоявленской церкви в Коломне. Его супругу звали Анна Ксенофонтовна.
Из клировой ведомости за 1840 г. известно, что на содержание священноцерковнослужителей шли проценты с капитала, положенного «купцами Киприаном и Домникой Кисловыми, Филиппом Тупициным, Иаковом 1-м и Иаковом 2-м Коротаевыми, купецкою женою вдовою Матроной Морозовой, мещанином Никитой Свиридовым, умершего протоиерея Никиты Дроздова вдовою Анною».
Причт церковный издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Священником при храме Богоявления в 1840 г. был Иоанн Алексеевич Фаворский (29 лет). Сын священника, в 1834 г. он окончил Московскую Духовную семинарию со званием студента и был определен учителем 1 и 2 классов Перервинского Духовного приходского училища. В 1 836 г. перемещен в нижнее отделение того же училища учителем греческого языка, российской и славянской грамматики и арифметики, а в 1837 г. - в нижнее отделение Высокопетровского Духовного уездного училища. В 1838 г. ему объявлено одобрение митрополитом Филаретом за усердие, в 1839 г. он перемещен в высшее отделение Донского Духовного уездного училища и в том же году рукоположен во священника к Богоявленской церкви Коломны. В 1840 г. в храме служили диакон Петр Ефимович Введенский, дьячок Федор Федорович Юрасов, пономарь Иларион Петрович Соболев. При храме жила вдова умершего протоиерея Никиты Михайловича Дроздова, Анна Ксенофонтовна, и ее дети Евдокия, Василий (11 лет, обучался в высшем отделении Высокопетровского Духовного училища), Надежда, Иоанн, Ольга, Николай.
По штату в конце XIX в. при храме служили священник и псаломщик. В 1902 г. к Богоявленскому храму был переведен священник Михаил Иванович Холмогоров (35 лет). В 1887 г. он окончил Московскую Духовную семинарию со свидетельством 2 разряда, в тот же год рукоположен во диакона к Троицкой церкви Коломны. С 1893 г. был законоучителем в Борисоглебской церковно-приходской школе. В 1894 г. М.И. Холмогоров рукоположен во священника к Успенской церкви с. Андреевского. До 1902 г. был заведующим и законоучителем Андреевской церковно-приходской школы, с 1898 г. - законоучителем Лукерьинского земского начального училища, в 1905-1906 гг. - законоучителем Сергиевского земского начального училища. В 1906 г. награжден набедренником, в 1911 г. скуфьей, в 1907 г. бронзовой медалью за труды по всеобщей переписи населения. В 1910 г. назначен для приведения к присяге свидетелей в Коломенском уездном суде и новобранцев в воинском присутствии. В 1910-1915 гг. был законоучителем в Парфентьевском земском двухклассном училище. В 1915 г. назначен законоучителем в Коломенское 3 мужское начальное училище. В 1912-1915 гг. был кандидатом в члены правления Коломенского Духовного училища по избранию епархиального съезда. Назначен членом ревизионной комиссии для проверки экономического отчета за 1915 г. по содержанию Коломенского Духовного училища. Был кандидатом в члены благочиннического совета, в 1916 г. утвержден на второе трехлетие. В 1916 г. награжден камилавкой. У о. Михаила и его жены Лидии Ивановны (р. 1871) было 10 детей: Юлия, Антонина, Георгий (в 1908 г. окончил Коломенское Духовное училище и в 1914 г. Московскую Духовную семинарию), Петр (р.1895, в 1909 г. окончил Коломенское Духовное училище и в 1915 г. Московскую Духовную семинарию, с 1916 г. был в действующей армии), Дмитрий, Павел, Елена, Константин, Сергей (прапорщик, в действующей армии), Анастасия. В 1916 г. диаконом был Константин Андреевич Розанов (53 лет). Церкви принадлежала каменная сторожка с сараем для дров и одноэтажный каменный дом на Арбатской улице в Коломне, завещанный в пользу церкви умершим в 1855 г. коломенским мещанином Козьмой Галактионовичем Курчевским. С 1915 г. церковным старостой был коломенский мещанин Иван Евтихиевич Артемов (в 1916 г. ему было 76 лет).
В 1929 г. в Богоявленский храм г.Коломны из храма с.Лужки Серпуховского уезда перевели священника Иакова Бриллиантова (будущего священномученика). Он родился 7 марта 1871 г. в с.Никулино Бронницкого уезда Московской губернии. В 1893 г. Яков Иванович окончил Московскую Духовную семинарию. После рукоположения в сан священника до 1927 г. служил во Владычнем женском монастыре г.Серпухова. После закрытия обители его назначили в Троицкую церковь с.Лужки, а в 1929 г. перевели в Богоявленский храм. С 1 июля по 1 сентября 1931 г. он исполнял обязанности благочинного.
В 1930 г. сотрудники Коломенского ОГПУ пытались привлечь о.Иакова к сотрудничеству. В апреле его вызвали на допрос и стали спрашивать о том, кто из знакомых ему купцов и священников занимается контрреволюцией. Давать какие-либо показания о.Иаков отказался и вскоре был отпущен. Сколько раз проводили такие беседы со священником, неизвестно, но 5 июня он подписал документ о сотрудничестве, причем понимая его совсем не так, как понимали это сами представители ОГПУ. 12 декабря
1931 г. его снова вызвали на допрос и арестовали. Во время допроса он заявил следователю, что «шпионом и провокатором он не будет, за все время с апреля 1930 г. по сие время я ни на кого не доносил, никого не подводил. Я считаю, что в настоящее время, а также и в царское время, если бы я узнал что-либо против советской власти или против царя, я как гражданин должен был бы сообщить об этом органам власти. Сейчас священники боятся всего, боятся говорить, боятся самих себя. Я сам думаю, что мне придется при советской власти пострадать за свою правду и искренность. Я считаю, что работа в органах ОГПУ связана с провокаторством и шпионством, а поэтому вторично заявляю: помогать органам ОГПУ отказываюсь, шпионом и провокатором не буду». 3 января
1932 г. священника отпустили, думая, что, побывав в тюрьме, он «исправится». 29 марта 1932 г. о.Иакова арестовали и поместили в Коломенский дом заключения. В этот же день состоялся допрос. На вопросы следователя священник отвечал: «Я еще раз подтверждаю свое показание при допросе 12 декабря 1931 г. и заявляю, что шпионом и провокатором я работать не буду, так как считаю это дело для священника безнравственным. Подписку, данную мною 5 июня 1931 г., я понимал своей обязанностью сообщать в ОГПУ об организации заговоров против советской власти, каковых за все время со дня дачи мною подписки от людей, с которыми я вращаюсь, не было. Отдельные недовольства мероприятиями советской власти и партии среди верующих имеются и имелись, но сообщать о них я считал ненужным, а недовольным я говорил, что нужно терпеть. Среди духовенства наблюдается то, что они все запуганы арестами, проводимыми органами ОГПУ, и высказываться открыто о политике советской власти боятся». 1 апреля 1932 г. следователем был вызван на допрос священник Михаил Дмитриевич Покровский, служивший также в Коломне, который хоть и заявил, что мало знает о.Иакова, однако полностью оговорил его, подписав показания, нужные следствию, а именно, что о.Иаков ярый монархист, недоволен советской властью и всегда ее ругает. На очередном допросе 8 апреля следователь спросил о.Иакова об отношении к советской власти, о взаимоотношениях его с духовенством Коломны, ранее арестованным ОГПУ. «В 1929 г., - отвечал священник, - вскоре после моего прибытия в г.Коломну священник Миролюбов сообщил мне, что епископа Феодосия и священников Страхова и других, всего десять человек, в ноябре 1929 г. арестовало ОГПУ за непоминовение во время службы советской власти. Мне о возникновении этого разделения в церквах г.Коломны стало известно до приезда в Коломну, когда я еще был в Серпухове. В августе или сентябре 1929 г. я написал письмо своему зятю священнику Миролюбову, указав ему на необходимость поминать во время службы советскую власть также, как поминали раньше царскую власть. Я стал поминать советскую власть с 1925 г., то есть на два-три года раньше распоряжения митрополита Сергия, так как узнал об этом от своего шурина священника Боголепова, который, будучи в Москве, видел распоряжение Патриарха Тихона о необходимости поминать советскую власть... О своем нахождении под арестом с духовенством я не разговаривал. Когда мне верующие жаловались на действия советской власти и большевиков, говоря, что большевики закрывают церкви, заставляют работать в праздники, я им отвечал: советская власть поступает правильно, вы сами отказались от Церкви, работаете в праздники, и советскую власть в этом винить нельзя».
- Вы себя считаете человеком, преданным советской власти, и одобряете ее мероприятия, значит, не будете чувствовать морального унижения, если будете помогать советской власти бороться с ее классовыми врагами, которые стараются свою работу направить к свержению советской власти? - спросил следователь. -Я как священник нахожу, что для меня несовместимо всеми мерами работать для советской власти, -ответил о.Иаков.
19 апреля уполномоченный Коломенского районного отделения ОГПУ составил обвинительное заключение, где вина священника Иакова Бриллиантова была сформулирована так: «Дело возникло на основании поступивших сведений о том, что поп Бриллиантов, являясь нашим секретным осведомителем, помимо того, что игнорировал взятые на себя обязательства как специального осведомителя путем отрыва от работы, ведет среди духовенства и верующих антисоветскую агитацию». 8 мая 1932 г. тройка ОГПУ приговорила священника Иакова Бриллиантова к ссылке в Казахстан сроком на три года. После отбытия срока о.Иаков вернулся в Московскую область и поселился в с.Горы Озерского района. Священноначалием он был определен служить в храм Преподобного Сергия Радонежского в том же селе.
Священник Иаков Бриллиантов 21 ноября 1937 г. был арестован во второй раз и заключен в Коломенскую тюрьму.
- Вы общественно-полезным трудом когда-нибудь в жизни занимались или нет? - спросил следователь. - За всю свою жизнь я общественно-полезным трудом не занимался.
- У следствия имеются показания свидетелей о том, что вы среди населения вели контрреволюционную агитацию. Признаете ли вы себя виновным? - Виновным себя в том, что я вел контрреволюционную агитацию среди населения, я не признаю, для меня каждая власть от Бога. Предъявленные мне факты моей контрреволюционной агитации с моей стороны никогда не произносились, антисоветской деятельностью я никогда не занимался.
23 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила о.Иакова к расстрелу. Священник Иаков Бриллиантов расстрелян 2 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой.
В 1930-х гг., после закрытия Троицкой на Репне церкви, в Богоявленский храм переведен священник Иоанн Розанов. Он умер в 1951 г., верующие на руках несли его гроб до кладбища.
21 августа 1937 г. был арестован священник Богоявленского храма Александр Павлович Миролюбов (1870-1937). Он родился в Коломне. В 1891 г. окончил Московкую Духовную семинарию со свидетельством 2 разряда. В том же году определен учителем в Царевскую церковно-приходскую школу Дмитровского уезда Московской губернии. В 1895 г. был законоучителем Авсюнинской церковно-приходской школы Богородского уезда. В 1896 г. определен к Владимирской церкви с.Осташева (ныне в Воскресенском р-не Московской обл.) во священника, в том же году определен законоучителем в Осташевскую земскую школу, награжден набедренником. В 1909 г. награжден скуфьей. В 1910 г. состоял законоучителем в фабричной школе при Садковской мануфактуре. В 1899 г. состоял законоучителем Климовской и Черкасской школ грамотности. В 1910 г. закончил миссионерские епархиальные курсы в Москве. С 1912 по 1914 г. состоял духовным следователем. В 1914 г. перемещен в Коломну к Вознесенскому храму. Состоял законоучителем Коломенской женской школы. В 1930-х гг. переведен к Коломенской Богоявленской церкви. 20 августа 1937 г. священник Александр Павлович Миролюбов был арестован по обвинению в участии в деятельности контрреволюционной монархической организации, заключен в Коломенскую тюрьму, в сентябре того же года переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 9 октября 1937 г. приговорен к расстрелу и 14 октября расстрелян.
В советское время церковь Богоявления оставалась единственной действующей в городе. В настоящее время в храме находятся особо почитаемые: местночтимая икона Божией Матери «Страстная» в резном исполнении, ковчег с частицами мощей более 60-ти святых.
Каждый день в храме проходят богослужения: ежедневно совершаются утреня, Божественная литургия и вечерня с акафистом. В четверг вечером - водосвятный молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В воскресенье - две Божественные литургии, вечером вечерня с акафистом Воскресению Христову или двунадесятым праздникам.
Действует детская воскресная школа, для взрослых проводится катехизация перед принятием Таинства Крещения.
За три с половиной столетия Богоявленская церковь много раз меняла свой облик, менялось и внутреннее убранство храма. В конце XX - начале XXI веков церковь в Гончарах переживает очередной этап обновления в своей многовековой истории.
С 1999 г. ведется реставрация росписи сводов центральной части храма и его приделов. Художники-реставраторы очищают от копоти, восстанавливают живопись, некоторые изображения исполняются по новым эскизам. В это время храм обновляется с фасада: проводятся штукатурно-малярные работы, и храм облачается в ярко-голубую «ризу» с белым обрамлением.
В 2000-м году начата многолетняя работа по реставрации древних икон храма, многие из них датированы XVIII в. Реставрационные работы ведут московские художники-реставраторы 1 категории Объединения «Росреставрация». За период с 2000-2004 год отреставрировано более двадцати икон из иконостаса и киотов храма, а также аналойные иконы.
В сентябре 2004 года была начата плановая работа по обновлению росписей алтаря. В ходе расчистки от грязи и копоти от стены отошел слой краски, под которым был обнаружен фрагмент древней росписи. Реставраторам пришлось снять до 7-ми слоев более поздней живописи, не столь оригинальной и ценной. Зато открывшиеся композиции, сохранность которых достигала 95%, поразили даже опытных художников. Специалисты утверждают, что найденные росписи на библейские и евангельские сюжеты относятся к XVIII веку. Не исключено, что именно эту живопись видел в детстве святитель Филарет, будущий Митрополит Московский.
19 января 2005 г., в престольный праздник Крещения Господня, после чина Великого освящения воды, настоятель храма протоиерей Андрей Хмылов совершил освящение вновь обретенных и отреставрированных росписей главного алтаря храма.
В 2005-2006 гг. отреставрированы росписи на стенах четверика храма. В это же время очистили от многолетней копоти все четыре паникадила, позолотили, добавили недостающие детали и установили новые свечи для электролампочек.
19 января 2006 г., в престольный праздник Богоявления, освятили росписи на стенах четверика храма.
В 2009 году отреставрирован купол колокольни с главкой, купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой. Первоисточники: сайт Коломенского благочиния,
книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".
Видео: Церковь Богоявления Господня
(г.Коломна)
Церковь Иоанна Предтечи (при Богоявленской Церкви)
Церковь Зачатия Святой Анны (г.Коломна)
|