ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Пресвятой Троицы в Ново-Голутвине монастыре (г.Коломна)

Вы можете помочь Свято-Троицкому Ново-Голутвину монастырю
Церковь Пресвятой Троицы входит в состав Ново-Голутвина монастыря. Монастырь основан в строениях Архиерейского дома, который существовал с середины XIV в. до 1799 г. В 1705 г. на архиерейском дворе архиепископом Коломенским Антонием (Одинович, ум. 1716, управлял епархией с 1705 по 1716 г.) была построена каменная крестовая Троицкая Церковь. В 1739 г., после крупного пожара, архитектором Иваном Мичуриным было составлено описание церкви и смета на ее восстановление. С северной стороны у церкви была паперть с площадкой и 14 ступенями. В подклете была кладовая с дверью и тремя слюдяными окнами. С западной стороны церковь соединялась с архиерейскими палатами деревянным переходом, который потом сгорел. Ремонт храма произведен в 1742 г. Вероятно, в это время интерьер украсили лепниной и росписью в стиле барокко. В 1980-х гг. лепнина сохранялась только на сводах алтаря. В1801 г. починена железная кровля храма, поврежденная бурей. На плане рубежа XVIII-XIX в. показан с западной стороны храма поперечно ориентированный притвор, каменный в первом этаже и деревянный во втором. Был восстановлен деревянный на каменных столбах переход в архиерейские покои. План составлялся в связи с намерением разместить в опустевших после упразднения Коломенской епархии помещениях архиерейского дома два эскадрона Екатеринославского кирасирского полка. В 1819 и 1871 гг. храм ремонтировался... Епископ Порфирий (Крайский) переведен в Коломну в 1755 г. из Суздаля, он возобновил церковь Живоначальной Троицы при настоятельских келиях. С 1708 г. воспитанник, а с 1742 г. архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря, в 1743 г. - ректор Славяно-греко-латинской академии, помещавшейся в Заиконоспасском монастыре. В 1747 г. назначен архимандритом Донского монастыря, с оставлением в должности ректора академии и настоятеля Заиконоспасского монастыря. В 1748 г. архимандрит Порфирий рукоположен во епископа Суздальского и Юрьевского, с 1755 г. - епископ Коломенский и Каширский, член Святейшего Синода, с 1763 г. епископ Белгородский и Обоянский. Сразу же по назначении в этот еще не устроенный край владыка приступил к обозрению епархии. Результаты были неутешительными: в церквах был недостаток всего необходимого для богослужения, большинство священников были невежественными. В своем донесении Синоду владыка Порфирий писал о бедственном состоянии священства, о притеснении его со стороны помещиков и властей. Скончался владыка Порфирий в 1768 г., оставшиеся после него немалые средства были употреблены на строительство и содержание двух богаделен. Деревянную церковь в загородном архиерейском доме в с. Подлипки построил епископ Феодосии III (в Коломне с 1763 г.), он же устроил иконостас в Успенской соборной церкви, при нем в 1776 г. построена теплая соборная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Феодосий (в мире Андрей Прокофьев) был сыном пономаря Благовещенской церкви в г. Михайлове. Обучался первоначально (с 12 сентября 1740 г.) в Рязанской семинарии, затем (с сентября 1745 г.) в Московской Духовной академии, из которой вышел до окончания курса, в начале 1749 г. По приезде в Рязань в апреле того же года он был испытан в познаниях и определен учителем в Рязанскую семинарию. По пострижении в монашество в Рязанском Духовом монастыре и по посвящении в иеромонаха он в 1755 г. был назначен префектом семинарии и около 1758 г. - присутствующим в семинарской конторе. В 1759 г. был освобожден от присутствия в конторе и в том же или в следующем году посвящен в архимандрита Духова монастыря. В 1761 г. ректор семинарии и архимандрит Рязанского Богословского монастыря. 29 октября 1763 г. был определен епископом Коломенским и хиротонисан 28 декабря в придворной церкви в присутствии императрицы. Во время его управления епархией была учреждена Коломенская консистория (1764), построены Тихвинский собор в Коломне и загородный архиерейский дом, дважды (в 1764 и 1777 г.) изменены границы епархии и введены штаты 1764 г., с упразднением монастырей, реорганизацией хозяйства семинарии, монастырей, архиерейского дома и пр. Скончался на 64-м году жизни, 30 января 1787 г. В октябре 1775 г. город посетила Екатерина II. Ее встречал епископ Феодосий IIII, служил в ее присутствии литургию. Ииператрица приложилась к иконам в Успенском соборе. Владыка принимал ее в архиерейских покоях, там же была устроена встреча государыни с коломенским дворянством и купечеством. Императрица нашла город в запущенном состоянии и повелела архитектору М.Ф. Казакову привести его в порядок. Был составлен генеральный план города, архиерейский дом перестроен. Появилась новая ограда. Предпоследним коломенским епископом был Афанасий (до пострижения в монашество Алексей Иванов, 1746-1805). Он родился в Москве, в 1774 г. окончил курс Московской академии, оставлен при ней учителем. В 1771 г. принял монашество, в 1781 г. назначен при академии проповедником, в 1782 г возведен в сан игумена Московского Покровского монастыря, исполнял должность префекта бывшей при монастыре Крутицкой семинарии. В 1784 г. переведен префектом и преподавателем философии в Славяно-греко-латинскую академию. Со следующего года преподавал также богословие и древнееврейский язык. С 1786 г. - ректор академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. В 1787 г. были напечатаны его труды: «Слова на торжественные дни и праздники» и перевод Авла Гелия «Афинские ночи». 12 ноября 1788 г. хиротонисан во епископа Коломенского и Тульского. В 1799 г. получил в управление Воронежскую епархию, 1 октября того же года назначен епископом Новороссийским, в 1801 г. возведен в сан архиепископа. В 1802 г. напечатан его перевод «Апологии» Тертуллиана. В рукописи остались его записи по Священному Писанию, в которых славянский перевод поверялся греческим и еврейским текстами. 18 августа 1805 г. Афанасию повелено быть архиепископом Астраханским, но в этот самый день он скончался. Уроженец Коломны Василий Протопопов, бывший студент московской Славяно-греко-латинской академии в 1791 г. написал: «Оду на прошедший 1790 и настоящий 1791 г., посвящаемую преосвященнейшему Афанасию, епископу Коломенскому и Тульскому, в вожделенный день тезоименитства его преосвященства января 18 дня от преданного ему сердца Коломенской Семинарии Риторики, Поэзии и Французского языка учителя Василия Протопопова». Епископ Афанасий был преподавателем, а потом и ректором академии. К епископу Афанасию (Иванову) обращены строки поэта: Богатство, счастие земное, I что смертный ставит во благое, I не льстит, избранный муж, тебя, I Тебя не сан твой украшает, I Красу он от тебя взимает, I Ты мудр, премудрость возлюбя. Ода была напечатана в виде небольшой книжки. Еще студентом, в 16 лет, в 1786 г. Василий Протопопов в собрании академии прочитал доклад: «Рассуждение о вычищении, удобрении и обогащении российского языка», доклад был также напечатан отдельной книжкой. Василий Протопопов был членом консистории. Последним коломенским епископом (с 10 апреля по 31 декабря 1799 г.) был Мефодий (Смирнов), бывший епископ Воронежский, после Коломны назначен епископом Тульским и Белевским, с 1803 г. епископ Тверской и Кашинский, с 1804 г. архиепископ, с 1814 г. архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. Скончался 2 февраля 1815 г. При епископе Варлааме III (Леницком, 2-я половина XVII в. -1741) утверждена школа при архиерейском доме. В школу набирали детей священников и причетников, «певчий студент», обучавшийся в Московском Заиконоспасском монастыре, учил их букварю. Позднее «певчий студент» из Новгородской семинарии начал преподавать грамматику. Епископ Варлаам управлял епархией с 1724 по 1727 г. Православный шляхтич, Леницкий учился в Киевской академии, пострижен в монашество, управлял Густынским монастырем, был «капеляном» при фельдмаршале Борисе Шереметеве в Прутском походе, состоял при русском посланнике в Константинополе. В 1712 г. совершил паломничество в Святую землю, после ареста русских послов пробрался на Кипр, но был выдан турецким властям. В 1714 г. освобожден и вернулся в Россию, в 1716 г. откомандирован в Ригу, в том же году назначен игуменом Киевского Златоверхого монастыря. В 1719 г. он был хиротонисан во епископа Суздальского. 7 июля 1719 г. пожар уничтожил большинство суздальских храмов и архиерейский дом. Владыка восстановил кафедральный собор Рождества Богородицы. В 1723 г. вследствие жалоб мирян и духовенства епархии епископ Варлаам был отрешен от управления епархией, в 1724 г. прощен, в связи с коронацией Екатерины I, и назначен на Коломенскую кафедру. В феврале 1725 г. участвовал в погребении Петра I, в 1727 г. назначен епископом Астраханским и Ставропольским, в Астрахани устроил латинскую школу, в 1730 г. назначен на Переславскую кафедру, но ехать туда отказался, ссылаясь на несправедливость перемещения на менее почетную кафедру, в 1731 г. назначен на Псковскую кафедру. В 1733 г. преобразовал славянскую школу в Псковскую семинарию, вызвал преподавателей из Киевской академии. В 1738 г. началось следствие по обвинению епископа Варлаама в непоминании за богослужением титула императорской фамилии, в незаконной отдаче клириков в солдаты, вымогательстве, побоях, притеснениях. Варлаам был уволен на покой в Киево-Печерский монастырь.При епископе Вениамине (Сахновском 1693-1743, управлял епархией с 1731 по 1739 г.) в Коломне заведена семинария (1731). Вениамин в 1718 г. принял монашеский постриг, назначен иеромонахом на флот, до 1726 г. служил на различных кораблях, в этот год возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского Опочецкого монастыря, при проезде из Митавы в Москву через Псков, снискал расположение будущей императрицы Анны Иоанновны, в 1731 г, хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. В 1735 г. назначен членом Московского Синодального правления, в 1737 г. вместе с московским вице-губернатором проводил разбор духовенства (детей священно- и церковнослужителей) по Коломне и Кашире. В 1739 г. перемещен на Вятскую кафедру, проявил рвение в крещении вотяков (удмуртов) и в 1742 г. перемещен на Воронежскую кафедру. Полное устройство семинария получила при следующем архиерее, Киприане Скрипицыне, переведенном в Коломну в 1739 г. (ум. 1740). В ней обучали риторике, пиитике, грамматике и инфиме. Латынь начал преподавать специально для этого приглашенный учитель Лукиан Стасевич. Размещалась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома, в каменном двухэтажном корпусе с подвалами, выстроенном в 1680-х гг. при архиепископе Никите и перестроенном в XIX в. Бывший семинарский корпус сохранился - сейчас это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря. При епископе Коломенском Савве (Шпаковском, ум. 1749) обучение в семинарии стали вести специально для этого выписанные преподаватели из киевских училищ. Ученики, прошедшие риторику (далее которой учение и не простиралось), рукополагались в священный сан. До конца XVIII в. духовные школы были в России основой образования - не только духовного, но и светского. Обучение в них строилось по образцу киевской школы. В начальных классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в старших - богословские. Языки семинаристы изучали постоянно, во всех классах. Преподавание многих дисциплин велось на латинском языке. Это усложняло обучение, но давало классическое образование и доступ к мировой литературе. Полный курс обучения в семинариях состоял из восьми классов. Число лет, иногда весьма немалое, за которое ученик одолевал весь курс, зависело от его способностей и прилежания. Низшие классы («инфима» и «фара»), обычно назывались информаториями. Далее шли грамматический (в нем обучались 2 года), пиитический и синтаксический («синтаксима»), в этих классах обычно учились по году в каждом. В классах философии и риторики учились по 2 года. Высший класс - богословский. Нормой для этого класса было 4 года обучения. Коломенские преосвященные были озабочены состоянием духовного образования: преемник епископа Саввы, епископ Коломенский Гавриил (Кременецкий, с 1762 по 1770 г. архиепископ Санкт-Петербургский) посылал лучших учеников Коломенской семинарии учиться в Московскую академию в надежде на то, что они после обучения вернутся преподавателями в Коломну. По своему внутреннему распорядку, строгой дисциплине и системе общежития первые семинарии в XVIII в. во многом напоминали монастыри. Ректор, префект (его заместитель), а также надзиратели и ученики жили вместе. Воспитанники были изолированы от вольной домашней обстановки, с родными виделись редко. В 1771 г., при епископе Феодосии (Михайловском, ум. 1787), началось преподавание философии префектом, иеромонахом Арсением (Тодорским), а с 1772 г. и богословия - его преподавал ректор семинарии, настоятель Голутвина монастыря архимандрит Иакинф (Карпинский). В книге М. Руднева «История Коломенской епархии» о семинарии (в 1788 г.) сказано: «Учителей в семинарии было 6 человек, из коих ректор Серпуховского монастыря игумен Геннадий обучает богословию; префект Коломенского Спасова монастыря игумен Иероним обучает философии (в том же году его сменил будущий первый протопресвитер военного и морского духовенства, член Святейшего Синода Павел Яковлевич Озерецковский (1758-1807), он получил образование в Троицкой семинарии. Блестяще окончив курс, был назначен преподавателем философии и префектом в Переславскую семинарию, а по упразднении ее в 1788 г. переведен на ту же должность в Коломенскую семинарию. В Коломне Озерецковский был рукоположен во священника и определен присутствующим в Коломенской консистории, в каковой должности состоял до 1795 г., когда, возведенный в сан протоиерея, был назначен настоятелем Троицкого собора в Серпухове.); Ипатий Иванов Соболев, белец, холостой, обучает риторике и поэзии; Иван Федулов Козловский, белец, холостой, обучает грамматике высшего класса; слушатель богословия Артемий Егоров Зарайский, белец, холостой, обучает грамматике низшего класса; Максим Моисеев Горский обучал информатории, который по полученному сего 1788-го года мая 20-го из Московской Святейшего правительствующего Синода Конторы указу уволен для обучения медико-хирургической науке в главную Московскую Гошпиталь. К заступлению ж той информаторной должности способным оказался окончивший богословский курс и произведенный в Коломенском Успенском соборе во священника Филипп Иванов Трияцкий, о коем и представлено того ж мая 26-го числа из духовной Консистории на благорассмотрение в Контору Святейшего Синода. Во всей Семинарии учеников налицо было 322 человека, из оных, начиная с Богословия, всем кроме имеющих указы о владения жребия (по указу 1722 г. церковные места являлись собственностью семейства и переходили по наследству. Указом 1823 г. утверждено закрепление церковных мест за детьми священно- и церковнослужителей для обеспечения вдов и сирот духовенства, обычай наследственности духовных мест просуществовал до 1869 г.), и кроме учеников информатории, производится жалование неравное, разбирая по классам, и смотря по тому, сколько за выдачею учителям жалования и за другими расходами остается семинарской суммы. На содержание ж Семинарии отпускается двухтысячная сумма; из которой ректору и богословия учителю 100 рублев, префекту и философии учителю 90 рублев, риторике и поэзии учителю 80 рублев, высшего грамматического класса учителю 70 рублев, нижнего грамматического класса учителю 55 рублев, информатории учителю 55 рублев, двум подьячим при Семинарии 40 рублев. Прочая же употребляется на дрова, на разные починки и на покупку книг в Семинарскую библиотеку, а затем на жалование ученикам. Кроме означенных латинских классов изъясняется евангелие, катехизис, физика, о должностях человека, история, география, арифметика и преподаются другие языки: греческий, немецкий и французский». После окончания Коломенской семинарии в 1780 г. учителем в той же семинарии был и отец святителя Филарета, Михаил Федорович Дроздов. После апологии и инфимы он в следующем году переведен на синтаксиму и грамматику. В 1782 г. рукоположен во диакона к Коломенскому кафедральному собору с сохранением должности учителя. Клирики Успенского кафедрального собора традиционно были в числе учителей. Содержание семинария получала за счет доходов архиерейского дома и сборов с церковных и монастырских земель. В Коломенской Духовной семинарии начинал свое образование крупнейший русский иерарх и богослов XVIII в. митрополит Московский Платон (Левшин, 1737-1812), вскоре его отец настоял на переводе сына в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Здесь обучался до 1799 г. будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов, 1782-1867), выдающийся церковный иерарх и государственный деятель, видный богослов, первый в России доктор богословия, ревностный пастырь и подвижник, причисленный к лику святых в 1994 г. Святитель Филарет (Дроздов) вспоминал о своем учении в Коломенской семинарии, в последние годы ее существования: «В Коломенской семинарии учился я до класса философского: наставником по этому классу был такой человек, которого скудость мог постигнуть и ученик даровитый». В 1797 г. семинария переведена в Тулу, в Коломне с 1799 г, было оставлено небольшое училище. В Коломенском Духовном училище получил образование будущий епископ Архангельский и Холмогорский Аарон (Алексей Захарович Нарциссов, 1781-1842), сын коломенского священика, в 1807 г. окончил Славяно-греко-латинскую академию, преподавал в ней катехизис и немецкий язык, в 1810 г. принял монашество, с 1812 г. - настоятель Пензенского Спасского монастыря и ректор Пензенской семинарии, с 1815 г. - настоятель Нижнеломовского Казанского монастыря, с 1821 г. - ректор Ярославской семинарии и настоятель Толгского монастыря, в 1826 г. рукоположен во епископа Архангельского, в 1828 г. получил от Святейшего Синода выговор за данное им благословение на закладку англиканской церкви в Архангельске, с 1830 г. на покое. Владыка Аарон был известен переводами нравоучительной литературы с немецкого и английского языков, одобренными Московскими митрополитами Платоном и Филаретом. В Коломне получил начальное духовное образование будущий митрополит Петербургский Исидор (Никольский, 1799-1892), с 1834 г. епископ Дмитровский, с 1837 г. епископ Полоцкий и Витебский, с 1844 г. Экзарх Грузии, с 1860 г. митрополит Санкт-Петербургский, церковный писатель, при нем Библия впервые полностью издана на русском языке (1860-1877). Владыка Исидор открыл епархиальные женские училища в Новгороде и Петербурге. В Коломне учился и митрополит Петербургский Никанор (Клементьевский, 1787-1856). Свое образование в Коломне начинал протопресвитер Успенского собора Московского Кремля (с 1884 г.), член Московской Синодальной конторы Николай Александрович Сергиевский (1827-1892), профессор Богословия Московского университета, основатель духовного журнала «Православное образование», автор трудов: «Об основных истинах христианской веры» (апологетические публичные чтения), М., 1872), «Творение мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею» (М., 1883). В Коломенском Духовном училище обучался будущий профессор Московской Духовной академии Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824-1887). О нравах, царивших в училище в 1831-1838 гг. он оставил воспоминания: «Один из учителей, Петр Михайлович... ставил на горох на колени, приказывал готовить дурацкие колпаки, надевал на подвергаемых наказанию и ставил несчастных во весь рост на задние парты, с предписанием притом держать руки распростертыми, а на руки велит положить на каждую по лексикону. Руки у несчастных опускаются под тяжестью. Но - горе! - сзади поставлены тоже приспешники с картузами в руках, обязанные бить изнемогавшего мальчика козырьком по голове при едва заметном понижении рук. Это было гадкое зрелище: шесть парт, по три на каждой стороне, мальчики сидят, и сзади их возвышаются подобные статуям по три, по четыре распятых с обеих сторон, и за ними приспешники. Да что! Бывало хуже. Велит кому-нибудь бить по щеке несчастного, плевать в лицо... И за что! За малоуспешность, за невыученный урок, может быть даже только по малоспособности». В конце 1850-х гг., уже во время реформ Александра II, окончил курс Коломенского Духовного училища протоиерей, благочинный и церковный педагог Василий Григорьевич Толгский (1842-1909). По окончании в 1864 г. Московской Духовной семинарии он был рукоположен во священника ко Знаменскому храму с. Комлево Рузского уезда Московской губернии. Бедный приход не обеспечивал семью. Тем не менее на свои средства и в своем доме о. Василий устроил школу. Дети писали заостренными палочками на просеянном песке. Священник с женой вырезал из старых газет большие буквы для подвижной азбуки. Организовал хор любителей из крестьян и школьников. Когда в 1872 г. о. Василий был переведен на погост Дорки Бронницкого уезда, прихожане со слезами расставались с ним. На новом месте служения он построил новое здание для церковно-приходской школы. В Дорках он тоже составил хор любителей, за неимением нот рисовал большие настенные таблицы, на которых писал слова песнопений и ноты по упрощенной, им самим изобретенной двухлинейной нотной системе. Весь годичный круг богослужений и много произведений духовных композиторов были им переписаны и приспособлены для исполнения учениками. Школа прославилась пением и считалась лучшей в уезде. В 1889 г. о. Василий - секретарь Бронницкого уездного отделения Московского епархиального училищного совета, уездный надзиратель церковно-приходских школ. В 1890 г. он стал благочинным. С 1900 г. - протоиерей и настоятель Бронницкого собора. В начале XX в. он составил особую службу в честь находившейся в соборе чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Им устроен домовый храм при городской тюрьме. Отец Василий Толгский умер в 1909 г. и похоронен у храма на погосте Дорки (станция Загорново Казанской железной дороги). В 1894 г. Коломенское Духовное училище окончил Иван Николаевич Державин (1878-1937, священномученик Иоанн). В 1901 г. он закончил обучение в Московской Духовной семинарии, был учителем в церковно-приходской школе, с 1904 г. - священник Никольской церкви с. Милет. В семье о. Иоанна было 9 детей. В 1930 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. По возвращении из ссылки служил в сельском храме в Шаховском районе Московской области, потом в Троицкой церкви с. Каменка (ныне г. Электроугли), но жил с семьей в с. Милет. В 1937 г. арестован и 3 декабря того же года расстрелян. В 1901 г. Коломенское Духовное училище окончил Александр Васильевич Орлов, священномученик. Он родился в 1885 г. в семье священника с. Хонятино Коломенского уезда Василия Ильича Орлова. Через 5 лет после Александра Коломенское Духовное училище окончил его младший брат Иван (р. 1890). По окончании училища Александр Орлов поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1909 г., и в 1911 был рукоположен во священника. В 1920 г. он поступил в Московский университет на естественный факультет, которым окончил в 1923 г. С 1924 по 1932 г. о. Александр Орлов служил в храме с. Троице-Голенищево Московского уезда (ныне в черте г. Москвы). В 1932 г. он был арестован и приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1934 г. о. Александр вернулся из заключения и поселился в с. Теремец (ныне в Ступинском р-не Московской обл.). Вскоре он переехал в Георгиевский погост Клинского района, потом в с. Павловская Слобода (ныне в Истинском р-не), затем, в сане протоиерея год служил в с. Семеновском Ленинского района, там и был арестован по сфабрикованному ложному обвинению. Заключен в Таганскую тюрьму и 13 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Во 2-й половине XIX - начале XX в. в Коломенском Духовном училище получали образование дети священников и причетников главным образом из приходов, расположенных в Коломенском, Бронницком и Серпуховском уездах Московской губернии. Так, в 1906 г. Коломенское училище окончил Василий Лавров, сын псаломщика Воскресенской, что на посаде, церкви Коломны Митрофана Степановича Лаврова; в 1899 г. - Александр Невский, сын священника с. Бояркино Коломенского уезда Петра Андреевича Невского (ныне в Озерском р-не); в 1908 г. - Сергей Лосев, сын псаломщика Георгиевской церкви погоста Милино Бронницкого уезда (ныне Воскресенского р-на); в 1904 г. - Александр Минервин, сын священника Ильинской церкви с. Петровского Бронницкого уезда (ныне Раменского р-на); в 1903 г. - Аркадий Никольский, сын священника с. Куртино Коломенского уезда (ныне Ступинский р-н). Ректором Коломенского Духовного училища обычно назначался настоятель Успенского собора, инспектором и учителями были клирики собора и других коломенских церквей. Протоиерей Иродион Стефанович Сергиевский с 1801 по 1814 г. был учителем грамматического класса, с 1814 г. - инспектор как уездного, так и приходского Коломенских Духовных училищ, с 1816 г. назначен смотрителем училищ. Первый священник собора Иоанн Козмич Твердовский с 1801 по 1814 г. был учителем нотного пения. В тот же период времени священник Захарий Семенович Ильинский был учителем низшего грамматического класса. С 1815 по 1817 г. учителем всех предметов в низшем отделении Коломенского Духовного училища был Федор Семенович Протопопов, в 1816 г. рукоположенный во священника к Вознесенскому храму г. Коломны. В 1820 г. инспектором Коломенского Духовного училища был Порфирий Флеров. С 1826 г. соборный ключарь, священник Александр Алексеевич Сергиевский, был учителем в обоих классах Коломенского приходского училища, а в 1829 г. он был назначен инспектором Коломенского Духовного училища и учителем в оба класса низшего отделения. 14 октября 1827 г. у о. Александра родился сын Николай, в 1840 г. окончил Коломенское училище, в 1840-1845 гг. учился в Московской Духовной семинарии, в 1845-1849 гг. - в Санкт-Петербургской Духовной академии, по окончании которой получил степень магистра богословия и был оставлен в ней преподавателем математики и физики. В 1850 г. перешел на должность бакалавра в Московскую Духовную академию. В 1854 г. рукоположен во священника. С марта 1855 г. - настоятель Петропавловской церкви на Новой Басманной улице в Москве. В феврале 1858 г. был приглашен занять кафедру богословия Императорского Московского университета, где сменил ушедшего в отставку профессора П.М. Терновского, одновременно став настоятелем университетской церкви. Н.А.Сергиевский читал лекции по богословию, изменил господствующий до него догматический метод преподавания этого предмета, содействовал такой же перемене и в остальных университетах, рекомендуя чтение студентам апологии основных христианских истин. В 1871-1872 гг. прочел курсы публичных лекций «Об основных истинах христианства» и «О библейской истории творения мира в связи с естественною историею». С 1875 г. преподавал Закон Божий в гимназии Ф.И. Креймана (до конца жизни) '. С 1878 г. - заслуженный профессор, в 1885 г. выведен за штат университета, но продолжал преподавать по приглашению министра народного просвещения. С марта 1884 г. - протопресвитер Московского Успенского собора, член Московской Синодальной конторы. В 1860 г. Н.Сергиевский основал новый духовный журнал «Православное обозрение», который редактировал до 1869 г. Журнал должен был «служить интересам веры и науки, церкви и общества, духовной мысли и практической жизни», издавался при благословении и поддержке митрополита Филарета (Дроздова). В проповедях, которые Н.Сергиевский произносил в дни великих праздников и в Татьянин день (храмовый праздник университета), часто затрагивался вопрос об отношении между верой и знанием, разумом и откровением (публиковались в журнале «Православное обозрение» в 1860-1886 гг.). Н. Сергиевский издал две книги своих трудов. Об основных истинах христианской веры (апологетические чтения). М., 1872; "Творение мира и человека: Изъяснение библейской истории творения в связи с естественною историею". М., 1883. Скончался Николай Александрович Сергиевский 28 июня 1892 г. в Москве. В 1835 г. ректором Коломенского Духовного училища был протоиерей Александр Невоструев. С 1841 г. ректором (смотрителем) училища был соборный протоиерей Иоанн Космин. Он же был учителем латинского языка и соединенных с ним предметов в высшем отделении уездного училища. В 1855 г. исправлял должность начальника Коломенского Духовного училища инспектор священник Александр Сергиевский (благочинный, служил в Крестовоздвиженском храме). В 1857 г. ректором училища был протоиерей Павел Волхонский, и в 1867 г. - соборный священник Михаил Сандыревский. При училище существовало Братство святителя Филарета Милостивого, основанное в 1886 г. по инициативе смотрителя училища Петра Сергеевича Соколова, одним из председателей совета Братства был архимандрит Ново-Голутвина монастыря Иоанникий (ум. 1889). 10 декабря 1897 г. в Коломне на 36-м году жизни, после тяжкой болезни, скончался помощник смотрителя Коломенского Духовного училища, коллежский советник Александр Филаретович Сергиевский (правнучатый племянник святителя Филарета), сын профессора Московской Духовной академии протоиерея Ф.А.Сергиевского, бывшего потом ректором Вифанской Духовной семинарии и скончавшегося в должности настоятеля московского Архангельского собора. В 1886 г. Александр Сергиевский был преподавателем латинского языка в Коломенском Духовном училище, а в 1896 г. занял место помощника смотрителя училища. Кроме служебных занятий Александр Филаретович состоял казначеем Братства святого праведного Филарета Милостивого, основанного для помощи бедным ученикам при духовном училище в память великого коломенского уроженца, святителя Московского Филарета. Александр Сергиевский был также казначеем уездного отделения училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства. Александр Филаретович исполнял эти обязанности с любовью и добросовестностью, с точностью и аккуратностью. В последние годы он свое свободное время в явный ущерб здоровью посвящал собиранию материалов для историко-статистического описания Коломны и Коломенского уезда с его приходами, церквями и монастырями. Добрые воспоминания о почившем долго сохранялись в духовном училище, которое он искренне любил. Ясное, невозмутимое спокойствие-плод глубокого равновесия сил души, изящное благородство всех речей и поступков сразу выделяли его во всяком обществе людей. Его речь, о чем бы она ни шла, дышала умом и добротой, обращение было исполнено кротости, деликатности и достоинства, в нем было какое-то обаяние. Много друзей и товарищей было у него, никогда никого из них не позволил он себе чем-либо обидеть. Как наставник Александр Филаретович был олицетворением долга и преданности делу. Это был человек, любивший своих учеников, деятельный, справедливый, строгий к себе и своим обязанностям, но вместе с тем мягкий и всепрощающий к своим питомцам, хорошо понявший их природу, любовью и снисхождением умевший искусно врачевать детское неразумие. Излишне говорить, как сильно любили его учившиеся у него, и какое благотворное, действенное влияние имел на них Александр Филаретович... В советское время Храм Пресвятой Троицы закрыт и разорен, сохранился единственный фрагмент росписи. В наше время Храм восстановлен как собор Ново-Голутвина монастыря. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны". В 1990 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Своды храма расписаны усилиями сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Иконы иконостаса написаны иконописцем А.И.Чашкиным (в византийском стиле). Интерьер храма также гармонично дополняют паникадило и настенные светильники из керамики. Ежедневно в храме совершаются различные требы – молебны, панихиды и другие, а также многочисленные экскурсии имеют возможность познакомиться с жизнью русских святых, фрески которых написаны на сводах храма.

Виртуальный тур в подклете Троицкого Храма
Видео: Церковь Пресвятой Троицы (в монастыре)
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (г.Коломна)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в монастыре)
Часовня Ксении Петербургской и Матроны Московской (в монастыре)
Часовня князя Владимира и Анастасии Узорешительницы (в монастыре)
Упраздненная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (в монастыре)

Подворье Ново-Голутвина монастыря (с.Бол. Карасево)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (на подворье)
Часовня в честь Всех Святых (на подворье монастыря)

Адрес: г. Коломна, ул. Болотникова, д. 9    Схема проезда
Тел.: 614-10-86  E-mail: info@novogolutvin.ru  Сайт: novogolutvin.ru
Вы можете помочь...

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Часовня в Спасском монастыре
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Сычево | Часовня утраченная
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна | Святой источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца

 
главная | контакты