ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Владимирской Иконы Божией Матери (с.Горностаево)

Вы можете помочь Храму Владимирской Иконы Божией Матери
Село Горностаево имеет более чем четырёхвековую историю. В писцовой книге XVI в. сказано: «За Иваном за Яковлевым сыном Бирева, а преж се было за отцом его за Яковом за Биревым деревня Горностаево, на речке на Язвине, а в ней двор помещиков, да крестьянских 5 мест дворовых». В 1646 г. «д.Горностаево с 17 крестьянскими и бобыльскими дворами за Борисом Петровичем Шереметевым». Боярин Б.П. Шереметев (ум. 1650) участвовал в Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова. Был воеводой в Свияжске и Архангельске. Его сын Василий Борисович в 1658 г. защищал Киев от осаждавших его казаков и крымских татар, обратил их в бегство и захватил 12 пушек и 48 знамен. В 1660 г. под Чудновым попал с небольшими силами в окружение. Он был окружен поляками и крымскими татарами. Более 8 недель он отражал все нападения превосходящих сил неприятеля, но голод и болезни в его войске принудили его согласиться на свободный выход его войск и пропуск их в Россию. Но проляки обманули, у взяли его в плен. Он был выдан крымскому царевичу Нарадину, и 20 лет провел в тяжелом плену. Получив свободу, он вернулся в свое с.Чиркино в Коломенском уезде, где и скончался 9 апреля 1690 г. Он отдал свое имение двоюродному племяннику Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719), будущему графу и фельдмаршалу. В 1778 г. селом владел премьер-майор, князь Александр Алексеевич Долгоруков (1718-1782). В 1805 г. - его сын князь Михаил Александрович (1758-1817). В 1815 г. с. Горностаево - во владении князя Бориса Михайловича Черкасского (1756-1828). В 1830-х гг. село принадлежало коллежскому асессору, князю Николаю Борисовичу Черкасскому (1804-1837). В 1852 г. - князю Алексею Борисовичу Черкасскому. В 1852 г. в селе было 49 дворов, в которых жили 137 крестьян и 167 крестьянок. В 1911 г. здесь было имение братьев Жучковых. Нелегко среди строений совхоза «Индустрия» найти остатки взорванной в 1935 г. церкви. Если ехать от Непецина, то они справа от дороги за магазином. Сохранились трапезная часть, первый ярус колокольни и здание церковно-приходской школы. Храм упоминается в «Истории русского искусства» (т. IV) под редакцией И.Э. Грабаря (издание Академии наук СССР, М., 1959), где сказано: «... постройки центрических храмов, подобных церкви в Филях, были широко распространены в 90-х гг. XVII в. - в начале XVIII в. (среди них должны быть названы... Владимирская церковь в Китай-городе... храм в селе Горностаево близ Коломны)». Не удалось отыскать фотографии церкви, но в архиве было найдено описание и чертёж: «Пятиярусная церковь типа «нарышкинских» конца XVII - начала XVIII вв. Здание кирпичное с белокаменными деталями. Прямоугольный первый ярус переходит в уменьшающиеся восьмерики. Карнизы восьмериков украшены разрывными фронтонами типа «петушиных гребешков». Оконные наличники оформлены колоннами с разрывными фронтонами. Углы восьмериков декорированы полуколоннами на кронштейнах. Ампирные апсиды низкие, тройчатые. При церкви более поздняя трапезная, под двухскатной кровлей». Сама Владимирская церковь до пристройки трапезной и колокольни была каменной, однопрестольной с деревянной колокольней. При ней было 3 десятины усадебной земли, пахотной и сенокоса - 33 десятины. В 1833 г. священником здесь был Александр Филиппович Богрецов. С 1839 г. по 1871 г. настоятель церкви с. Горностаево о.Григорий Иванович Горетовский (1816-1904), прибывший на приход сразу по окончании Рязанской Духовной семинарии. Затем он служил в с.Новленское (современный г. Воскресенск). Он был возведён в сан протоиерея, отмечен всеми наградами, включая право служить с открытыми царскими вратами до «Отче наш», и удостоен личного дворянства. В 1889 г. окрестное духовенство съехалось на празднование 50-летия служения о. Григория в священном сане. После него в Горностаево определён о. Клавдий Цветаев, окончивший в 1871 г. Вифанскую семинарию. Дьячком служил Иван Васильевич Соколов. Отец Клавдий всецело предал себя устройству своего беднейшего храма, хотел к холодному пристроить два тёплых придела. Денег почти не было, а прихожане, 200 душ, едва кормились, и более половины поселян, раскольники, отказались помогать. С испрошенной сборной книгой о. Клавдий сам отправился искать средства. В феврале 1877 г. на имя преосвященного Игнатия, епископа Можайского, от священника Владимирской церкви с.Горностаево Клавдия Цветкова было направлено всепокорнейшее прошение, в котором говорилось о том, что церковь, при которой он состоит священником, однопрестольная, при ней нет ни колокольни, ни ограды, стоит она на отлёте от жилья, даже от домов причта более чем в полуверсте. Почти со дня его поступления на означенное место (14 сентября 1871 г.) у него было желание выстроить при церкви каменную, пусть небольшую, колокольню. Об этом желании он сообщил многим, благодаря чему удалось собрать 600 рублей. Служение в холодном храме открыло нужду в построении тёплой, хоть и небольшой церкви. Да и многочисленные богомольцы, нередко и зимой приходившие в храм на поклонение чудотворной иконе Плакущей Божией Матери (о. Клавдий получил замечание, что он не имел права так называть икону в официальной бумаге, так как высшим духовным начальством икона чудотворной не была признана), указывали, как на недостаток, на отсутствие тёплого храма. Суровые зимы оставляли церковь почти без прихожан. Однако нашлись благодетели, в числе их братья Губонины, кто побудил священника взяться за дело. Был составлен план придельного храма в честь Святого великомученика Никиты и каменной колокольни, начали заготавливать строительные материалы. Разрешение на строительство было получено. Отец Клавдий нашёл добрых благотворителей, приготовил материал и в 1878 г. начал строить новые приделы по проекту архитектора Петра Сантиновича Кампиони (ум. 1878). Но как только приступил - умерла его жена, оставив шестерых маленьких детей. Тем не менее в 1889 г. окончены были два придела с духовым отоплением и большой каменной колокольней. 22 октября состоялось освящение двух приделов - Святого великомученика Никиты и Святителя Афанасия Патриарха Александрийского. Местному настоятелю и благочинному о. Клавдию Цветаеву сослужили священники Ильинский из с.Шкинь, Никольский из с.Сапроново, Зверев из с.Лыково и Машков из с.Прусы, три дьякона из с.Рыблово, Шкинь и Лыково, певчие - мальчики из земской школы с.Сапроново под управлением учителя Сергея Величкина. Присутствовал наблюдатель церковноприходских школ, священник с. Чиркино В. Померанцев. Отец Клавдий ввёл неспешное богослужение с общедоступным пением «Отче наш» и «Верую». Каждый воскресный день истово отправлялись молебны с акафистом местночтимой иконе Плакущей Божией Матери. С 1874 по 1884 г. о. Клавдий был законоучителем в Шкиньской начальной школе. В 1882 г. утверждён духовником благочиния и в 1884 г. - благочинным. В 1885 г. стал кандидатом в члены правления Коломенского Духовного училища. С 1888 по 1896 г. был заведующим и законоучителем Горностаевской церковноприходской школы, открытой им на собственные средства в своём доме, безвозмездно. В 1896 г. о. Клавдий переведён в Московский Троицкий, что в Покровском, храм. С 1896 г. в храме с. Горностаево служил священник Пётр Григорьевич Любимов (43-х лет), сын священника. В 1894 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию со степенью студента. С 1895 г. был учителем церковноприходской школы с. Прусы. Женившись на дочери о. Клавдия, он получил место священника Владимирского храма с. Горностаево и был назначен законоучителем местной церковноприходской школы, для которой в 1903 г. о. Клавдий Цветаев на собственные средства построил каменное здание. В 1909 г. в школе было 36 учащихся. В 1905 г. о.Пётр награждён набедренником, в 1911 г. - скуфьёй, в 1916 г. - камилавкой. У о.Петра и его жены Ольги Клавдиевны было шестеро детей: Степан (19 лет) учился в Московской Духовной семинарии), Анна, Григорий и Владимир во 2-м классе Коломенского Духовного училища, Елена и Татьяна. Псаломщиком был Иван Степанович Виноградов (53-х лет). В 1890 г., по окончании Московской Духовной семинарии, учителем церковноприходской школы с. Горностаева Коломенского уезда был назначен Дмитрий Алексеевич Богоявленский (1868-1937). Он родился в с.Шапово (в наше время в Ступинском районе), в семье священника. В 1892 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Купавна. С 1892 по 1896 г. о.Димитрий преподавал Закон Божий в начальной школе при химическом заводе Малютиных (товарищество Малютиных помогало Троицкому храму, с 1900 по 1917 г. покупало для него свечи) и в школе при фабрике братьев Бабкиных. С 1896 по 1902 г. состоял членом Совета Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. С 1897 г. - председатель Купавинского церковноприходского попечительства. В семье о.Димитрия было 5 детей. За ревностное служение Церкви он был возведён в сан протоиерея. 12 ноября 1937 г. о.Димитрий был арестован в церковной сторожке, где жил, по ложному обвинению в контрреволюционной агитации, и 21 ноября расстрелян. В наше время в трапезной части храма, избежавшей разрушения, - склад продовольственного магазина. Соседняя с Горностаевым, расположенная выше по течению р.Северки д.Борисово, принадлежавшая помещикам Бибиковым, - родина Петра Ионовича Губонина (1825-1894), известного железнодорожного инженера, построившего ряд новых линий, выполнившего много частных подрядов и сделавшего себе состояние, исчислявшееся в десятках миллионов рублей. Его отец Иона был каменщиком и имел около Подольска небольшое предприятие для обтёсывания камней. С молодых лет и сын стал заниматься подрядами по каменным работам. Вместе с инженером Садовским он получил подряд на постройку каменных мостов Московско-Курской железной дороги. Работа была удачно выполнена. Во 2-й половине 1860-х гг. Пётр Ионович, временами один, временами в компании построил немало новых дорог: Орловско-Витебскую, Грязе-Царицынскую, Лозово-Севастопольскую, Уральскую, Горнозаводскую, Балтийскую и другие. Став богатым человеком, он принял участие в создании многих предприятий, банковских (Волжско-Камский банк), страховых компаний (Северное страховое общество), общества «Нефть» и других. Купил в Крыму известное имение Гурзуф, завёл там образцовое виноделие и стремился сделать европейский курорт. Известный русский врач-невропатолог С.С. Корсаков так описывал Гурзуф: «Внизу около моря дом Губонина и две большие красивые гостиницы с большими террасами, окружённые цветниками. Гостиницы дороги, некомфортабельны... Имение это прежде принадлежало Раевскому, у которого жил Пушкин... Губонин, конечно, прибавил несколько в красоте местности, разбив цветники, устроив гостиницы и т.п., но видно, что он не желает, чтобы его деньги пропали даром: тут уже и какая-то труба от паровой машины, и виноделие, за вино которого приходится и на месте платить довольно дорого, дорогая гостиница-ресторан, музыка и т.д.». Губонин был тесно связан деловыми отношениями с Кокоревым, некогда они вместе получали концессии. Губонин принимал участие в создании культурных очагов. В значительной степени на его средства было выстроено Комиссаровское техническое училище в Москве, которое долгое время готовило техников, очень ценившихся в московской промышленности. Принимал Губонин ближайшее участие и в постройке в Москве храма Христа Спасителя. Выйдя из крепостных крестьян, он прошёл в купечество и вышел во дворянство. Он имел чин тайного советника и получил потомственное дворянство особым высочайшим указом «в воздаяние пожертвований с 1870-1872 г. на устройство и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Церковь Владимирской Иконы Божией Матери (с.Горностаево)

Адрес: Коломенский район, с.Горностаево    Схема проезда
Вы можете помочь...

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Часовня в Спасском монастыре
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Сычево | Часовня утраченная
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна | Святой источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца

 
главная | контакты