ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (г.Коломна)

Вы можете помочь Свято-Троицкому Ново-Голутвину монастырю
Монастырь основан в строениях Архиерейского дома, который на этом месте существовал с середины XIV в. до 1799 г. При Успенском соборе со времён основания Коломенской епархии находился двор коломенских епископов. Он был очень велик, обнесён деревянной оградой, включал в себя кельи казенные, владычные, разные мастерские, погреб, две поварни, два ледника, житницу, конюшенный двор. Посреди двора стояла «палата каменна, под нею погреб да хлебна», здесь коломенские владыки творили суд, здесь заседал Священный собор - собрание городского духовенства. При архиерейском дворе был большой сад, приведший в восхищение Павла Алеппского (церковный деятель, посетивший Россию в середине XVII в.). Коломенская епархия владела большими земельными угодьями, и коломенский епископ в подвластных ему селах имел не только духовную власть, но и светскую; как отмечал Павел Алеппский - в своих владениях он распоряжается с властью, не допускающей прекословия со стороны воевод. Для провинившихся крестьян владычных сел на архиерейском дворе была устроена тюрьма с цепями и колодками. Павел Алеппский повествовал, что за тяжкие преступления виновных наказывали «не только ударом, но и смертию, смотря по вине. Воевода не имел власти над ними». В распоряжении владыки было 300 стрельцов, которые получали жалованье из доходов с владычных сел, и множество слуг. 1350 г. - первое упоминание в документах о Коломенской епархии. Первым епископом был Афанасий, упомянутый в духовном завещании великого князя Симеона в 1350 г. При епископе Вассиане (Топоркове, управлял епархией с 1525 по 1542 г.) по повелению великого князя Василия Ивановича были в 1525 г. заложены и в 1530 г. окончены постройкой каменные стены Коломенского кремля. Вассиан имел большое влияние в царствование Василия III, который даже перед смертью советовался о делах именно с Вассианом и с митрополитом Даниилом. В малолетство Иоанна Грозного, в 1542 г., в период боярского правления Шуйских, Вассиан должен был оставить кафедру и удалиться в Пешношский монастырь, но не утратил значения. После своей болезни царь Иоанн Грозный посетил Вассиана в Пешношском монастыре и, зная, что он был любимым и доверенным лицом его отца, спросил: «Как я должен царствовать, чтобы великих и сильных своих держать в послушании?» Вассиан прошептал ему такой совет: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех. Если так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в своих руках. Если же будешь иметь при себе людей умнее тебя, то по необходимости будешь послушен им». Царь поцеловал ему руку и сказал: «Если бы отец мой был жив, то и он не дал бы мне такого полезного совета». Содержание разговора является вымыслом Курбского («ибо шепчут на ухо не для того, чтобы другие слушали» - замечание историка С.М. Соловьева); если этот разговор и вымысел, все же он соответствовал обстоятельствам дела и характеру действующих лиц. Епископ Коломенский Давид (1571-1581) был с Иоанном Грозным в 1571 г. в Новгороде при разорении города опричниками, присутствовал на Соборе 1572 г., где Иоанн IV просил о разрешении ему 4-го брака. Епископ Давид скончался в 1581 г. В 1589 г. в Патриархи Московские и всея Руси был избран Иов, до этого, с 1581 по 1586 г., возглавлявший Коломенскую кафедру. Небольшой двухэтажный дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная, после упразднения в 1770-х гг. церковь Покрова Пресвятой Богородицы (описание Церкви Покрова Пресвятой Богородицы читайте на странице: "Упраздненная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы"). При архиепископе Никите (1682-1704) были возведены архиерейские палаты с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского. В 1823 г. на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня (описание Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и жизни монастыря в 1731-1856 гг. читайте на странице: "Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ново-Голутвине монастыре"). В 1705 г. на архиерейском дворе архиепископом Коломенским Антонием (Одинович, ум. 1716, управлял епархией с 1705 по 1716 г.) была построена каменная крестовая Троицкая церковь (описание Церкви Пресвятой Троицы и жизни монастыря до 1731 г. читайте на странице: "Церковь Пресвятой Троицы в Ново-Голутвине монастыре")... Свое образование в Коломне начинал протопресвитер Успенского собора Московского Кремля (с 1884 г.), член Московской Синодальной конторы Николай Александрович Сергиевский (1827-1892), профессор Богословия Московского университета, основатель духовного журнала «Православное образование», автор трудов: «Об основных истинах христианской веры» (апологетические публичные чтения), М., 1872), «Творение мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею» (М., 1883). В Коломенском Духовном училище обучался будущий профессор Московской Духовной академии Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824-1887). О нравах, царивших в училище в 1831-1838 гг. он оставил воспоминания: «Один из учителей, Петр Михайлович... ставил на горох на колени, приказывал готовить дурацкие колпаки, надевал на подвергаемых наказанию и ставил несчастных во весь рост на задние парты, с предписанием притом держать руки распростертыми, а на руки велит положить на каждую по лексикону. Руки у несчастных опускаются под тяжестью. Но - горе! - сзади поставлены тоже приспешники с картузами в руках, обязанные бить изнемогавшего мальчика козырьком по голове при едва заметном понижении рук. Это было гадкое зрелище: шесть парт, по три на каждой стороне, мальчики сидят, и сзади их возвышаются подобные статуям по три, по четыре распятых с обеих сторон, и за ними приспешники. Да что! Бывало хуже. Велит кому-нибудь бить по щеке несчастного, плевать в лицо... И за что! За малоуспешность, за невыученный урок, может быть даже только по малоспособности». В конце 1850-х гг., уже во время реформ Александра II, окончил курс Коломенского Духовного училища протоиерей, благочинный и церковный педагог Василий Григорьевич Толгский (1842-1909). По окончании в 1864 г. Московской Духовной семинарии он был рукоположен во священника ко Знаменскому храму с. Комлево Рузского уезда Московской губернии. Бедный приход не обеспечивал семью. Тем не менее на свои средства и в своем доме о. Василий устроил школу. Дети писали заостренными палочками на просеянном песке. Священник с женой вырезал из старых газет большие буквы для подвижной азбуки. Организовал хор любителей из крестьян и школьников. Когда в 1872 г. о. Василий был переведен на погост Дорки Бронницкого уезда, прихожане со слезами расставались с ним. На новом месте служения он построил новое здание для церковно-приходской школы. В Дорках он тоже составил хор любителей, за неимением нот рисовал большие настенные таблицы, на которых писал слова песнопений и ноты по упрощенной, им самим изобретенной двухлинейной нотной системе. Весь годичный круг богослужений и много произведений духовных композиторов были им переписаны и приспособлены для исполнения учениками. Школа прославилась пением и считалась лучшей в уезде. В 1889 г. о. Василий - секретарь Бронницкого уездного отделения Московского епархиального училищного совета, уездный надзиратель церковно-приходских школ. В 1890 г. он стал благочинным. С 1900 г. - протоиерей и настоятель Бронницкого собора. В начале XX в. он составил особую службу в честь находившейся в соборе чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Им устроен домовый храм при городской тюрьме. Отец Василий Толгский умер в 1909 г. и похоронен у храма на погосте Дорки (станция Загорново Казанской железной дороги). В 1894 г. Коломенское Духовное училище окончил Иван Николаевич Державин, священномученик Иоанн (1878-1937). В 1901 г. он закончил обучение в Московской Духовной семинарии, был учителем в церковно-приходской школе, с 1904 г. - священник Никольской церкви с. Милет. В семье о. Иоанна было 9 детей. В 1930 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. По возвращении из ссылки служил в сельском храме в Шаховском районе Московской области, потом в Троицкой церкви с. Каменка (ныне г. Электроугли), но жил с семьей в с. Милет. В 1937 г. арестован и 3 декабря того же года расстрелян. В 1901 г. Коломенское Духовное училище окончил священномученик Александр Васильевич Орлов. Он родился в 1885 г. в семье священника с. Хонятино Коломенского уезда Василия Ильича Орлова. Через 5 лет после Александра Коломенское Духовное училище окончил его младший брат Иван (р. 1890). По окончании училища Александр Орлов поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1909 г., и в 1911 был рукоположен во священника. В 1920 г. он поступил в Московский университет на естественный факультет, которым окончил в 1923 г. С 1924 по 1932 г. о. Александр Орлов служил в храме с. Троице-Голенищево Московского уезда (ныне в черте г. Москвы). В 1932 г. он был арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1934 г. о. Александр вернулся из заключения и поселился в с. Теремец (ныне в Ступинском р-не Московской обл.). Вскоре он переехал в Георгиевский погост Клинского района, потом в с. Павловская Слобода (ныне в Истинском р-не), затем, в сане протоиерея год служил в с. Семеновском Ленинского района, там и был арестован по сфабрикованному ложному обвинению. Заключен в Таганскую тюрьму и 13 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Во 2-й половине XIX - начале XX в. в Коломенском Духовном училище получали образование дети священников и причетников главным образом из приходов, расположенных в Коломенском, Бронницком и Серпуховском уездах Московской губернии. Так, в 1906 г. Коломенское училище окончил Василий Лавров, сын псаломщика Воскресенской, что на посаде, церкви Коломны Митрофана Степановича Лаврова; в 1899 г. - Александр Невский, сын священника с. Бояркино Коломенского уезда Петра Андреевича Невского (ныне в Озерском р-не); в 1908 г. - Сергей Лосев, сын псаломщика Георгиевской церкви погоста Милино Бронницкого уезда (ныне Воскресенского р-на); в 1904 г. - Александр Минервин, сын священника Ильинской церкви с. Петровского Бронницкого уезда (ныне Раменского р-на); в 1903 г. - Аркадий Никольский, сын священника с. Куртино Коломенского уезда (ныне Ступинский р-н). Ректором Коломенского Духовного училища обычно назначался настоятель Успенского собора, инспектором и учителями были клирики собора и других коломенских церквей. Протоиерей Иродион Стефанович Сергиевский с 1801 по 1814 г. был учителем грамматического класса, с 1814 г. - инспектор как уездного, так и приходского Коломенских Духовных училищ, с 1816 г. назначен смотрителем училищ. Первый священник собора Иоанн Козмич Твердовский с 1801 по 1814 г. был учителем нотного пения. В тот же период времени священник Захарий Семенович Ильинский был учителем низшего грамматического класса. С 1815 по 1817 г. учителем всех предметов в низшем отделении Коломенского Духовного училища был Федор Семенович Протопопов, в 1816 г. рукоположенный во священника к Вознесенскому храму г. Коломны. В 1820 г. инспектором Коломенского Духовного училища был Порфирий Флеров. С 1826 г. соборный ключарь, священник Александр Алексеевич Сергиевский, был учителем в обоих классах Коломенского приходского училища, а в 1829 г. он был назначен инспектором Коломенского Духовного училища и учителем в оба класса низшего отделения. 14 октября 1827 г. у о. Александра родился сын Николай, в 1840 г. окончил Коломенское училище, в 1840-1845 гг. учился в Московской Духовной семинарии, в 1845-1849 гг. - в Санкт-Петербургской Духовной академии, по окончании которой получил степень магистра богословия и был оставлен в ней преподавателем математики и физики. В 1850 г. перешел на должность бакалавра в Московскую Духовную академию. В 1854 г. рукоположен во священника. С марта 1855 г. - настоятель Петропавловской церкви на Новой Басманной улице в Москве. В феврале 1858 г. был приглашен занять кафедру богословия Императорского Московского университета, где сменил ушедшего в отставку профессора П.М. Терновского, одновременно став настоятелем университетской церкви. Н.А.Сергиевский читал лекции по богословию, изменил господствующий до него догматический метод преподавания этого предмета, содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя чтение студентам апологии основных христианских истин. В 1871-1872 гг. прочел курсы публичных лекций «Об основных истинах христианства» и «О библейской истории творения мира в связи с естественною историею». С 1875 г. преподавал Закон Божий в гимназии Ф.И. Креймана (до конца жизни). С 1878 г. - заслуженный профессор, в 1885 г. выведен за штат университета, но продолжал преподавать по приглашению министра народного просвещения. С марта 1884 г. - протопресвитер Московского Успенского собора, член Московской Синодальной конторы. В 1860 г. Н.Сергиевский основал новый духовный журнал «Православное обозрение», который редактировал до 1869 г. Журнал должен был «служить интересам веры и науки, церкви и общества, духовной мысли и практической жизни», издавался при благословении и поддержке митрополита Филарета (Дроздова). В проповедях, которые Н.Сергиевский произносил в дни великих праздников и в Татьянин день (храмовый праздник университета), часто затрагивался вопрос об отношении между верой и знанием, разумом и откровением (публиковались в журнале «Православное обозрение» в 1860-1886 гг.). Н. Сергиевский издал две книги своих трудов. Об основных истинах христианской веры (апологетические чтения). М., 1872; "Творение мира и человека: Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею". М., 1883. Скончался Николай Александрович Сергиевский 28 июня 1892 г. в Москве. В 1835 г. ректором Коломенского Духовного училища был протоиерей Александр Невоструев. С 1841 г. ректором (смотрителем) училища был соборный протоиерей Иоанн Космин. Он же был учителем латинского языка и соединенных с ним предметов в высшем отделении уездного училища. В 1855 г. исправлял должность начальника Коломенского Духовного училища инспектор священник Александр Сергиевский (благочинный, служил в Крестовоздвиженском храме). В 1857 г. ректором училища был протоиерей Павел Волхонский, и в 1867 г. - соборный священник Михаил Сандыревский. При училище существовало Братство святителя Филарета Милостивого, основанное в 1886 г. по инициативе смотрителя училища Петра Сергеевича Соколова, одним из председателей совета Братства был архимандрит Ново-Голутвина монастыря Иоанникий (ум. 1889). 10 декабря 1897 г. в Коломне на 36-м году жизни, после тяжкой болезни, скончался помощник смотрителя Коломенского Духовного училища, коллежский советник Александр Филаретович Сергиевский (правнучатый племянник святителя Филарета), сын профессора Московской Духовной академии протоиерея Ф.А.Сергиевского, бывшего потом ректором Вифанской Духовной семинарии и скончавшегося в должности настоятеля московского Архангельского собора. В 1886 г. Александр Сергиевский был преподавателем латинского языка в Коломенском Духовном училище, а в 1896 г. занял место помощника смотрителя училища. Кроме служебных занятий Александр Филаретович состоял казначеем Братства святого праведного Филарета Милостивого, основанного для помощи бедным ученикам при духовном училище в память великого коломенского уроженца, святителя Московского Филарета. Александр Сергиевский был также казначеем уездного отделения училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства. Александр Филаретович исполнял эти обязанности с любовью и добросовестностью, с точностью и аккуратностью. В последние годы он свое свободное время в явный ущерб здоровью посвящал собиранию материалов для историко-статистического описания Коломны и Коломенского уезда с его приходами, церквями и монастырями. Добрые воспоминания о почившем долго сохранялись в духовном училище, которое он искренне любил. Ясное, невозмутимое спокойствие-плод глубокого равновесия сил души, изящное благородство всех речей и поступков сразу выделяли его во всяком обществе людей. Его речь, о чем бы она ни шла, дышала умом и добротой, обращение было исполнено кротости, деликатности и достоинства, в нем было какое-то обаяние. Много друзей и товарищей было у него, никогда никого из них не позволил он себе чем-либо обидеть. Как наставник Александр Филаретович был олицетворением долга и преданности делу. Это был человек, любивший своих учеников, деятельный, справедливый, строгий к себе и своим обязанностям, но вместе с тем мягкий и всепрощающий к своим питомцам, хорошо понявший их природу, любовью и снисхождением умевший искусно врачевать детское неразумие. Излишне говорить, как сильно любили его учившиеся у него, и какое благотворное, действенное влияние имел на них Александр Филаретович. В 1903 г. Коломенским Духовным училищем управлял смотритель училища, статский советник Василий Иванович Покровский. Он имел ордена св. Станислава 2 и 3 степени и св. Анны 3 степени; окончил курс в Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью кандидата. У него был большой стаж работы на административных должностях: 5 октября 1878 г. он был определен на должность помощника инспектора в Вологодскую Духовную семинарию; с 5 октября 1880 г. - преподаватель словесности там же; с 28 ноября 1892 г. - смотритель Звенигородского Духовного училища; с 18 января 1894 г. - инспектор Костромской Духовной семинарии; с 3 июля 1902 г. - преподаватель Священного Писания Вятской Духовной семинарии; с 6 сентября 1902 г. состоял смотрителем Коломенского Духовного училища. С 1898 г. помощником смотрителя Коломенского Духовного училища был выпускник Владимирской Духовной семинарии 1881 г. Михаил Яковлевич Никольский. С 1881 по 1885 г. он обучался в Московской Духовной академии, которую окончил кандидатом богословия, с 1885 г. преподавал в Коломенском Духовном училище русский, церковно-славянский, с 1886 г. - греческий языки. Статский советник, имел ордена св. Станислава 3 степени и св. Анны 3 степени. Состоял секретарем совета Братства святого праведного Филарета Милостивого при Коломенском Духовном училище. Учителем арифметики и географии в Коломенском училище состоял старший преподаватель училища статский советник Александр Иванович Снегирев (в Министерстве народного просвещения чины шли за выслугу лет при условии непорочной службы, поэтому даже простые преподаватели могли иметь генеральский чин); имел ордена св. Станислава 3 степени и св. Анны 3 степени; окончил курс в Московской Духовной академии со степенью кандидата; с 12 сентября 1885 г. был в должности учителя русского и славянского языков в старших классах Коломенского Духовного училища; с 21 января 1892 г. - учитель арифметики и географии в том же училище; состоял казначеем Коломенского уездного отделения Кирилло-Мефодиевского братства и членом совета Братства святого праведного Филарета Милостивого при Коломенском Духовном училище. Преподавателем русского и церковно-славянского языков в старших классах училища был коллежский асессор Сергей Дмитриевич Смирнов. Он окончил курс в Московской Духовной академии со степенью кандидата в 1898 г.; с 8 ноября 1898 г. - учитель русского и церковно-славянского языков в старших классах Коломенского духовного училища; состоял членом и делопроизводителем правления училища. Преподавателем греческого языка был Александр Платонович Пискарев. Он окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата в 1898 г.; с 31 августа того же года по 27 января 1899 г. состоял учителем второклассной церковно-приходской школы с. Чашникова Московской губернии; в 1899 г. назначен учителем церковного пения и надзирателем за воспитанниками Звенигородского духовного училища; с 29 февраля 1900 г. занял должность учителя 1 и 2 классов того же училища; с 25 ноября 1900 г. назначен учителем греческого языка в Коломенском духовном училище. Латинский язык преподавал Михаил Александрович Цветков. Он окончил курс Киевской Духовной академии со степенью кандидата в 1900 г.; с 22 сентября 1900 г. состоял надзирателем Донского Духовного училища; с 19 апреля 1901 г. учитель Коломенского Духовного училища. Церковное пение и чистописание преподавал студент семинарии Михаил Михайлович Остроумов. Он окончил курс в Московской Духовной семинарии в 1901 г.; с 26 ноября 1901 г. состоял надзирателем Коломенского Духовного училища; с 31 декабря 1902 г. - учитель церковного пения и чистописания. Надзирателями в училище были: окончивший курс Московской Духовной семинарии в 1899 г. Алексей Алексеевич Сахаров; окончивший курс Московской Духовной семинарии в 1901 г. Алексей Александрович Казанский. Училищным врачом состоял с 17 сентября 1900 г. Павел Федорович Марков; по окончании курса в Императорском Томском университете в 1898 г. со степенью лекаря, состоял экстерном при Яузском отделении Московской городской больницы с 1 по 28 декабря 1898 г.; врач-ассистент Коломенской земской больницы с 9 сентября 1899 г.; врач Коломенской городской больницы с 26 мая 1900 г. Московские Церковные Ведомости, 1913, №21, сообщали: «6 мая 1913 г. в Коломенском Духовном училище было торжественно отпраздновано трехсотлетие царствования Дома Романовых. Зал был украшен портретами Царей и Императоров, убранными разноцветной материей и зеленью. На стене из зелени были образованы слова: «Боже, Царя храни». Собрание открылось речью учителя Цветкова, посвященной описанию Смутного времени и деятельности Романовых. Автор... остановился на обстоятельствах избрания на царство Михаила Феодоровича Романова, причем особенно обратил внимание слушателей на то, что это избрание было главным образом делом освященного собора, т. е. духовенства, во главе с Казанским митрополитом Ефремом и келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным, наконец, рассмотрел с разных точек зрения деятельность Державных Романовых. По взгляду автора, возвеличили Россию под скипетром Дома Романовых, наряду с их трудами и заботами о благе Отечества, преданность русского народа Православной вере и пастырям Церкви как духовным руководителям, преданность его Царю как Помазаннику Божию, и любовь к своему родному, русскому. В заключении речи автор призывал слушателей свято чтить в благодарном сердце память почивших венценосных вождей Земли Русской, а по отношению к ныне благополучно царствующему Государю Императору иметь в сердце горячую благодарность за его многотрудную деятельность на благо Отечества и стремиться обнаруживать ему преданность на деле, не нарушая нравственного единения с ним. Учениками училища было произнесено много стихотворений, посвященных Романовым, и прочитаны выдержки из книжки профессора Елчанинова: «Царствование Государя Императора Николая Александровича». Училищный хор исполнил кантату Буслаева «О воцарении Дома Романовых», из оперы «Жизнь за Царя»: «Славься, славься, Святая Русь!» и некоторые другие музыкальные произведения. Закончился акт пением народного гимна и раздачей ученикам юбилейных изданий». В Центральном историческом архиве Москвы сохранилось прошение от 1913 г. Правления Коломенского Духовного училища о разрешении построить новый корпус: «В Строительное отделение Московского губернского правления. Правления Коломенского Духовного училища. 28 ноября 1913 г. Прошение. Представляя при сем план и чертежи на постройку для училища каменного двухэтажного с подвалом жилого строения и на ремонт и перестройку части существующего каменного двухэтажного с подвалом жилого строения. Правление училища просит дать на это разрешение. Подачу настоящего прошения, а равно и получение разрешения на постройку Правление доверяет архитектору Сергею Михайловичу Ильинскому. Смотритель училища С.Смирнов». (С.М. Ильинский окончил Училище живописи ваяния и зодчества в 1906 г., проживал в Москве.) В декабре 1913 г. разрешение от Совещательного присутствия было получено. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Коломенское Духовное училище было закрыто. После закрытия Коломенской епархии в 1799 г. древний кафедральный собор остался без причта и без способов существования как бесприходный. Архиерейский дом опустел и также остался без способов поддержания. Митрополит Платон переселил братию Старо-Голутвинского монастыря в архиерейский дом, и в 1800 г. был открыт Ново-Голутвинский монастырь. К нему он хотел приписать Успенский собор, стоящий за оградой нового монастыря, но поскольку это было неудобно для новооткрытого монастыря, то собору был дан причт из белого духовенства с небольшим пособием из окладов монастыря. Первым настоятелем Троицкого Ново-Голутвинского монастыря стал переведенный из Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Гловацкий). Он обучался в Киевской академии, жил в Михайловском монастыре. В 1745 г. вызван в Тверь для преподавания риторики и пиитики. В 1749 г. в сане иеромонаха по вызову Святейшего Синода прибыл в Москву, где в 1749-1752 гг. преподавал философию в Московской Духовной академии. В 1753 г. произведен в игумены Никольского Перервинского монастыря. В 1757 г. переведен в Николо-Угрешский монастырь. В январе 1759 г. уволен от настоятельства, но в 1760 г. назначен управляющим Московским Спасо-Андрониевым монастырем (в помощь разбитому параличом архимандриту Ионе), с 1761 г. - настоятель, тогда же в качестве члена вступил в Московскую консисторию. «По слабому здоровью» уволен от должности члена консистории. С 1776 по 1778 г. - настоятель Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Он скончался в 1802 г. После него Ново-Голутвиным монастырем управлял архимандрит Анания (скончался в 1817 г., погребен под Троицким храмом). 3 марта 1817 г. в Коломенский Ново-Голутвинский монастырь был переведен настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря архимандрит Гермоген (1778-1845, в мире Георгий Прокопьевич Сперанский, в семинарии называвшийся также Успенским и Федоровским), сын причетника (впоследствии священника) с. Федоровского Коломенского уезда (ныне в Ступинском районе), родился 26 ноября 1778 г. и обучался в Коломенской семинарии, а с 1799 г. в Московской академии, которую окончил в 1804 г. вторым студентом. Во время учения терпел крайнюю нужду, заставлявшую его вместо писчей бумаги употреблять березовую кору. С 1804 по 1814 г. Сперанский преподавал в академии французский язык, в котором настолько усовершенствовался, что на нем «говорить и сочинять мог свободно». События 1812 г. возбудили в Сперанском мысль о «неотложной нужде покаяния и презрения тленных скорогибнущих благ мира сего». 10 августа 1813 г. он был пострижен с именем Гермогена, 15 августа рукоположен во иеродиакона, 3 сентября в иеромонаха и 16 марта 1814 г. получил звание соборного монаха Донского монастыря. При преобразовании в 1814 г. Московской академии, Гермоген был назначен бакалавром по кафедре обличительного богословия, но до 1816 г. исполнял только обязанности библиотекаря «единственно для сохранения и приведения в порядок расстроенной во время набега французского» академической библиотеки, был в то же время и членом Духовноцензурного комитета. Ревизовавший в 1815 г. Московскую академию архимандрит Филарет (впоследствии митрополит Московский) дал о Гермогене хороший отзыв в том смысле, что он «довольно способен и неутомимо прилежен и назидателен для сотрудников и воспитанников примером благочестивой и строгой жизни». 16 февраля 1816 г. Гермоген был назначен инспектором академии, а 22 апреля настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря и 9 мая возведен в сан архимандрита. Четыредесятницу 1818 г. Гермоген задумал провести «в строжайшем посте», но через 12 дней такого поста его еле живого извлекли из кельи, взломав дверь. С этого времени Гермоген потерял голос и приобрел на всю жизнь трясение головы. Религиозная экзальтация Гермогена сделала его неудобным на месте инспектора. В 1818 г. тот же Филарет, в то время уже епископ Ревельский, дал о Гермогене отзыв, лестный для него как монаха и невыгодный для него как инспектора. «При основательно добром расположении духа и образа жизни, - писал Филарет Комиссии Духовных училищ, - полезен академии более примером, нежели наставлением и управлением, часто по слабости здоровья, которое препятствует ему в напряжении мысленных сил, часто по такой склонности к отвлеченной жизни, которая иногда неблаговременно увлекает его внимание от предметов внешних его обязанностей по званию наставника и блюстителя нравственности юношей». На основании этого отзыва Комиссия 29 июля 1818 г. постановила уволить Гермогена от училищной службы «впредь до усмотрения по слабости здоровья». 19 августа 1818 г. он был назначен настоятелем Московского Спасо-Андрониева монастыря. Строгий аскет, архимандрит Гермоген отличался кротостью, снисходительностью и молчаливостью. Он не пропускал ни одной церковной службы, часто уединялся для молитв в монастырский сад, где оставался иногда несколько суток без пищи. Обстановка его была самая простая: «Подавай ему одной травы, будет с удовольствием кушать и ничего не скажет», - говорил о Гермогене его келейник. Был слабого здоровья, страдал «нервной болезнью, соединенной с постоянным мокрым кашлем», горел любовью к родным и всячески помогал им, был бессребреником в полном смысле этого слова. «Ангел, а не человек», - был общий отзыв о Гермогене. В 1818-1819 гг. настоятелем Ново-Голутвинского монастыря был архимандрит Никанор (в миру Николай Степанович Клементьевский, 1787-1856). Он родился в семье священника Успенской церкви с. Клементьева в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры. В 1797 г. определен в Троице-Сергиеву Лаврскую Духовную семинарию. В 1809 г., по окончании семинарии, назначен быть в ней учителем. В апреле 1812 г. пострижен в монашество, в том же году рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным) и в иеромонаха - архиепископом Августином (Виноградским, ум. 1819). В июле 1813 г. Никанор назначен проповедником Московской Духовной академии и соборным иеромонахом Донского монастыря. В 1814 г. определен бакалавром исторических наук Московской Духовной академии и членом академического цензурного комитета. В том же году назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры с возведением (31 октября 1814 г.) в сан архимандрита. С 1818 по 1825 г. он был ректором и профессором богословия Вифанской Духовной семинарии, с назначением членом Московской Духовной консистории, и настоятелем Кололменского Ново-Голутвинского монастыря. 19 апреля 1819 г. перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. С 1826 г. епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии и управляющий Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 г. - член конференции Санкт-Петербургской Духовной академии. С 1831 г. назначен епископом Калужским и Боровским. За три года управления Калужской епархией владыка Никанор расположил к себе сердца людей и сделал так много, на что другому потребовались бы многие годы. В 1834 г. епископ Никанор переведен на Минскую и Гродненскую кафедру. Во время служения в Минске было обращено более 16 000 униатов, а в 1839 г. владыка Никанор присутствовал на торжестве общего воссоединения униатов с Русской Православной Церковью. В 1835 г. Никанор возведен в сан архиепископа. С 1839 г. именовался архиепископом Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 г. владыка Никанор - архиепископ Волынский и Житомирский. На Волыни он деятельно заботился о духовном просвящении и обращении униатов в Православие. В 1842 г. владыка Никанор вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 г. он назначен на Варшавскую и Новогеоргиевскую кафедру с оставлением в его управлении кафедры Волынской. С 4 ноября 1848 г. владыка Никанор - архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский, с 20 ноября того же года - митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. За время управления Санкт-Петербургской епархией преосвященный Никанор был известен необыкновенной ревностью и точностью в исполнении возложенных на него обязанностей, однако, как первенствующий член Святейшего Синода, не отличался силой воли и административными способностями и потому был послушным орудием в руках обер-прокурора Синода. Скончался митрополит Никанор в 1856 г. С 1819 по 1829г. монастырем управлял архимандрит Арсений (Козиоров). В период его управления была построена в 1825 г. ныне существующая колокольня. На ней было 8 колоколов. Они пожертвованы в 1827 г. коломенским 2-й гильдии купцом Киприяном Кисловым (259 пудов). В 1828 г. он же пожертвовал колокола меньшего размера (общим весом 126 пудов). В 1820-х гг. на месте стен конца XVII в. построена монастырская ограда с двумя воротами и тремя башнями. На линии монастырской ограды были построены корпус келий и служебные помещения. С 1830 по 1838 г. монастырем управлял архимандрит Иосиф. В 1838 г. недолгое время монастырь был под управлением архимандрита Арсения (Нагибина). С 1838 по 1846 г. настоятель - архимандрит Иоаким. С 1846 по 1871 г. настоятелем был архимандрит Тихон, переведенный в Коломну из г. Дмитрова, где настоятельствовал в Борисоглебском монастыре. Благочинный всех общежительных монастырей Московской епархии архимандрит Пимен (Мясников) писал об архимандрите Тихоне: «Он был из духовного звания, очень добрый и почтенный старец, всегда кроткий и смиренный, безукоризненный по жизни, воздержанный по природе и по привычке и весьма нестяжательный, словом сказать, он имел все добродетели истинного монаха, и будь он простым старцем в какой-нибудь обители, он был бы всеми чтим и уважаем за свою подвижническую жизнь, действительно примерную. К сожалению, он был сделан довольно рано настоятелем штатного монастыря, прямо со школьной скамьи, и по тому, как человек неопытный в деле правления, но любивший науки, он и в обители продолжал читать и заниматься отвлеченными предметами, мало зная толку в существенных потребностях жизни и, по своему характеру, еще менее обращая на них внимание. В следствие этого и первая обитель Борисо-Глебская, где он провел довольно времени, доставшаяся ему уже в жалком положении, при нем пришла еще в скуднейшее состояние, и Ново-Голутвин монастырь остался после его смерти... в самом жалком, плачевном положении, так что не было, как говорится, к чему и руки приложить». По смерти архимандрита Тихона в монастыре денег было всего около 15 рублей серебром. Настоятеля не на что было похоронить. Все нужное для погребения доставил коломенский прасол Гурий Федорович Ротин. Гурий Федорович и его жена Екатерина были крупнейшими благотворителями Ново-Голутвинского и Старо-Голутвинского монастырей. Дом Ротиных находится неподалеку от кремля, на Репинской (ныне Комсомольской улице, 18). Дом был построен Федором Григорьевичем (ум. ок. 1840), старшим сыном Григория Кузьмича Ротина (ум. после 1812 г.), купца 2-й гильдии, переселившегося в Коломну в конце XVIII в. из Воронежской губернии, где у него остались обширные земельные владения. В семье старший сын получал большую долю наследства. Семейное достояние унаследовал Гурий Федорович Ротин, его брат получил гораздо меньше, вышел в мещане, впоследствии обосновался в Москве, где фамилия Ротиных существует и в наше время. Гурий Федорович вел дела по старинке, но жизнь менялась, прасольство - перегон и перепродажа гуртов скота - становилось все менее доходным, окончательно промысел погубило строительство железных дорог. У Гурия Федоровича и Екатерины Афанасьевны не было детей. Он жертвовал огромные суммы храмам и монастырям, умер в начале 1870-х гг. Вдова продолжала заниматься благотворительностью. После ее смерти дом был взят в опеку, потом перешел к другим владельцам. В начале XX в. здесь было офицерское собрание. Ново-Голутвинский монастырь хотели упразднить. Узнав об этом, Гурий Федорович сказал: «Я бы всегда был готов поддержать нашу обитель, но по милости штатного положения она дошла до того, что ее, как я слышал, хотят закрыть. Ежели бы духовное начальство согласилось вместо того, чтобы совсем упразднить, сделать из нее общежитие и отца игумена Сергия из Старо-Голутвина монастыря перевести к нам в Троицкий монастырь, я бы в этом с радостью принял участие, да еще отдал бы и дом, который у меня в Коломне». По назначению владыки Филарета и пожеланию благодетеля монастыря, коломенского почетного гражданина Г.Ф. Ротина, в 1871 г. в Ново-Голутвинский монастырь из Старо-Голутвинского был переведен игумен, а впоследствии архимандрит, Сергий (Свешников). Он был родом из московского купечества, постриженник Николо-Угрешского монастыря, с 1853 по 1867 г. исполнял в монастыре послушание казначея, с 1867 по 1871 г. был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря. Игумен Сергий нашел монастырь запущенным, братии 15 человек. В монастыре был введен общежительный устав. За 7 месяцев, с помощью Г.Ф. Ротина, все храмы были приведены в порядок. При игумене Сергии в монастыре было 50 монахов и послушников, народное училище, в котором обучались 40 человек. В 1876 г. Троицкий Ново-Голутвинский монастырь, как и остальные монастыри России, собирал деньги на помощь восставшим против турок славянам. Его настоятель, архимандрит Сергий писал благочинному общежительных монастырей архимандриту Пимену следующее: «Во исполнение предписания Вашего Высокопреподобия... при сем честь имею препроводить на славен Балканского полуострова означенную Вами сумму 100 рублей серебром... каковая сумма поступает на оный предмет из неокладного монастырского дохода». Далеко не все приходившие в монастырь были способны к монашеской жизни. Почти каждый год, а то и по несколько в год, как это видно из сохранившихся в архивах отчетов архимандрита Сергия, кто-нибудь увольнялся из монастыря: «Неблагонадежными к монастырской жизни оказались: 1) определенный указом Московской Духовной консистории с 14 марта 1874 г. на испытание в число братства вверенного мне монастыря на 2 года ученик Коломенского Духовного училища, 21 года, Василий Всесвятский. 2) Волоколамского уезда с. Ошейкина заштатный пономарь, 37 лет, Алексей Петрович Карпов, проживавший во вверенном мне монастыре с марта месяца сего 1876 г. Оба уволены из монастыря сего же года 26 мая за необстоятельную жизнь в монастыре, за безовременное употребление горячих напитков, с опущением исполнения возложенных на них монастырских послушаний». Май 1876 г.: «Неблагонадежными к монастырской жизни оказались также: крестьянин Коломенского уезда, Семеновского стана Егоров, 18 лет, проживавший с декабря 1874 г. в числе послушников на испытании. Выслан за упрямство, своевольный характер и неподчинение монастырскому начальству... Архангельский мещанин Василий Кричевский, 29-ти лет, проживавший в числе послушников на испытании всего лишь с марта 1876 г., выслан за нетрезвость, самовольную отлучку, ночлег вне монастыря и буйство». Проживавший на испытании в числе послушников присоединенный из Римско-католической церкви к православию дворянин Иван Могучий-Евцифевич, находившийся вольноопределяющимся в военной службе 20 лет, «за уклонение от послушания и самовольную отлучку из монастыря и прочие неприличные поступки выслан из монастыря 3 июня 1877 г.». В 1902 г. настоятелем, игуменом Феодосием, при монастыре была открыта Ново-Голутвинская церковно-приходская школа. С 1908 г. ее заведующим и попечителем был настоятель монастыря архимандрит Варнава. В 1909 г. в ней обучались 32 мальчика. С 1913 г. законоучителем был священник коломенского собора (с 1912 г.), а с 1916 г. - Спасо-Преображенской церкви Николай Васильевич Павлов. Он окончил Коломенское Духовное училище, Московскую Духовную семинарию (со званием студента), с 1903 г. был учителем Запонорской церковно-приходской школы Богородского уезда. В 1904 г. рукоположен к Троицкой церкви с. Юркино (Богородского уезда). С 1905 г. - заведующий и законоучитель Юркинской церковно-приходской школы, с 1906 г. - законоучитель Дрезненской школы при фабрике Зимина Богородского уезда. С 1912 г. перемещен в Коломну в Успенский собор. С 1913 г. состоял временным членом Коломенского отделения Московского Епархиального училищного совета. С 1914 г. состоял законоучителем двухклассного Министерского училища при Коломенском машиностроительном заводе. Ново-Голутвинский монастырь был закрыт в 1920-х гг. В нем хотели устроить концентрационный лагерь, но решение не было реализовано, потому что часть помещений занимал лазарет. В храме, уже как приходском, богослужения совершались до 1929 г. В 1928 г. под видом религиозной общины иеромонахом Иоанном (Болагуровым) был фактически восстановлен монастырь, в который епископ Коломенский Феодосии собрал изгнанных Саровских монахов. Здания в запущенном состоянии были возвращены Церкви в 1989 г. для создания женской общежительной обители. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия монахиня Ксения приняла на себя руководство обителью. За время настоятельства ей удалось собрать вокруг себя сестер, восстановить монастырь, возобновить традиции монастырского пения. В обители имеются воскресная школа, ткацкая, керамическая, вышивальная, иконописная, столярная мастерские. Есть подсобное хозяйство. Открыт благотворительный медицинский центр. Игумения Ксения воспитала настоятельниц других женских монастырей. В подкпете Троицкого собора устроен храм, освященный в честь блаженной Ксении Петербургской. Многое в нем сделано руками самих насельниц: лампады, керамическое обрамление иконостаса, сами иконы. В Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре построена Часовня в честь Святой блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской. В 2002 г. построена деревянная надкладезная часовня Святого Владимира и Анастасии Узорешительницы. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Церковь Пресвятой Троицы (в Ново-Голутвине монастыре)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в Ново-Голутвине монастыре)
Часовня Ксении Петербургской и Матроны Московской (в Ново-Голутвине монастыре)
Часовня князя Владимира и Анастасии Узорешительницы (в Ново-Голутвине монастыре)
Упраздненная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в Ново-Голутвине монастыре)

Подворье Ново-Голутвина монастыря (с.Бол. Карасево)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (на подворье)
Часовня в честь Всех Святых (на подворье монастыря)

Адрес: г. Коломна, ул. Болотникова, д. 9    Схема проезда
Тел.: 614-10-86  E-mail: info@novogolutvin.ru  Сайт: novogolutvin.ru
Вы можете помочь...

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Часовня в Спасском монастыре
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Сычево | Часовня утраченная
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна | Святой источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца

 
главная | контакты