ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с.Черкизово)

Вы можете помочь Храму Успения Пресвятой Богородицы
Черкизово и расположенные рядом Старки - части одной огромной усадьбы. Об общности в древние времена этих земель говорят даже их названия. В XIV в. из Орды выехал к московскому князю царевич Серкиз (в крещении названный Иваном). Сын его Андрей погиб в Куликовской битве, командуя Переславским полком. У него был сын Фёдор, носивший прозвище Старко. От него пошла боярская фамилия Старковых, угасшая в XVI в. По ней названы Старки, а по Серкизовым - Черкизово. Фёдор Андреевич Старков принадлежал к верхам московского боярства. Его сын Иван был наместником в Коломне в 1436 г. В этом году великий князь Василий Васильевич захватил своего злейшего противника, князя Галицкого Димитрия Шемяку, и отправил его над надзор Ивана Фёдоровича в Коломну. Иван Старков завязал с Шемякой дружеские отношения. В 1446 г., когда Дмитрий Шемяка и Иван Можайский внезапным ударом захватили ничего не подозревавшего великого князя на богомолье в Троицком Сергиеве монастыре и ослепили его, то им «коромолил с Москвы» Иван Старков. Крамола Старкова состояла в сообщении сведений, в подготовке внезапного захвата великого князя. Делал он это достаточно ловко, и его предательство осталось безнаказанным. Он остался боярином при сыне Василия, великом князе Иоанне Васильевиче, но с.Черкизово перешло к великому князю Василию Васильевичу Тёмному (то есть слепому), который в 1462 г. завещал село своей супруге Марии Ярославне. До 1689 г. село было государевым. С 1689 г. селом владел князь Михаил Алегукович Черкасский, боярин; первый раз имя его встречается под 1674 г. (20 декабря), когда он показан стольником и воеводой в Новгороде с титулом наместника ярославского (титул был дан для дипломатических сношений, князь участвовал в переговорах со шведами). В конце 1677 или в начале 1678 г. он уже значится в боярах, и на первой неделе Великого поста в 1678 г. показан первым из бояр «у действа» в Соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. В том же году он назначен первым воеводой большого полка у Киева против турок; он энергично принялся за укрепление Киева, построил в окрестностях несколько крепостец, навёл через Днепр мост «на стругах»; турки, узнав о готовящемся им отпоре, не двинулись на Киев и вскоре заключили мир. За укрепление Киева государь пожаловал Черкасского: послал ему навстречу стольника и «изволил спрашивать о здоровье и за службы жаловал своим милостивым словом». В августе того же года при дипломатических сношениях ему велено писаться наместником Казанским. 30 сентября Черкасский был уже в Москве «у руки государевой» и снова жалован милостивым словом, а уезжая из Москвы, государь оставил его в Москве первым из бояр. В 1679 г. Черкасский был воеводой в полку в Переяславле, затем воеводой в Казани, а по заключении в 1681 г. перемирия на двадцать лет с турками и крымскими татарами за заслуги во время войны с ними получил 1 апреля 1682 г. из поместья в вотчину 500 четвертей в Московском, Суздальском и Луховском уездах. В этом же году он был назначен членом Государевой Думы и подписал «Соборное деяние об уничтожении местничества». Во время стрелецкого бунта Михаил Алегукович рисковал собственной жизнью, чтобы спасти своего личного врага боярина А.С. Матвеева - сначала уговаривал стрельцов, а затем, видя, что убеждения не действуют, силой вырвал его из их рук. Насколько велико было его влияние при дворе, видно уже из того, что с ним приходилось считаться даже таким лицам, как временщик князь Василий Голицын; в его письмах к Шакловитому ясно чувствуется тревога по поводу всё возрастающего значения князя Черкасского при дворе. В дворцовых разрядах этого времени имя князя Михаила Алегуковича встречается исключительно на первых местах, и он осыпается царскими милостями. С воцарением Петра I возрастает значение Черкасского как видного и активного члена партии царицы Натальи Кирилловны. Во время поездки государя в Воронеж Черкасский оставлен был первым в Москве и ему поручено «ведать все государевы дела», он принимал деятельное участие в следственной комиссии о стрелецком бунте. Для Азовского похода Черкасский на собственные средства построил корабль, о котором Пётр в одном из писем дал отзыв как об одном из лучших. Возвратившись из первой заграничной поездки, Пётр не обрезал бороды только у боярина Т.Н. Стрешнева и князя М.А. Черкасского ввиду их преклонного возраста и общего к ним уважения. Современники дали князю самую лестную характеристику; «он отличался степенностью, приличной его пожилым летам... и своей честностью, непорочной жизнью... заслужил всеобщую любовь». Популярность князя М. А. Черкасского в это время была так велика, что в 1700 г. какой-то «книгописец» Гришка Талицкий составил письмо, в котором называл Петра антихристом и призывал народ отступить от него, и чтобы выбрали в правительство боярина князя М.А. Черкасского, «для того, что он человек добрый». В том же году был сформирован отдельный полк из «школьников всех школ» и во главе его поставлен князь М.А. Черкасский. Во время своих отлучек из Москвы, что в это время случалось очень часто, Пётр почти всегда оставлял своим заместителем князя Черкасского, вёл с ним частую переписку, сообщал о своих победах и в письмах ко многим из своих сподвижников приказывал «исправлять, не отписываяся, всё, о чём станет говорить господин Черкасский». С 1702 по 1705 г. Черкасский «сидел в Расправной палате». В 1707 г. назначен воеводой в Москве, где скорее можно было ожидать Карла XII, а «товарищей ему прибрать по воле своей, кого и сколько похочет». В 1708 г. у него в имении обедал царевич Алексей Петрович. Год смерти князя М.А. Черкасского в точности неизвестен, по одним сведениям он умер 30 ноября 1721 г., по другим, более достоверным, - в 1712 г. У него, женатого на княжне Евдокии Ивановне Пожарской, было трое сыновей: Андрей, Василий и Борис (был женат на княжне Марфе Степановне Ромодановской), к нему и перешло село после смерти отца. Потом селом владел его сын, генерал-аншеф князь Пётр Борисович Черкасский (ум. 1768), который построил в Черкизове каменную Успенскую церковь. В 1760-1762 г. Пётр Борисович - московский губернатор. Службу начал при Петре Великом, в 1735 г. был полковником в кавалерии. В 1736 г. во время войны с Турцией командовал полком драгун в армии Миниха. В июне того же года полк Черкасского ворвался в столицу Крыма Бахчисарай и после ожесточённого боя пробился к ханскому дворцу и соборной мечети. Во время штурма крепости Гезлёв (ныне Евпатория), Пётр Борисович был ранен. Миних, опасаясь быть отрезанным в Крыму, вывел войска. На следующий год Пётр Борисович, уже в чине бригадира, снова штурмовал Крым, командуя дивизией, состоявшей из двух полков драгун и полка конных гренадер, но русская армия вновь ушла из Крыма. Прикрывала отступление, ведя тяжёлые бои, котнница князя П.Б. Черкасского. При императрице Елизавете Петровне он произведён в генерал-майоры и награждён орденом Святого Александра Невского. В 1753 г. пожалован в генерал-поручики и подполковники конной гвардии, полковником которой была сама императрица. В 1760 г. князь Черкасский назначен губернатором Москвы. Пётр III произвёл его в генерал-аншефы. В 1762 г. князь Пётр Борисович Черкасский подал в отставку, протестуя против заключённого Петром III с прусским королём Фридрихом II договоре о вечном мире. Отставка была принята, и князь уехал в своё имение, где и умер. У него от брака с графиней Екатериной Петровной Апраксиной было трое сыновей и две дочери. После отца селом владел князь Михаил Петрович Черкасский, женатый на Федосье Милославской. В конце XVIII в. село принадлежало статскому советнику, князю Борису Михайловичу Черкасскому (1756-1828) и полковнице Федосье Ивановне Черкасской. A.M. Грибовский записал в своём дневнике: «Были в Голутвине монастыре похороны князя Черкасского. Сей князь Борис Михайлович служил при императрице Екатерине II в гвардии, откуда вышедши в отставку бригадиром, около 50 лет жил в своём имении, находящемся подле города Коломны. По разным наследствам дошло к нему наконец до 6000 душ крестьян. Долго он не хотел жениться и вёл свободную с женским полом жизнь: но, прижив с одною из крепостных своих девок много детей, за 14 лет до своей смерти на матери их обвенчаться и всех своих детей успел признать законными, князьями и княжнами, и всех их при себе разделил...». Черкасским село принадлежало до середины XIX в., последним владельцем был князь Борис Александрович Черкасский. Построенная Черкасскими деревянная Церковь Собора Пресвятой Богородицы дошла почти до наших дней, разрушена в советское время, на её месте построили клуб, вскоре сгоревший. Она была приписана к Успенской церкви. В ней служили только летом. В клировых ведомостях указывается дата постройки - 1592 г. Вероятно, это дата основания церкви. В Отделе письменных источников ГИМ сохранилось описание: «Деревянная, обшитая тёсом церковь построена в конце XVIII в. Здание прямоугольное в плане, одноэтажное. Основной четверик несёт восьмерик второго яруса, увенчан восьмигранным куполом с декоративным барабаном к двухъярусной главке. При церкви трапезная и трёхъярусная колокольня, также деревянная, обшитая тёсом. Церковь не отапливалась, и богослужения в ней совершались только в тёплое время года. Церковная ограда была каменной с железными решётками». Конец XVIII в. - также спорная дата; возможно, это время ремонта или перестройки храма, потому что в клировых ведомостях указывается на служение священника Василия Матвеева в храме Собора Пресвятой Богородицы в 1742, с 1746 по 1758, и с 1770 по 1774 гг. 27 сентября 1762 г. «дозволено перекрыть главу и перестроить обветшавшую деревянную колокольню при деревянной церкви Собора Пресвятой Богородицы по просьбе вотчинника, князя Петра Борисовича Черкасского. 24 мая 1734 г, епископу Коломенскому Вениамину подано было прошение князя П.Б. Черкасского, в котором говорилось, что в Черкизове имеется деревянная церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы в дальнем расстоянии от двора его, князя. Ныне по обещанию своему он желает построить в том же селе на поместной своей земле близ двора своего вновь церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы каменную. 25 мая князю дана храмозданная грамота. Церковь была построена и освящена 23 октября 1749 г. протопопом Успенского Коломенского собора Григорием Фёдоровым. Впоследствии заметили, что жертвенник был устроен «на полночь» (то есть на север), так что священник, когда вставал перед ним, становился к престолу задом. 30 сентября 1756 г. велено жертвенник переправить. В 1800 г. митрополит Платон велел справиться, почему при церкви Успения Пресвятой Богородицы причт есть, а прихода нет. Дело в том, что Успенская церковь с приделами иконы Божией Матери «Знамение» и Святых страстотерпцев Бориса и Глеба (устроенными в трапезной части храма, построенной в 1821 г.), была задумана князем Черкасским как усадебная домовая. При стоящей вблизи деревянной церкви Собора Пресвятой Богородицы в 1797 г. было 80 дворов прихожан. После построения отапливаемой трапезной в 1821 г. церковь Успения стала приходской. К ней была приписана деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы (разобрана в 1947 г., построенный из церковных брёвен клуб сгорел в 1958 г.). В 1869 г. в Черкизове было основано начальное земское училище. С 1879 г. его бессменной попечительницей была Нина Флорентьевна Хлудова. С 1914 г. церковным старостой храма избран крестьянин Ефим Андреевич Гулянов (в 1916 г. ему 81 год).Причт церковный состоял из священника и псаломщика, с 1894 г. прибавлена просфорница. В 1860-х - 1870-х гг. настоятелем Успенской церкви был священник Василий Озерецковский. Его сын Владимир родился в Черкизове 18 января 1870 г., в 1884 г. окончил Коломенское Духовное училище и в 1890 г. Вифанскую Духовную семинарию. В 1880-х - 1890-х гг. настоятелем Успенской церкви с.Черкизово был священник Иван Александрович Малинин. Здесь 10 января 1883 г. родился его сын Василий, в 1898 г. окончивший Коломенское Духовное училище, и в 1904 г. Московскую Духовную семинарию. В это же время в храме с.Черкизово служил псаломщик Порфирий Васильевич Всехсвятский. В 1888 г. в Черкизове родился его сын Сергей, в 1905 г. он окончил Коломенское Духовное училище и в 1912 г. - Московскую Духовную семинарию. До него псаломщиком был Иван Николаевич Смирнов. В 1885 г. здесь у него родился сын Василий, в 1900 г. окончивший Коломенское Духовное училище, и в 1906 г. Московскую Духовную семинарию, к этому времени Иван Николаевич Смирнов вышел за штат. В конце XIX в. - начале XX в. настоятелем храма был священник Александр Николаевич Зачатейский. В 1870-х - 1880-х гг. он служил в храме с.Чаплыгино Бронницкого уезда, здесь родились его сыновья. В начале XX в. священник Александр Зачатейский был законоучителем в черкизовской земской школе. Все три его сына были священниками, из шести дочерей Прасковья стала женой священника Павла Некрасова, Евгения, воспитанница Московского епархиального женского училища, преподавала в школе с.Черкизово. Сыновья о.Александра Зачатейского: Николай (род. 1876) был настоятелем Никольской церкви в Старках, потом Покровской в Никулино, Григорий (род. 1878) - священник церкви Погоста Старки, Илья (род. 1884) в 1899 г. окончил Коломенское Духовное училище, в 1905 г. Московскую Духовную семинарию, был настоятелем храма в с.Купелицах Верейского района, арестован 7 января 1930 г. по обвинению в том, что не донёс властям о контрреволюционных высказываниях диакона. Отец Илия был приговорён к 6 месяцам тюрьмы, его хозяйство раскулачено. Каждый год власти облагали его семью, в которой было шестеро детей, большим налогом. 25 ноября 1937 г. священник был снова арестован. Его обвиняли в активном участии в Верейском восстании против большевиков в 1918 г. Он отвечал, что активного участия не принимал, но дал восставшим ключи от церкви, и они звонили в колокола, призывая население к восстанию. Священника обвиняли также в том, что при снятии колоколов в 1935 г. он призывал верующих к сопротивлению, говоря: «Советская власть грабит и разоряет храмы Божии, снимут колокола, а потом и храмы позакрывают (так и случилось, позднее храм был закрыт и разрушен), и будете вы как нехристи ходить, погрязая в грехах». 9 декабря 1937 г. о.Илия расстрелян. Причислен к лику новомучеников. В 1906 г. к церкви с. Черкизово был рукоположен во священника Павел Васильевич Некрасов (в 1916 г. ему был 31 год). Сын заштатного священника Преображенской церкви с.Спас-Купля Подольского уезда, в 1903 г. он окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. В том же году окончил учительские певческие курсы при Московской Духовной семинарии и был удостоен звания учителя и регента церковного хора. С 1903 по 1904 г. был учителем Троице-Ратмановской церковноприходской школы Богородского уезда. С 1904 по 1906 г. состоял псаломщиком при московской Знаменской на Знаменке церкви. В тот же период безвозмездно работал учителем в церковноприходской школе при московском Златоустовском монастыре. В 1906 г. рукоположен во священника ко храму с. Черкизово и назначен законоучителем Черкизовской начальной школы. В 1911 г. окончил Епархиальные миссионерские курсы в Москве. В 1912 г. награждён набедренником, в 1916 г. - скуфьёй. У о.Павла и его жены Прасковьи Александровны (урождённой Зачатейской, в 1916 г. ей было 28 лет), было семеро детей (Василий, Клавдия, Арсений, Зоя, Елена, Елизавета, Александра). В 1937 г. о.Павел Нефасов был репрессирован. Псаломщиком в 1916 г. был Порфирий Васильевич Всехсвятский (61 года). Настоятель Успенской церкви священник Феодор Семёнович Максунов был арестован в 1937 г., а церковь закрыта... В 1-й половине XIX в. в Черкизове была роскошная усадьба с дворцом, флигелями, манежем, оранжереями, псарным двором в виде замка с башнями, «длинный ряд княжеских каменных домов, почти на версту в длину, разнообразной но при том замечательной архитектуры, и притом расположенных со щепетильной симметрией, а впереди них три церкви, две по бокам, и одна в середине, перед княжеским главным домом. Таков был вид Черкизова со стороны Москвы-реки». В отсутствие хозяев всё пришло в запустение и было сломано, кроме одного каменного флигеля. «Всё, что можно было вырубить, - вырублено... всё пошло на слом и продано: кирпичи одному, мраморные плиты другому... на месте палат осталось голое место с тремя церквами, на которые не имела права посягнуть коммерческая рука», - писал в конце XIX в. о впечатлениях молодости публицист, философ Никита Петрович Гиляров-Платонов, дед которого был священником в Черкизовской церкви... В 1960 г. был сломан верхний ярус колокольни. В здании устроили клуб, потом склад, позднее храм был заброшен. В 1992 г. возвращён верующим, в 1994 г. под руководством протоиерея Дмитрия Дудко проведены консервационные работы. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с.Черкизово)
Церковь Николая Чудотворца (с.Черкизово, погост Старки)
Церковь Собора Пресвятой Богородицы (с.Черкизово)

Адрес: Коломенский район, с. Черкизово    Схема проезда
Телефон: 8 (496) 617-15-76
Вы можете помочь...

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Часовня в Спасском монастыре
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Сычево | Часовня утраченная
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна | Святой источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца

 
главная | контакты