ЦЕРКВИ, ХРАМЫ, СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ
Коломны и Коломенского района


Церковь Илии Пророка в Сандырях (г.Коломна)

Вы можете помочь Храму Илии Пророка в Сандырях
Деревянная церковь Илии Пророка, построенная в 1789 г. (в середине XIX в. - Сошествия Святого Духа) в большом пригородном с.Сандыри, стояла до революции (в 1916 г. в церкви еще служили). В Третьяковской галерее экспонируется икона «Умиление» 1466 г. из церкви с.Сандыри (по местному преданию, икона считалась написанной в XII в.). В храме также находилась икона Божией Матери, которая была поднесена кавалерами острова Мальты фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву (вероятно, это и есть икона Божией Матери «Умиление»). В 1887 г. священник сандыревской церкви Феодор Борисоглебский (р.1861, окончил Вифанскую Духовную семинарию в 1884 г.) рассказывал, что икона мальтийскими кавалерами была поднесена графу Сергею Борисовичу Шереметеву в благодарность за покровительство (но он был в небольшом чине и сомнительно, чтобы мог оказать покровительство, - вероятно, пожертвовал храму фамильную икону). В храме находилась и 500-летняя икона Илии Пророка, которая чествовалась 2 августа (20 июля старого стиля), в день празднования святого, крестным ходом из Коломенского собора. В 1626-1629 гг. село относилось к приказу Большого дворца, им владела мать царя Михаила Феодоровича Романова, «великая инокиня» Марфа (в миру Ксения Ивановна, урожденная Шестова). В 1585 г. она вышла замуж за Федора Никитича Романова-Юрьева (в иночестве Филарет, патриарх Московский и всея Руси). У них было шестеро детей. Но в 1592 г. случилось несчастье, умерли сыновья Борис и Никита, в 1597 г. -сын Лев, а в 1599 г. - сын Иван. В 1600 г. Романовых, их родственников, друзей и слуг взяли под стражу, ложно обвинив в намерении извести царя Бориса. Ксению насильно постригли одновременно с мужем, разлучили с матерью, также постриженной, мужем и детьми (Татьяной и Михаилом - будущим царем) и отправили в Толвуйский погост за Онегу. Поп Ермолай Герасимов и жители Толвуя радушно встретили ссыльную боярыню-инокиню. Впоследствии, в 1614 г., царь Михаил Феодорович по совету матери дал «отбельную» грамоту (т.е. освобождение от податей) жителям Толвуйской волости, крестьянам Тарутиным. В 1601 г. она получила дозволение переселиться к сыну и дочери. Они жили в старинном романовском с.Клины Юрьевского уезда. По смерти царя Бориса Годунова (1605), гонителя Романовых, Лжедимитрием инокиня Марфа с детьми была призвана в Москву, где ее 12-летний сын Михаил получил чин стольника, а Филарет, возведенный к тому времени в сан архимандрита, рукоположен в митрополита Ростовского. До 1609 г. Марфа жила в Ростове, после разорения города и захвата митрополита Филарета «тушинцами» жила с сыном в Москве. В 1611 г., в начале осады Кремля, умерла ее дочь Татьяна, жена боярина князя Катырева-Ростовского. Освобожденная войсками князя Дмитрия Пожарского, Марфа с сыном уехала в костромские вотчины. Зиму прожили в Домнино, но и здесь было неспокойно, кругом рыскали разбойничьи шайки казаков и поляков. На подходах к селу выставили дозоры. Шайка поляков прознала, что в Домнино живет знатная боярыня с сыном. Они направились туда, но встретил и дозорщика Ивана Сусанина, который вызвался проводить их короткой дорогой и завел в болото. Только утром поляки поняли, что они далеко от Домнина. Они изрубили Сусанина, но предупрежденные Марфа с сыном уже скрылись из села. Они нашли приют в Костроме, в Ипатьевском монастыре. В 1619 г., уже царь, Михаил Феодорович по совету матери «обелил» в приходе с.Домнино половину деревни Деревнищи - земельный надел Богдашки Сабинина, женатого на дочери Ивана Сусанина. Вскоре из Москвы прибыло Великое посольство с известием, что Михаил Феодорович Романов избран на царство. Инокиня Марфа была решительно против этого, говоря, что избрание Михаила на Московский престол равносильно отданию сына на верную смерть, поскольку московские люди перестали быть верными данному слову. Когда долго уговаривали царя Бориса вступить на престол, клялись ему верно служить, но только появился Самозванец, назвавшийся царевичем Димитрием, и многие изменили царю и после его смерти убили его сына Феодора и царицу Марию, потом изменили Самозванцу, возвели на престол Василия Шуйского, но и тому изменили, свели с престола и отдали в польский плен. «Разве может мать отдать свое дитя на позор и верную смерть», -сказала инокиня. Михаил молод и неопытен, а страна опустошена, нечем платить войску, царю будет негде жить - Кремль лежит в развалинах. Но решительность Марфы была поколеблена архиепископом Феодоритом, который сказал, что если Михаил откажется быть царем, то в стране начнутся новые междоусобия, прольется кровь невинных жертв, за что Бог его накажет. 14 марта 1613 г. в Ипатьевском монастыре Марфа благословила сына на царство. С чувством горячей веры произнесла она пред иконой Богородицы: «Се Тебе, о Богомати Пречистая Богородице! в Твои руце, Владычице, чадо свое предаю, и яко же хощеши, устроеши ему полезная и всему православному христианству». С избранием сына на царство инокиню Марфу стали называть: «Великая государыня старица Марфа Ивановна». По приезде в Москву царь требовал, чтобы мать поселили в палатах прежних цариц. Но бояре поселили ее в Кремлевском Вознесенском монастыре: она монахиня, место ее в обители и она не должна вмешиваться в государственные дела. Старица не стала спорить. Они с сыном много пережили вместе, она была его воспитательницей и наставницей - отец всегда был далеко. Великая инокиня была уверена, что никакие происки бояр не смогут отдалить от нее сына. Сначала ее поселили в кельях царицы Марии Нагой, потом ей выстроили небольшую избушку. Старица Марфа восстановила царицыны мастерские, в которых начали шить новые царские одежды и сорочки для царя Михаила Феодоровича. Страна была так разорена, что новому царю поначалу пришлось носить сохранившиеся в казне нарядные сорочки боярина Богдана Бельского. До возвращения из польского плена митрополита Филарета, отца царя и бывшего мужа инокини Марфы, она имела большое влияние на ход государственных дел, перед принятием важного решения царь Михаил всегда обращался к матери за советом. По ее совету выборные от городов, участники Земского собора, избравшего на царство Михаила Феодоровича, остались в Москве и вместе с Боярской думой решали сложные проблемы устройства войска, сбора денег в разоренной стране, наполненной разбойничьими шайками. С помощью Земского собора удалось собрать чрезвычайный налог, «пятину» - пятую часть имущества всех плативших налоги, собрали и «запросные деньги» - добровольные пожертвования на восстановление государства. В 1614 г. взяли у Заруцкого Астрахань, в 1617 г. заключили мир со шведами и вернули Новгород, в 1618 г., после поражения войск королевича Владислава, заключили мир с Польшей. С установлением мира, в 1619 г. в Москву вернулся из плена митрополит Филарет, избранный Патриархом всея Руси. Марфа была рада, что рядом с царем появился надежный советник - отец. Но со временем она стала замечать, что сын от нее отдаляется и ее значение при дворе падает. У нее были взяты церковные дела, никто не спрашивает более ее совета. Она напомнила сыну об обете - посетить северные монастыри; если молитвы об освобождении Филарета будут услышаны. За государя оставался отец, царь и его мать отправились в путь в конце лета; Паломничество продолжалось целый месяц. Они посещали монастыри, обо всех происшествиях в пути писали в Москву Филарету. Черновики писем инокини Марфы сохранились, в них много исправлений, она с трудом подбирала слова, ведь ее письма читал не только бывший муж, но и его окружение, обычно участвовавшее в переписке официальных лиц. Она обращалась к Патриарху так: «Вышеестественному в подвигах и равноангельному в изволениях, изрядному в архиереях, богодухновенному в человецех, Великому Государю и владыке моему, Святейшему Филарету Никитичу, Божиею милостию Патриарху Московскому и всея Руси». В ответ Патриарх писал только царю и даже не упоминал об инокине Марфе. В 1622 г. он стал соправителем царя и получил титул Великого Государя. Старица стала больше заниматься хозяйственными делами. Ее покровительством пользовались многие обездоленные. Особую заботу она проявляла о насильно постриженных царицах. Ее стараниями в Московский Новодевичий монастырь была переведена Мария-Елена Буйносова, жена сведенного с престола и насильно постриженного царя Василия Шуйского, отведенного в плен в Польшу и там умершего. Инокиня Прасковья (Пелагея Михайловна Соловово, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного) была переведена в Московский Ивановский монастырь. У инокини Марфы в управлении были родовое подмосковное с.Рубцове и две московские слободы, Кадашная и Хамовная, в них находились мастерские, за Москвой-рекой она разбила огороды. Марфа решительно была против первой невесты сына, Марьи Хлоповой, безвинно сосланной, но после смерти 6 января 1625 г. первой жены царя Михаила, Марии Долгоруковой, вероятно отравленной, смирилась с новым выбором сына - царицей должна была стать дочь бедного дворянина Евдокия Лукьяновна Стрешнева. В январе 1626 г. ее поселили в Вознесенском монастыре, где она должна была жить до венчания. Инокиня Марфа была рядом, она обучала невесту сына придворным обычаям и рукоделию, управлению царицыными мастерскими, царицыными слободами, селами, садами и огородами. Евдокия Лукьяновна готова была слушаться инокини, следовала ее советам и признавала ее старшинство. Они подружились. Инокиня Марфа сама занялась приготовлением свадебных нарядов для Евдокии, ведь у будущей царицы никогда не бывало богатых нарядов. Бракосочетание состоялось 5 февраля 1626 г. Осенью того же года стало ясно, что новая царица беременна, ей уже не полагалось покидать дворец, и инокиня Марфа вновь осталась одна. Утро ее начиналось молитвой, долгой и неспешной. Выстаивала она и полный круг монастырских богослужений. Старица читала челобитные, присланные на ее имя. Дьяк записывал ответы на просьбы. Потом она принималась за дела Вознесенской обители. До обеда занимались рукоделием, раздавала пряжу и нитки монахиням и послушницам, вместе вышивали покровцы и пелены. Общая трапеза была очень скромной: щи с капустой, каша и квас. После обеда спали, потом она принимала родственников и гостей. Ее навещали сестры мужа, Ирина Никитична, вдова И.И. Годунова, Анастасия Никитична, жена боярина В.М. Лыкова. В комнате для приема гостей у инокини была клетка с говорящим попугаем, белка в колесе, небольшой орган. Для гостей играли гусельники Парамонка Федоров и Богдашка Власьев, домрачеи Андрюшка Федоров и Васька Степанов, скрипачи Богдашка Окатьев, Ивашка Иванов и немец Арманка. У старицы жили бахарь (сказитель) Петрушка, арапчонок Давыдка и дурка Манька. В начале 1631 г. инокиня тяжело заболела, ей было не более 60 лет, но по тому временим она считалась старухой. Чувствуя близкую кончину, она завещала свое имущество внучке Ирине, просила сына похоронить ее в родовой усыпальнице Романовых, в Новоспасском монастыре. Умерла в Москве 26 января 1631 г. В 1649 г. село Сандыри получил в поместье думный дворянин Семен Иванович Заборовский. В 1676 г. Заборовский продал его боярину князю Михаилу Юрьевичу Долгорукову (убит в 1682 г.). По смерти князя село перешло к его детям, и в 1705 г. Сандырями владел Петр Михайлович Долгоруков, комнатный стольник Петра I, участник Азовских походов, в 1708 г. убит в бою со шведами под Головчином. В середине XVIII в. селом владел князь Михаил Иванович Долгоруков (1731-1794), сын Ивана Алексеевича Долгорукого (казнен в 1739 г.) и Натальи Борисовны (1714-1771), урожденной графини Шереметевой, судьба которой поистине трагична. Они были только помолвлены, когда умер юный император Петр II и началось правление императрицы Анны Иоанновны, оно началось с гонений на род Долгоруких, ходивших в фаворитах при умершем императоре Петре II. Родственники уговаривали Наталью Борисовну разорвать помолвку. Но Наталья Борисовна Шереметева писала потом в своих «Собственноручных записках»: «Не имела я такой привычки, чтобы сегодня любить одного, а завтра другого, в нынешний век такая мода, а я доказала всему свету, что в любви я верна... Какая мне это радость и честная ли это совесть? Когда он был велик, так я за него с удовольствием шла, а когда он стал несчастлив, так-отказать ему? Я такому бессовестному совету согласия дать не могла». Все изменилось в их жизни, друзья отвернулись, знакомые не кланялись. Сразу после свадьбы Иван и Наталья Долгоруковы были отправлены в ссылку, их имущество конфисковано, местом ссылки назначен Никольск в Пензенской губернии. Но уже в июне 1730 г. ссыльные были отправлены далее, в Берёзов. В 1731 г. в ссылке родился первенец, князь Михаил Иванович, а спустя несколько лет князя Ивана Долгорукого, по новому доносу, что Долгоруковы «злые и вредительные слова говорили... императорскую особу поносительными словами оскорбляли» и заговор готовят, отделили от семьи, а затем тайно увезли в Тобольск, где комиссия, руководимая графом Ушаковым, «допрашивала Ивана Долгорукова и пытками довела до безумия». Суд над Долгорукими окончился в конце октября 1739 г., а 8 ноября князь Иван Алексеевич был казнен в Новгороде: его сначала четвертовали, затем отсекли голову. Наталья Борисовна с сыновьями вернулась в Москву в день смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 г.), и когда дети подросли, она удалилась в Киев и там в 1757 г. постриглась, а впоследствии приняла схиму под именем Нектарии. Привезенный матерью после ее возвращения из Сибири князь Михаил Иванович жил сначала у дяди Петра Борисовича Шереметева, затем поступил на службу в лейб-гвардии Семеновский полк. До 1755 г. селом владела жена брата казненного князя Ивана Алексеевича, бригадира, князя Николая Алексеевича Долгорукова (1713-1790), Анна Михайловна (1715-1755), урожденная княжна Голицына. От этого брака родились сын и две дочери, после смерти супруги князь Николай Алексеевич женился во второй раз, на Анне Александровне, урожденной Бредихиной. От этого брака родились сын и четыре дочери. Сыновья, генерал-лейтенант Алексей Николаевич (1750-1816) и камергер Александр Николаевич (1757-1844), не оставил и потомства. В 1756 г. Сандыревская вотчина перешла к гвардии ротмистру графу Сергею Борисовичу Шереметеву (1715-1768, потомства не оставил), дяде по материнской линии князя Михаила Ивановича Долгорукого. При A.M. Долгорукой в селе значились 262 крестьянские души «мужского полу», при Шереметевых число душ увеличилось в полтора раза. В конце XVIII в. село значилось во владении обер-камергера графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809), женившегося на своей крепостной Прасковье Ковалевой (ум. 1803). В то время в Сандырях было 93 двора, в которых жили 330 человек мужского пола и 366 женского. В 1852 г., когда селом владел их единственный сын, действительный статский советник, камергер граф Дмитрий Николаевич Шереметев (1803-1871), в Сандырях числилось 128 дворов, и в них 429 «душ мужского» и 574 «души женского полу». В документах упоминаются также две церкви в селе: деревянная Духовская и каменная Ильинская, а также квартира пристава. Барского дома в Сандырях не было. Все крестьяне находились на оброке и платили от 9,88 до 12,06 руб. с тягла. По сравнению с другими имениями, этот оброк не был обременительным, а если принять во внимание, что сандыревцы жили не столько земледелием, сколько придорожным извозным промыслом, то и совсем легким. Положение села на старинном пути с юга на Москву превратило его в станцию для ночлега и остановок проезжающих. Двигавшиеся с юга обозы предпочитали Сандыри, где чуть не в каждом доме были постоялые дворы, а на улице, кроме того, «обжорки» - лавочки или ларьки, кое-где тайные шинки. Днем и ночью движение конное и пешее было чрезвычайное, прогонялись гурты скота, шли обозы с хлебом, солью, железом, нуждавшихся в кровле, отдыхе и питании было множество. В 1911 г. в Сандырях было имение Александра Дмитриевича Шереметева (1859-1931), генерал-майора Свиты Его Императорского Величества, композитора и дирижера, в 1901-1917 гг. директора Придворной певческой капеллы, основателя (1893) Российского пожарного общества. Шереметевы в Сандырях не жили. Ныне в Сандырях стоит церковь Илии Пророка с приделами Святителя Николая Мирликийского и Преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1834 г. на средства крестьян Георгия Федоровича и Галактиона Герасимовича Бакулиных. Никольский придел освящен в 1839 г., главный престол Пророка Илии - в 1848 г., при настоятеле храма священнике Луке Успенском. В каменную церковь часть церковной утвари была перенесена из старинной деревянной сандыревской церкви (например, «тощая свеча» XVII в.). При церкви стоял каменный одноэтажный дом богадельни имени П.Г. и Л.А. Бакулиных. В богадельне призревали 5 женщин. В ведомости о богадельнях при церквах Коломенского уезда за 1910 г. указано, что богадельня при Ильинской, в селе Сандырях, церкви содержалась на проценты с 10000 рублей, пожертвованных покойным П.Г. Бакулиным и женой его. Дом, в котором находилась богадельня, был также пожертвован в церковь. В приходе Ильинского храма - земская начальная Сандыревская школа. Причт церковный издавна состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1816 г. прибавлена диаконская вакансия. Кпировая ведомость за 1840 г. сообщает, что священником в церкви с.Сандыри был Иоанн Яковлев (64 лет), сын священника, в школах не обучался. В 1800 г. посвящен во диакона к Коломенской Богоявленской церкви епископом Серафимом Дмитровским из дьячков Успенской церкви с.Черкизова. В 1804 г. рукоположен во священника митрополитом Платоном к храму с.Сандыри. Диакон Илия Сергеевич Грязнов (47 лет) женат на дочери о.Иоанна, Наталии Ивановне (41 год). В 1840 г. дьячком при храме служил Евфимий Алексеевич Сандыревский, пономарем был Федор Афанасьевич Знаменский. Причт в конце XIX в. по штату состоял из священника, диакона и псаломщика. С 1902 г. при церкви с. Сандыри служил священник Виктор Павлович Смирнов (в 1916 г. ему 41 год). В 1898 г. он окончил Вифанскую Духовную семинарию с аттестатом 2 разряда. С 1898 по 1902 г. работал учителем в Юдинской церковно-приходской школе Можайского уезда. В 1902 г. рукоположен во священника к Ильинскому храму с.Сандыри, в том же году определен законоучителем в Сандыревском земском училище. С 1903 г. состоял наблюдателем над Сандыревской народной библиотекой. В 1911 г. награжден набедренником, в 1916 г. - скуфьей. У о.Виктора и его жены Ольги Алексеевны (р.1880 г.) было трое детей: Борис, Евгений и Анатолий. Отцу Виктору сослужили диакон Иван Иванович Никольский (40 лет) и псаломщик Николай Леонидович Востоков (22 года). В 1907 г церковным старостой стал Потомственный почетный гражданин Алексей Павлович Бакулин (40 лет). В 1910 г. за труды по благоукрашению храма он был награжден золотой медалью на Андреевской ленте. В с.Сандыри в семье псаломщика Петра Бажанова 3 февраля 1883 г. родился сын Сергей, будущий священномученик. После окончания трех классов Московской Духовной семинарии Сергей Петрович Бажанов служил до 1918 г. диаконом в Успенском соборе г. Коломны. В 1918 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с.Троицкие Озерки Коломенского уезда, с 1923 по 1930 г. служил в Иоаннопредтеченской церкви в Городищах (в наше время вошло в черту Коломны), с 1930 г. - в Никольской церкви с. Городня (Луховицкий р-н). Отец Сергий был награжден набедренником, скуфьей, а в 1928 году камилавкой. В марте 1930 года начальник районного отдела ОГПУ допросил крестьянина из села Городня в надежде, что он даст показания против священника, но тот, ни словом не обмолвившись о священнике, сказал: «Признаю, что 3 марта сего года мое выступление на общем собрании против ссыпа семян в общие амбары вызвало срыв собрания, хотя я не думал, что так случится, и не хотел этого. Также я допускал отдельные высказывания недовольства тем или иным мероприятием. Признаю свои ошибки и, как бывший рабочий, проработавший до 1917 года 30 лет на коломенском и других заводах, – обещаюсь больше никогда этих ошибок не допускать, а помогать советской власти проводить ее мероприятия, и как я боролся с 1917 года за революцию, так буду бороться и теперь за укрепление власти советов». Тогда же был допрошен сторож церкви, в которой служил отец Сергий. Он сказал: «Признаю свою вину в том, что я во время проведения сельсоветом работы по засыпке в общие амбары семфонда выступил на собрании 3 марта против этой засыпки... я признаю, что дня за два до собрания на квартире у священника отца Сергия вечером собрались священник Сергий, Василий Ефимович Карпухин и его жена Марья, я – Михаил Хренкин. Мы разговаривали по поводу сбора семян и о колхозах. Отец Сергий говорил, что советская власть обдирает и душит крестьян, что семена засыпать в общественные амбары не нужно, таким способом советская власть хочет загнать крестьян в колхозы. Мы поддерживали священника, я и Карпухин тоже говорили, что нужно семян не давать. Священник Сергий – личность явно противосоветская, и всегда в разговоре с Карпухиным, у которого он живет на квартире, а также и со мной, когда я прихожу к ним, выявляет свое недовольство тем, что на него наложили 500 рублей налога и 300 рублей самообложения, и по этому поводу он говорит, что советская власть душит не только попов, но и крестьян, облагая их непосильными налогами». В тот же день был допрошен и отец Сергий. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «За собой вины против советской власти никакой не знаю, антисоветской агитации не вел, церковников, антисоветски настроенных, вокруг себя не группировал, никакой работы по разложению колхозов не вел, внушением населению мысли – незасыпки семян в общественные амбары – не занимался. Я выражал недовольство лишь тем, что тяжело платить мне налоги». Священник Сергий Бажанов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год Через два дня, 8 марта 1930 года, власти арестовали священника. Первое время он содержался под стражей в районном отделении НКВД, а с 24 марта – в тюрьме в городе Коломне. 18 марта следователь допросил Карпухина, хозяина дома, где жил священник, и тот сказал: «Чистосердечно признаю свою вину в том, что в связи со сбором семенного фонда я действительно говорил, что у нас столько нет земли, сколько спустил сельсовет собрать семян в своих контрольных цифрах. Также подтверждаю показания Хренкина о том, что перед общим собранием по поводу ссыпки семян в общие амбары у меня в доме были гражданин Хренкин, священник Сергий Бажанов, я и моя жена Марья; разговаривали о ссыпке семян и о колхозах. Священник Бажанов говорил: “Налоги тяжелые, не только попов, но и вас, крестьян, душат этими налогами”. В отношении семян он говорил: “Семена ссыпать не стоит, и вы от ссыпки воздержитесь, семенами коммунисты хотят вас загнать в колхозы. Вы семян не ссыпайте и предупредите других”. Хренкин, поддерживая священника, говорил, что “эти семена пахнут колхозами”». Кроме крестьян, которые не ходили в храм, были допрошены и верующие крестьяне. Старушка Анна Ивановна Журавлева, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Несколько дней тому назад, число и день не помню, гражданка нашей деревни Прасковья Демова, живущая напротив моего дома, увидев меня на крыльце, позвала к себе и сказала, что нашего батюшку забрали, пойдем к Медведевой и узнаем, за что его взяли. По пути следования к нам примкнуло еще несколько женщин, и мы, пригласив Медведеву, церковную старосту, пошли в сельсовет узнать о причине ареста. В сельсовет мы пришли, но нам там ничего не сказали, и мы ушли по домам, погоревав о батюшке. Батюшку нам было жаль, потому что некому будет нас схоронить». Вслед за этим была допрошена Мария Кузьминична Медведева, и она, отвечая на вопросы следователя, сказала: «Я состою членом церковного совета со времени открытия церкви в селе Городня около двух лет тому назад. Со священником Бажановым жила всегда дружно. Недовольств с его стороны на советскую власть никогда не слышала. Обычно он всегда советовал нам власти подчиняться, заявлял, что в такое время живем и надо терпеть. Когда батюшку забрали, я его очень жалела, думая, что его арестовали понапрасну. Дня четыре или три тому назад ко мне в дом пришли Лукерья Кузьминична Зимина и Анна Журавлева и стали посылать меня в совет узнать, за что взяли нашего батюшку. Я идти одна отказалась, и мы все трое пошли в совет, а в пути к нам присоединилось еще около семи женщин, и мы, придя в совет, хотели узнать причину его ареста, но нам этого не сказали, и мы разошлись по домам». Старик-фельдшер, которого обвинили в близком знакомстве со священником, лаконично ответил следователю: «Личного знакомства со священником Бажановым я никогда не имел. О его антисоветской агитации против засыпки семян ничего не знаю. Больше показать ничего не могу». После допросов свидетелей вновь был допрошен отец Сергий. Он сказал: «Виновным себя ни в чем не признаю, никакой антисоветской и антиколхозной агитацией не занимался... Когда я был на квартире у себя и разговаривал с квартирным хозяином, я действительно жаловался на большие налоги, наложенные на меня, но о налогах вообще, и о колхозах, и о жизни крестьян я не говорил, и никаких советов я никому не давал». После всех этих допросов следователь составил обвинительное заключение, в котором писал, что священник будто бы «с 1930 года вел систематическую агитацию, направленную на срыв проводимых партией и советской властью мероприятий в деревне, благодаря его внушению в селе Городня было сорвано создание семенного фонда к весенней посевной кампании 1932 года». 3 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала в Медвежьегорск. Вернувшись из заключения, он снова стал служить в том же храме. 14 октября 1937 года отец Сергий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь на допросе стал спрашивать об аресте священника в 1932 году. - В 1932 году вы вели контрреволюционную агитацию против колхозного строительства? - спросил он. - Подтверждаете ли это? - Этого я не подтверждаю, - ответил священник. - В 1936 году среди колхозников вы вели контрреволюционную агитацию? - Этого я не признаю. - В мае 1937 года вы среди колхозников вели контрреволюционную агитацию на религиозные темы? - Этого я не подтверждаю. 25 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Священник Сергий Бажанов был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. После закрытия в конце 1930-х гг., церковь Илии Пророка в 1950-х гг. варварски перестроена, разрушены ее колокольня, главка, надстроена апсида. В здании расположился детский дом. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны".

Видео: Церковь Илии Пророка в Сандырях (г.Коломна)

Адрес: г. Коломна, ул. Октябрьской Революции, д. 73    Схема проезда
Телефон настоятеля: (926) 691-60-62, (903) 184-72-09
Вы можете помочь...

ЦЕРКВИ КОЛОМНЫ

Александра Невского Часовня
Алексия Святителя Церковь (внутри кремля)
Алексия Святителя Церковь (снаружи кремля)
Анны Святой Зачатия Церковь
Архангела Михаила Церковь
Архангела Михаила Церковь (Городищи)
Богоявления Господня Церковь
Богоявления Господня Церковь (в монастыре)
Бориса и Глеба Церковь
Брусенский женский монастырь
Варвары Великомученицы Церковь
Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Владимира и Анастасии Часовня
Воскресения Христова Церковь
Вознесения Господня Церковь
Всех Святых Церковь (ОАО «Коломзавод»)
Георгия Страстотерпца Церковь
Екатерины Великомученицы Церковь
Жен-Мироносиц монастырь
Иоанна Богослова Церковь
Иоанна Воина Часовня
Иоанна Предтечи, Симеона Столпника
Иоанна Предтечи Церковь
Иоанна Предтечи Церковь (Городищи)
Иоанновский монастырь
Илии Пророка Церковь (внутри кремля)
Илии Пророка Церковь (Сандыри)
Константина царя и его матери Елены Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь
Креста Воздвижения Господня Церковь (в монастыре)
Ксении и Матроны Часовня
Мартина Исповедника Церковь
Михайловский монастырь
Молельная комната в ЦРБ
Морковкиной домовая Церковь (старообряд)
Надкладезная Часовня в Старо-Голутвине монастыре
Нерукотворного Образа Спасова Церковь
Никиты Великомученика Церковь
Николая Чудотворца, Николы Гостиного Церковь
Николая Чудотворца, Николы Заразского Церковь
Николая Чудотворца, Николы на Посаде (старообряд)
Николая Чудотворца Часовня
Ново-Голутвин монастырь
Норовской Иконы Божией Матери Церковь
Параскевы Пятницы Церковь (внутри кремля)
Параскевы Пятницы Церковь (снаружи кремля)
Параскевы Пятницы Часовня (в Грановитой башне)
Параскевы Пятницы Часовня (у Пятницких ворот)
Петра и Павла Церковь
Петра и Павла Церковь (внутри кремля)
Петра Чудотворца Церковь (внутри кремля)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (в монастыре)
Покрова Пресвятой Богородицы Церковь (упразднена)
Преображения Господня Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы (старообряд)
Рождества Христова Церковь
Рыбаковых домовая Церковь (старообряд)
Серафима Саровского Церковь в ИК-6
Сергия Радонежского Церковь (в монастыре)
Сергия Радонежского Церковь (Протопопово)
Сергия Радонежского Часовня
Симеона Богоприимца Церковь
Собор Архангела Михаила Церковь
Спасский монастырь
Старо-Голутвин мужской монастырь
Страстной Иконы Божией Матери Часовня
Тихвинской Иконы Божией Матери Церковь
Трех Святителей Великих Церковь
Троицы Пресвятой Церковь (в монастыре)
Троицы Пресвятой Церковь (на Репне)
Троицы Пресвятой Церковь (Протопопово)
Троицы Пресвятой Церковь (Щурово)
Успения Пресвятой Богородицы Церковь
Успенский кафедральный собор
Феодоровской Иконы Божией Матери Часовня
Церкви в Запрудах на озере Бельское
Часовня в Спасском монастыре
Часовня при Старо-Голутвине монастыре (320 м)
Часовня при Церкви Вознесения Господня
Чуда Архангела Михаила Церковь
Шепелевых домовая Церковь (старообряд)

ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Акатьево | Церковь Серафима Саровского
Амерево | Часовня разрушенная
Андреевка | Церковь Космы и Дамиана
Андреевское | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Апраксино | Церковь Рождества Христова
Афанасьево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Богдановка | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Богдановка | Часовня Неупиваемая Чаша
Богородское | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Подворье Ново-Голутвина монастыря
Большое Карасево | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Большое Карасево | Часовня Всех Святых
Большое Колычево | Церковь Феодора Стратилата
Борисовское | Часовня Бориса и Глеба
Бортниково | Церковь Валаамской Иконы Божией Матери
Васильево | Церковь Воскресения Христова
Верхнее Хорошово | Церковь Спаса на Крови
Воловичи | Церковь Воскресения Христова
Ворыпаевка | Монашеское поселение
Ворыпаевка | Часовня Казанской Иконы Божией Матери
Выселки | Часовня Иконы Божией Матери Иверская
Гололобово | Церковь Рождества Христова
Горки | Община сестер милосердия Казанской Иконы
Горки | Церковь Всех скорбящих Радость
Горки | Церковь Николая Чудотворца
Горностаево | Церковь Владимирской Иконы Божией Матери
Городец | Церковь Николая Чудотворца
Грайвороны | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Дарищи | Церковь Николая Чудотворца
Дворики | Церковь Георгия Победоносца
Дмитровцы | Церковь Димитрия Солунского
Дубна | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Юрьевец)
Дуброво | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (погост Красна)
Елино | Часовня Жен Мироносиц
Ильинское | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Исаиха | Подворье Старо-Голутвина монастыря
Колодкино | Часовня Утоли моя печали
Конев Бор | Церковь Кирилла и Мефодия
Коробчеево | Церковь Архангела Михаила
Кудрявцево | Часовня разрушенная
Лесной | Церковь Троицы Пресвятой
Лужки | Церковь Димитрия Солунского
Лукерьино | Церковь Димитрия Солунского (старообряд)
Лыково | Церковь Василия Кесарийского
Лысцево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Макшеево | Церковь Николая Чудотворца
Макшеево | Часовня в ограде Никольской Церкви
Маливо | Церковь Петра и Павла
Маливо | Часовня деревянная
Маливо | Часовня каменная
Малое Карасево | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Молитвино | Церковь Иконы Божией Матери Смоленская
Мячково | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Настасьино | Церковь Сретения Господня
Непецино | Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Нижнее Хорошово | Часовня Николая Чудотворца
Никульское | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Новое | Церковь Воскресения Христова
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы
Октябрьское | Церковь Пресвятой Троицы (старообряд)
Октябрьское | Церковь Федосеевская (старообряд)
Октябрьское | Часовня разрушенная
Паново | Часовня утраченная
Парфентьево | Церковь Николая Чудотворца
Пески | Церковь Николая Чудотворца
Пестриково | Часовня разрушенная
Пирочи | Никольская и Троицкая Церкви
Подберезники | Церковь Николая Чудотворца
Полубояриново | Церковь Смоленской Иконы Божией Матери
Пруссы | Церковь Илии Пророка
Радужный | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Северское | Церковь Великомученика Никиты
Семеновское | Церковь Казанской Иконы Божией Матери
Сосновый Бор | Церковь Александра Невского
Ст. Бобренево | Бобренев монастырь
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Ст. Бобренево | Церковь Рождества Богородицы (домовая)
Ст. Бобренево | Церковь Феодоровской Иконы Божией Матери
Сычево | Часовня утраченная
Троицкие Озерки | Церковь Пресвятой Троицы
Туменское | Часовня Георгия Победоносца
Угорная Слобода | Церковь Николая Чудотворца (старообряд)
Угорная Слобода | Часовня
Федосьино | Церковь Архангела Михаила
Хлопна | Часовня Преображения Господня
Чанки | Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Николая Чудотворца
Черкизово | Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Черкизово | Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Шеметово | Церковь Иоанна Крестителя
Шкинь | Церковь Сошествия Святого Духа

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Андреевское | Святой источник Николая Чудотворца
Афанасьево | Святой колодец, название неизвестно
Богдановка | Святой источник Неупиваемая Чаша
Богородское | Святой источник Сергия Радонежского
Ворыпаевка | Святой колодец, название неизвестно
Городец | Святой источник Иоанна Предтечи
Грайвороны | Источник Казанской Иконы Божией Матери
Коломна | Святой источник Сергия Радонежского
Коломна | Святой колодец в Старо-Голутвине монастыре
Коломна, Щурово | Святой источник Николая Чудотворца
Коробчеево | Святой источник Архангела Михаила
Коробчеево | Святой источник Илии Пророка
Молитвино | Источник Смоленской Иконы Божией Матери
Никульское | Святой источник Илии Пророка
Паньшино | Святой источник Николая Чудотворца
Пирочи | Святой источник Николая Чудотворца
Семеновское | Данный источник не освящен
Туменское | Святой источник Георгия Победоносца

 
главная | контакты