ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Илии Пророка (с.Пруссы)

Странно к востоку от Москвы звучит название села - Прусы. Некоторые учёные утверждают, что «прусы» в Коломенском и Мытищинском районах Подмосковья - этнотопонимы, то есть названия, указывающие границы расселения, в древности, балтского народа прусов. Попасть в с. Прусы можно только через с. Шкинь. От церкви Святого Духа, перейдя по мосту р. Северку, просёлочная дорога ведёт на север вверх по косогору, километра через полтора среди деревьев появится шатёр церкви Ильи Пророка. Вероятно церковь построена в 1550-х - начале 1560-х гг. В писцовой книге 1577-1578 гг. записано: «В Похрянском же стану владыки Коломенского купля у Ивана да у Фёдора Васильевича да у Петра Никитича Шереметевых: с. Прус, под ним пруд, а в селе церковь Пророка Илии каменна, а другая церковь Вход в Иерусалим, древяна, верх, обвалилась». В 1575-1576 гг. село было куплено коломенским епископом Давидом у бояр Шереметевых (написанное в книге «купля у Ивана» означает - у воеводы Ивана Васильевича Шереметева, в 1577 г. убитого при осаде Ревеля). В Прусах находилась загородная резиденция коломенского епископа, позднее перенесённая в с. Подлипки. Село было во владении Коломенских епископов до секуляризации церковных имений в 1764 г. Потом оно стало экономическим. В конце XVII в. церковь была перестроена, закомарные окончания четверика были заменены на прямой карниз. В конце XVIII - начале XIX в. к Ильинской церкви пристроили кирпичную трапезную. Колокольня была деревянной. Её построили в 1861 г. (из материала разобранной в с. Булгакове церкви). В 1872 г. в трапезе устроен тёплый придел Преподобного Сергия Радонежского. В 1885 г. епархиальное начальство запретило служить в церкви «до приведения её в безопасный вид». Чертежи необходимых исправлений выполнил академик Игнатий Павлович Залесский (1850-1909). Он окончил Императорскую академию художеств в 1879 г. и получил звание классного художника архитектуры 1-й степени. С 1883 г. - академик, с 1885 по 1905 г. - архитектор Межевой канцелярии... Игнатий Павлович Залесский принимал участие: Еврейский сиротский дом (1881-1882, Санкт-Петербург, 10 линия Васильевского острова, 37);Храм Иконы Божией Матери «Знамение» при 2-й Городской больнице имени князя А. А. Щербатова (1881, Москва, Ленинский проспект, 10), объект культурного наследия регионального значения; Здание Алексеевского приюта для раненых, увечных и престарелых офицеров. Построено в 1893 на Санкт-Петербургском шоссе близ села Всехсвятского (ныне район метро Аэропорт). Постройка не сохранилась; Доходный дом П. А. Хвощинского (1896, Москва, Улица Маросейка, 9/2/13, правое строение), заявленный объект культурного наследия; Общеклиническая амбулатория имени В. А. Алексеевой, совместно с К. М. Быковским (1896, Москва, Большая Пироговская улица, 2/6, стр. 3); Перестройка городской усадьбы Алексеевых (1890-е, Малая Дмитровка, 14);Балкон городской усадьбы князя И. М. Оболенского - И. И. Некрасова - А. А. Катуар-де-Бионкур (1903, Гоголевский бульвар 4/3); Здание библиотеки женской гимназии (1904-1905, Москва, Милютинский переулок, 18); Перестройка жилого дома (1904, Москва, Манежная улица, 9); Перестройка флигелей Почтамта (1904, Москва, Мясницкая улица, 26); Церковь (1908, с. Суково Коломенского уезда)... От Московского археологического общества за ремонтом Церкви Илии Пророка (с.Пруссы) наблюдал A.M. Павлинов. В 1887 г. храм был возобновлён и укреплён. В 1892 г. пристроена трапезная, колокольня деревянная. В 1891 г. сооружена каменная ограда. Церковная школа с 1905 г. помещалась в собственном доме, на её содержание отпускалось Кирилло-Мефодиевским братством 330 рублей. Приход был бедный. Церковной пахотной земли - около десятины. В 1828 г. священником здесь был Феодор Львович Гиацинтов. В селе было 40 дворов, в которых жили 158 крестьян и 162 крестьянки. В конце XIX в. церковным старостой Ильинского храма был крестьянин Я.С. Балашов, с 1915 г. стал крестьянин Алексей Хрулёв. В 1882 г. к церкви рукоположен во священника Александр Васильевич Мошков (в 1916 г. ему было 72 года). В 1868 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию. В 1869 г. определён во диакона к Иоанно-Богословскому храму с. Каменка Рузского уезда. В 1881 г. был законоучителем в земской школе. В 1882 г. определён во священника к Ильинскому храму с. Прусы. С 1887 г. - законоучитель в церковноприходской школе села. В 1887 г. получил медаль за труды во время первой всероссийской переписи населения. В 1888 г. в собственном доме о. Александр открыл церковноприходскую школу. Для неё в 1905 г. на средства епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства выстроено отдельное здание. В 1909 г. учащихся было 36. В 1892 г. о. Александр награждён набедренником, в 1899 г. скуфьёй, в 1904 г. камилавкой, в 1911 г. наперсным крестом. В 1908 г. назначен духовником 5-го благочиннического округа. За усердные труды по народному образованию в 1915 г. награждён орденом Святой Анны 3-й степени. У о. Александра и его жены Екатерины Александровны (в 1916 г. ей было 66 лет) были дети: Александр (47 лет) - священник в с. Растуново (Домодедовский район), Антонина (42 года), вдова, просфорница в Москве, Капиталина (37 лет), Аркадий (34 года) - священник в Суханове Подольского уезда (ныне Ленинский район), Лидия (28 лет) - учительница земской школы в Подольском уезде, Вячеслав (27 лет) - диакон при Спасской церкви с. Косякова Бронницкого уезда, Ольга (26 лет) в замужестве за псаломщиком из Москвы, Леонид (24 года) - псаломщик с. Котова Московского уезда. Матушка скончавшегося 8 февраля 1918 г. священника Ильинской церкви с. Прусы о. Александра Мошкова обращалась в епархиальное управление за пособием. В 1916 г. псаломщиком в храме с. Прусы был Пётр Владимирович Покровский (42 лет). В советское время (до 1960 г.) была разобрана трапезная Ильинской церкви. Древний храм стоял без крыши, окон и дверей. В наше время началась его реставрация. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны". Далее предлагаем Вам прочитать статью О.А. Данилиной и Е.И. Рузаевой "Церковь Ильинская, ХVI в. Село Пруссы. Историческая справка". : "1. Вводная часть.. Церковь Пророка Илии находится в селе Пруссы, расположенном в 20 км к северо-западу от города Коломны. В XVI в. оно относилось к Похрянскому стану Коломенского уезда, сейчас - к Коломенскому району Московской области. В документах XVI в. оно именовалось селом Прус, в XVII-XVIII в. - Прусы, в XIX в. появляются формы Прусье, Прусс, Пруссы; на современных картах можно встретить написание как с удвоенным «с», так и без него; в тексте исторической справки нами принят более ранний вариант названия. Неподалеку от села протекает Северка, приток Москвы-реки. Местность вдоль берегов Северки не имеет себе равных в сельском Подмосковье по насыщенности памятниками архитектуры, замечательными своей древностью и высокими художественными достоинствами. Рядом с церквями середины XVI в. (Городня, Чиркино) и годуновского времени (Покровское, Троицкое-Лобаново) XVIII-XIX века представлены белокаменными церквами в Федоровском и Авдотьине, псевдоготикой Марьинки Бутурлиных и погоста Старки, столичного размаха классическим храмом в селе Шкинь. Не последнее место в этом ряду занимает шатровая церковь Пророка Илии в Прусах - небольшой, на первый взгляд скромный, но на самом деле уникальный памятник. Первое упоминание об этом памятнике в литературе – несколько строк в книге историка Н.Д. Иванчина-Писарева «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», изданной в 1843 г. П.А. Раппопорт в «Очерке хронологии русского шатрового зодчества» включил памятник в контекст общего развития шатрового зодчества. Подробное описание памятника дал М.А. Ильин в монографии «Pусскoe шатровое зодчество. Памятники середины XVI века». Схематические обмеры Ильинской церкви были выполнены П.Д. Барановским в 1930-х гг. Исследования памятника были продолжены М.Б. Чернышевым, руководившим консервационными работами в 1966-67 гг., и В.В. Кавельмахером (неопубликованные материалы этих работ были использованы нами с любезного разрешения авторов). В целом источниковедческая база для разработки строительной истории памятника выглядит весьма скудной. Разыскания в архивохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Коломны и Тулы не выявили документов, относящихся к его строительству и ранним этапам переделок. Метрика Академии Художеств, хранящаяся в архиве ИИМК (№ 3651), практически не содержит существенных для нас сведений. Просмотр документов Коломенской духовной консистории, попавших в Тулу при упразднении Коломенской епархии в конце XVIII в. (ГАТО. Ф. 1770), по данной теме также оказался безуспешным. 2. Датировка строительства церкви и проблема определения заказчика. К сожалению, бесспорных документальных оснований для датировки Ильинской церкви (по своим архитектурным формам и строительной технике, несомненно, относящейся к XVI веку) нет. Не сохранилось ни храмозданной надписи, ни каких-либо актов XVI в., относящихся к ее строительству. Важнейшим из косвенных источников является упоминание в писцовой книге Коломенского уезда 1577/78 г. каменной церкви пророка Ильи в селе Прус. Здесь же это село названо куплей владыки Коломенского у Ивана да у Федора Васильева, да у Петра Никитича Шереметевых. Дата покупки села известна - это 1575/76 г. Возможны два предположения: либо каменная церковь построена кем-то из Шереметевых до 1575/76 г., либо коломенский епископ, купив село, сразу же начинает строительство. Версия епископского строительства позволяет предельно сблизить границы датировки, но против нее можно привести ряд возражений. Во-первых, 1570-е годы - период тяжелого экономического кризиса в стране. «В это время не строились не только шатровые церкви, но и вообще почти совершенно прекратилось монументальное каменное строительство во всей России.»(1) Во-вторых, в описании села Прус в писцовой книге 1577/78 г. названа и другая церковь - «Bход /в/ Иерусалим, древена, вверх, обвалилась». Развалившаяся церковь - свидетельство скорее небрежения, чем пристального внимания владельца; к тому же маловероятно, чтобы при возведении каменной церкви ветхую деревянную не разобрали бы дли обжига кирпича или иных строительных надобностей. О владыке Давиде, коломенском епископе в 1570-х годах, известно немногое. В 1571 г. он сопровождал Ивана IV в Новгород, а в 1572 г. присутствовал на соборе о разрешении царю четвертого брака (2). О каких-либо его строительных начинаниях информации нет. Как доказательство именно епископского строительства иногда трактовалось наличие в алтаре Ильинской церкви горнего места, но для ранних памятников этот элемент интерьера апсиды не тождествен архиерейскому трону и не является признаком особого статуса церкви. Более вероятным нам кажется предположение о ктиторстве Шереметевых. Строительство каменных храмов в их коломенских вотчинах в XVI в. представляет отдельную очень интересную и важную тему в истории русской архитектуры. Шереметевы - ветвь старомосковской боярской фамилии Кобылиных(3) . От сыновей Андрея Кобылы, служившего московским князьям в середине XIV в., происходят многие знатные роды (в том числе и близкие родственники Шереметевых Захарьины-Юрьевы-Романовы). О родоначальнике Шереметевых, Андрее Константиновиче, почти ничего не известно. Жил он в конце XV в. Из троих его сыновей «род пошел» только от среднего, Василия. Василий Андреевич Шереметев упоминается в разрядах с 1521 по 1537 г. Егo служебная карьера прервалась после смерти Елены Глинской. «Неволею, от беды» ему пришлось постричься в Троице-Сергиевом монастыре с именем Вассиана. Думных чинов он не имел, зато пятеро из шестерых его сыновей стали боярами в царствования Ивана Грозного и Федора Ивановича. Наиболее значительным из них был старший - Иван Васильевич Большой. Он на протяжении пятнадцати лет входил в ближайшее окружение царя Ивана IV и имел немалые военные заслуги. Князь Курбский именует Шереметева «мужем зело мудрым и острозрительным и со младости своея в богатырских вещах искусным». Младшие братья его также успешно продвигались по служебной лестнице. В 1556-59 г. Семен, Никита, Иван Меньшой один за другим получают боярство. В 1563 г. старших Шереметевых - Ивана Большого и Никиту (Семена уже не было в живых) - постигла государева опала. Никита Васильевич был казнен в тюрьме. У него остался малолетний сын Петр. Иван Большой, перенесший пытки и заключение, был отпущен весной 1564 г. Поручную запись по нем подписали 9 бояр и младшие братья. После учреждения опричнины Иван Большой несколько лет был боярином земской Думы. В 1570 г. он постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. Его сын Еремей последовал за отцом. Ставиноком Ионой, бывший боярин, видимо, сохранил к себе прежнее уважение. Иван Грозный в язвительном послании кирилловскому игумену Козьме упрекает братию: «Ныне у вас Шереметев сидит в келии чтоцарь».Младшие Шереметевы избежали царского гнева. Иван Меньшой, хоть способностями и уступал старшему брату, пользовался расположением Грозного. Он погиб в 1577 г. в Ливонии, при осаде Колывани. Дочь Ивана Меньшого Елена в 1580 г. стала третьей женой наследника престола и, не случись трагедии в Александровой слободе, могла бы быть царицей. Сын Федор Иванович - видный боярин времен Смуты и царствования Михаила Федоровича. Младший брат Ивана Меньшого Федор Васильевич был пожалован в окольничие после его гибели. Годы с 1579 по 1582 он провел в польском плену. Боярином он стал уже после смерти Грозного, в 1584 г. Время его активной политической деятельности - царствование Федора Ивановича. В 1590 г. Федору Шереметеву пришлось (в связи с опалой Шуйских) постричься в Антониеве монастыре. Вотчины его были конфискованы. Среди обширных земельных владений Шереметевых далеко не последнее место занимало их родовое гнездо в Коломенском уезде. Центр его располагался по берегам притоков Северки - Городенки и Сухуши. Эти села и деревни в писцовой книге 1577/78г. названы «старыми вотчинами», т.е. принадлежавшими до меньшей мере Василию Андреевичу Шереметеву. Были еще и многочисленные купли братьев в разных станах уезда. Шереметевы издавна по службе были связаны с Коломной - сборным пунктом русских войск «на берегу» против татар. Отец Андрея Шеремета К.А. Беззубцев еще в середине XV в. был коломенским наместником (4). В Тысячной книге 1550 г. и Дворовой тетради все Шереметевы записаны по Коломне. Из челобитной Федора Ивановича Шереметева, сына Ивана Меньшого, явствует, что по духовной Василия Андреевича его сыновья владели родовыми вотчинами сообща, «а купленными своими вотчинами владели, кто что купил, тем и владел». В 1564 г. братья «вотчины промеж себя разделили и после того разделу владели всяк своими жеребьями» (5). Таким образом, писцовая книга 1577/78 г. отражает положение дел после дележа 1564 г. и пострижения Ивана Большого, который оставил часть своей доли двум дочерям, остальное «отдал братье своей» - братьям Ивану и Федору и племяннику Пeтpy Никитичу. По данным писцовой книги 1577/78 г., в коломенских селах Шереметевых упомянуты следующие церкви: ЧИРКИНО (за Федором Васильевичем; старая вотчина) - церковь Покрова Пресвятой Богородицы, каменная, с приделами Василия Кесарийского, Андрея Критского, «да третий Никола Чудотворец почет делать, а не свершен, камен». ГОРОДНЯ (за вдовой и детьми Ивана Меньшого) - церковь Воскресения Христова, «камена, вверх», и церковь Иоанна Милостивого, «тупая, древена, клетцки». МЕЩЕРИНОВО (за вдовой и детьми Ивана Меньшого) - церковь Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи «да другой придел Еустратия, Еуксентия, и Мордарие и Ариста». ФЕДОРОВСКОЕ (за вдовой и дочерью Семена Васильевича; старая вотчина) - церковь Николы Чудотворца с приделами Алексия Митрополита и Фрола и Лавра «древена, на каменное дело». ОКСИНЬИНО (зa Федором Васильевичем; старая вотчина) - церковь Николы Чудотворца «древена, клетцки». ГОРОДИЩЕ нa Осенке (за вдовой и детьми Ивана Меньшого; бывшая вотчина С.И.Злобина) - церковь Афанасия Алекандрийского с приделом Никиты Архиепископа Новгородского, «древена, клецки». ВИХОРНА (бывшая вотчина Семена Васильевича) - церковь Рождества Богородицы, «древяна, клецки». К этому списку, по нашему мнению, можно добавить: ПРУСЫ - церковь Пророка Илии, каменная, и церковь Входа в Иерусалим, «древена, вверх». Таким образом, считая Ильинскую церковь в Прусах, мы видим три каменных храма (ни один из них точно не датирован). Строительство каменных церквей в вотчинах становится массовым явлением лишь со второй половины XVII в., для середины XVI в. Это скорее исключение, чем правило. Во всем Коломенском уезде (без самого города, ближайших монастырей и загородной епиекопской резиденции Городища), кроме шереметевских, был всего один такой храм - белокаменная Благовещенская церковь в Степановском, селе Захарьиных-Юрьевых. Первым каменным xpaмом Шереметевых была, вероятно, церковь в Чиркине. Ее приделы посвящены небесным покровителям Василия Андреевича и, по-видимому, Андрея Шеремета. Строил Покровскую церковь в Чиркине, скорее всего, Василий Андреевич; датировать ее можно первой третью XVI в. (до 1537 г.). Нарисовать точную картину строительной деятельности его сыновей в середине XVI в. при полном отсутствии письменных источников крайне затруднительно. Именинный престол Ивана Большого был в деревянной церкви в Городне, но можно ли на этом основании приписывать ему и великолепный каменный шатровый храм? Церковью Ивана Меньшого, видимо, была Рождественская в Мещеринове с редким посвящением и второго престола, явно не случайным, но «расшифровать» его значение нам не удалось. В.В. Кавельмахер полагал, что каменные храмы в Городне и Прусах были построены после раздела вотчин в 1564 г. Нам кажется сомнительной столь жесткая зависимость. При всем своеобразии этих памятников в них присутствуют детали, характерные для арxитектуры 1550-х годов. Порталы Воскресенской церкви в Городне, раскрытые Н.Н. Свешниковым, имеют сноповидные элементы как на месте капителей, так и посередине колонок, где они чередуются с дыньками. О.В.Гаева отмечает в середине XVI в «тенденции к смещению сноповидного элемента с положения капители на середину колонки» (6). Таковы порталы собора Рождества Богородицы в Медведевой Пустыни (1547 г.), собора Благовещенского Киржачского монастыря (сep. XVIв.), Зачатьевского собора Высоцкого монастря в Серпухове (cep. XVIв.). Пояса кирпичных кронштейнов-«сухариков» под карнизами, во множестве примененные в декоре Илъинской церкви в Прусах, свойственны также памятникам середины XVI века. Присутствуют они и в Городне - в карнизе барабана. Нижнюю границу датировки Ильинской церкви в Прусax можно попытаться определить с помощью аналога - Успенской церкви Брусенского монастыря в Коломне. Эти памятники имеют общую типологическую схему и конструкцию (более нигде не повторяющуюся) и совпадают в основных размерах. Версию об Успенской церкви Брусенского монастыря как образце выдвигали неоднократно различные исследователи 7 , и мы с ней полностью согласны. Успенская церковь Брусенского монастыря имеет точную дату - 1552 год. Белокаменная плита с храмозданной надписью утрачена, но сoхранились прорись с нее и фотография 8 . Текст этой надписи: «ЛЕТ/а/7060-ГО ПОСТАВЛЕНА БЫ СИЯ Ц/е/РКОВ УСПЕНИЕ ПРЕ/чис/ТЫЯ Б/огороди/ЦА ПРИ БЛ/а/ГОВЕРНОМ Ц/а/РЕ ВЕЛИКОМ КН/я/ЗЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧ/е/ И ПРИ ЕП/иско/ПЕ КАЛОМ/енском/ ФЕОД…» В литератуpe часто встречается утверждение, что Успенская церковь построена «по повелению царя Ивана Грозного в память покорения Казани»(9). Это - легенда XIX века, ничем не подтвержденная. В Писцовой книге 1577/78 г храм не назван «государевым строением» и не упомянуто ни одного царского вклада в монастырь, хотя обычно они тщательно фиксировались. Сама формулировка храмозданной: «При благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче…» не соответствует памятникам царского строительства. Сравним, например, с храмозданной надписью церкви Вознесения (Исидора Блаженного) в Ростове: «Державою и повелением благочестивого царя государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена церковь сия…»(10) Текст храмозданной Успенской церкви кажется оборванным на полуслове. Судя по фотографии, можно предположить, что последняя строка просто не была расчищена от штукатурки либо сколота при позднейших перемещениях плиты. Схожая по построению текста храмозданная надпись собора Рождества Богородицы в Медведевой Пустыни заканчивается так: «…при благоверном царе великом князе Иоанне Васильевиче /всея Руси/ при митрополите Мокаре строением игумена Феодосья з брат/иею/»(11). Брусенский монастырь не принадлежал к числу известных и богатых обителей; в начале XVIII в. он на некоторое время был упразднен, затем восстановлен, став из мужского женским. Ранний его архив утрачен. История монастыря в XVI в., круг его вкладчиков и обстоятельства строительства каменной церкви неизвестны. Писцовая книга не помогает сделать выводы о его связи с каким-либо знатным семейством (иногда подобные связи очевидны, как, например, покровительство семьи Шерефединовых Спасскому монастырю в Коломне, выраженное в многочисленных вкладах вотчинами и утварью). Земельные владения Брусенского монастыря исчерпывались сельцом и тремя пустошами, полученными по завещанию Василия Наумова(12). Возможно, строительство в 1550-х годах шатрового храма в Коломне и связано с Казанским взятием, но бесспорных доказательств, как, к примеру, в случае с Hикитской церковью в селе Елизарово, нет и говорить об этом следует как о предположении, а не о непреложном факте. Вопрос о причинах выбора именно этого монастырского храма образцом для Ильинской церкви в Прусах остается открытым. (Заметим, что пятеро старших Шереметевых принимали участие в казанских походах, именно под Казанью Иван Большой заслужил боярство, а Григорий Васильевич сложил голову… Но настаивать на «казанской теме» как единственно возможном объяснении не будем). Итак, мы определяем границы датировки Ильинской церкви в Пpyсax как 1552-75 годы, а наиболее вероятное время строительства - конец 1550-х - начало 1560-х годов. Неизвестно, кто именно из братьев Шереметевых был заказчиком церкви в Прусах - здесь можно выдвинуть много бездоказательных версий - и что заставило этот богатый род так легко расстаться с селом. К примеру, старинную родовую вотчину - коломенское село Чиркино насколько раз давали вкладом в монастыри, но оно каждый раз выкупалось наследниками. Село же Прусы принадлежало коломенским епископам вплоть до секуляризации населенных церковных имений в 1764 г. 3. История памятника в XVII-XX вв. Значительные изменения облика Ильинской церкви произошли во второй половине XVII в. Крупные ремонтные работы были, вероятно, вызваны аварийным состоянием кровли и появлением трещин в стенах. Датировка перестройки, не зафиксированная документально, ясна по характеру архитектурных деталей. Заказчиком работ был, вероятнее всего, архиепископ Никита, занимавший коломенскую кафедру с 1682 по 1704 г. Он происходил из купцов города Тотьмы, впоследствии стал архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря. «В бытность свою Коломенским архиепископом Никита благолепно украсил соборную церковь, построил при соборе колокольню, слил большой колокол и построил каменный архиерейский дом» 13 . Должно быть, приведя в «благолепный вид» городскую резиденцию, архиепископ Никита обратил внимание и на владычные вотчины. Косвенным подтверждением служит то обстоятельство, что в описи Архиерейского дома в Коломне 1681 г. среди документов архива, относящихся в селу Прусы, перечислены только хозяйственные акты (межевые и т. п.), без упоминания о строительных работах. Переделки XVII в. коснулись в основном завершения четверика: была значительно упрощена форма кровли, переложены карнизы четверика, апсиды и барабана. Три окна верхнего света четверика были расширены и оформлены на фасадах характерными для этого времени наличниками из профилированного кирпича; нижние окна четверика заложены. В апсиде пробито новое окно по оси церкви, уничтожившее верхнюю часть ниши горнего места, первоначальные оконные проемы также заложены. На протяжении XVII - первой половины XVIII в. село является рядовой вотчиной коломенских епископов, никаких сведений об особом статусе Ильинской церкви в документах не содержится. Таким образом подчеркнутое название «архиерейская», применяемое к церкви в XIX в., скорее всего, напоминает о прежней принадлежности села, а не об архиерейских богослужениях. В т.н. «офицерской» описи 1760-х гг. архиерейский двор в Прусах описан как комплекс деревянных хозяйственных построек с жильем для приказчика, без владычных покоев. Если епископы и посещали село Прусы, то не останавливались в нем надолго. К тому же, если бы ниша горнего места в алтаре церкви действительно ассоциировалась с архиерейским троном, зачем было прорубать из нее оконный проем? В описи перечислены традиционные источники доходов архиерейского дома с вотчины: сельскохозяйственные угодья, пруды с рыбой, вишневый сад. После 1764 г. село Прусы становится экономическим, т.е. переходит в ведомство государственных имуществ. В конце XVIII - начале XIX вв. к церкви была пристроена кирпичная трапезная, равная по ширине четверику. При этом уничтожен западный перспективный портал, на месте которого прорублен широкий арочный проем, и заложено окно XVII в. над ним, выходившее на чердак трапезной; тогда же стесаны нижние участки кладки двух средних лопаток западного фасада. В клировых ведомостях Коломенского уезда 30-х годов XIX в. об Ильинской церкви села Прус сказано: «Построена в каком году и кем, неизвестно; зданием каменная крепка, а колокольни нет, колокола же висят на столбах; престол в ней один, во имя Святого Пророка Илии, холодной; …исповедальные росписи пропали от бывшего в 1823 году пожара». При этом неясно, случился ли упомянутый пожар в церкви или в одном из деревянных домов священнослужителей, где также могли храниться документы приходского архива. «Холодный» престол обозначает, что церковь не отапливалась; при шатровом завершении это было возможно только путем устройства деревянного перекрытия в уровне основания шатра, следов существования которого не обнаружено. Опись церковного и ризничного имущества 1850-х годов подробно фиксирует внутреннее убранство небогатого сельского храма. Особенно интересно описание иконостаса «столярной работы, покрытого белою краскою на масле, с позлащенною по местам резьбою». Он, вероятно, был установлен в первой половине XIX в. Первоначальный иконостас был тябловым (в южной и северной стенах четверика сохранились выложенные гнезда для тябел). Сохранялся ли он до XIX в. или был изменен несколько раз, сведений нет. В 1850-х годах иконостас был четырехярусным, состоял из местного ряда, праздничного, апостольского Деисуса и пророческого ряда. Две боковых иконы верхнего яруса имели необычную треугольную форму. Завершение иконостаса образовывало большое Распятие с двумя круглыми образами Спасителя по сторонам, установленные над пророческим рядом. Таким образом, верхняя часть иконостаса имела сложный ступенчатый силуэт. В описи упомянута небольшая отдельно стоящая деревянная звонница для четырех церковных колоколов: «На четырех дубовых столпах, обшитых крашеным тесом; крест на ней деревянный, обитый железом, под ним таковое же яблоко». Устройства подобного типа восходят к очень раннему времени, и на протяжении XIX в. Были повсеместно заменены на высокие колокольни. В 1861 г. в Прусах была возведена деревянная колокольня из материала разобранной Знаменской церкви села Булгакова. Эта церковь была построена в 1747 г. А.И. Рославлевым в качестве домовой и приписана к приходу села Сапронова Коломенского уезда. В 1872 г. в трапезной был устроен теплый придел во имя Предодобного Сергия(14). Сохранилась обширная пререписка 80-х годов XIX в., посвященная капитальному ремонту Ильинской церкви. Работы были организованы по инициативе причта, но по малочисленности и бедности прихода (в который, кроме села Прусы, входила только близлежащая деревня Свистягино) пришлось проводить сбор средств на стороне с записями пожертвований в сборную книгу. Все началось со штукатурных работ в интерьере, причем для нас очень важна информация, что до 1885 г. «стены оштукатурены вовсе не были, а только окрашены», то есть побелены по кирпичу. При расчистке стен и внутренней поверхности шатра обнаружились серьезные трещины, и решением епархиального начальства от 8 июня 1885 г. было запрещено служить в Ильинской церкви «до приведения ее в безопасный вид». Чертежи «необходимых ремонтных исправлений и укреплений» были выполнены академиком И.П. Залесским и согласованы в Строительном отделении Московского губернского правления и Московском археологическом обществе. От Московского археологического общества за ремонтом наблюдал А.М. Павлинов. Во время этого ремонта шатер укреплен железными связями, наружная его поверхность была частично перелицована, трещины заделаны. Тогда же в интерьере и на фасадах (в верхних частях лопаток) выполнены мелкопрофилированные штукатурные тяги и филенки. В 1964-65 гг. специалистами МОСНРПМ под руководством М.Б. Чернышева в Прусах проводились работы по консервации Ильинской церкви (отчет о них приведен в Приложении). К этому времени памятник находился в аварийном состоянии, колокольня и трапезная уже не существовали. Деревянная колокольня и ограда утрачены, по-видимому, вскоре после закрытия храма, трапезная зафиксирована на схематическом обмере для паспорта памятника 1940-х гг. и почти полностью разобрана в 1950-х гг. Впоследствии памятник был заброшен и вновь пришел в аварийное состояние, консервационные кровли постепенно утрачивались, кладка стен, особенно в карнизной части четверика, разрушалась под воздействием намокания. В 2003 г. памятник передан Русской Православной Церкви и приписан к приходу села Шкинь Коломенского района".

Видео: Церковь Илии Пророка (с.Пруссы)

Адрес: Коломенский район, с. Пруссы    Схема проезда
Тел.: (905) 714-38-79(настоятель), (916) 971-27-62(староста), (496) 617-31-17
Вы можете помочь...

Фотографии:



Документы:

   
ПАСПОРТ
Церковь Илии
Пророка

· СЛАЙДЫ ·
подождите 10 сек., картинки начнут меняться


ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Архангела Михаила Церковь (Поляны)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Взыскание погибших Церковь
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Феодоровской Иконы Божией Матери Церковь
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Церковь ул. Большая запрудная, д. 24
Часовня в Спасском монастыре
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Часовня утраченная (Щурово)
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Андреевское | Часовня Николая Чудотворца
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Часовни (деревянная и каменные)
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Городище-Юшково | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Змеево | Часовня утраченная
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Поляны | Часовня утраченная
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Сычево | Часовня утраченная
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна, Протопопово | Источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Лысцево | Святой источник Параскевы Пятницы
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца


ИКОНЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ КОЛОМНЫ
(находятся в Третьяковской галерее)


 
главная | контакты